МААМ-картинки

Программа развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста

Наталья Вдовина
Программа развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста

Авторская программа развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста средствами пальчикового театра

Цель программы : развитие мелкой моторной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с помощью пальчикового театра.

Задачи программы :

1. Развитие мелкой моторики.

2. Развитие и формирование ручной умелости.

Публикация «Программа развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

3. Развитие графомоторного навыка.

4. Сплочение коллектива группы.

5. Развитие речи.

Принципы программы :

Принцип мотивационной готовности.

Принцип опоры на возрастные потребности и учет возрастных особенностей.

Принцип целостности и системности материала.

Принцип усложнения материала.

Принцип учета эмоциональной сложности материала;

Принцип ориентации на «зону ближайшего развития»;

Принцип единства диагностики и коррекции;

Принцип учёта ведущего вида деятельности;

Принцип активного привлечения социального окружения к участию в работе по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста посредством пальчикового театра.

Критерии отбора в группу:

1. Низкий уровень мелкой моторики.

2. Недостаточный уровень развития речи.

3. Значительные затруднения в манипуляции с предметами.

Направления работы, этапы программы :

1. Диагностический этап: Проведение первичной диагностики.

2. Установочный этап: Знакомство, сплочение группы.

3. Развивающий этап : Формирование мелкой моторики посредством пальчикового театра.

4. Блок оценки эффективности занятий. Оценка степени произошедших изменений, а также сформированности мелкой моторики с помощью повторной диагностики.

Условия для проведения программы :

Проветриваемая комната с партами для проведения письменных работ и достаточно просторная для проведения занятий, направленных на активное развитие крупной моторики.

Наличие расходных материалов (листы бумаги, цветная бумага, цветной картон, карандаши, краски, кисти, емкости для воды, клей, пластилин, природные материалы, шерстяные нитки, формы для использования в технике папье маше).

Возможность использовать интерактивную технику/ телевизор/ проектор.

Структура занятий:

1. Ритуал приветствия.

2. Разминка.

3. Основная часть.

4. Рефлексия.

5. Релаксация.

Временные затраты: Программа рассчитана на 3 месяца (15 занятий по 1 часу в неделю, проводимых в первой половине дня.

Таблица 2-Тематический план программы, направленной на формирование и развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Число №

п/п Тема занятия Содержание занятия Кол-во часов

14.12 1 Введение

«Здравствуйте, куклы!»

Театр кукол. Содержание материала: Знакомство с кукольным театром. История кукольного театра. Разновидности кукольного театра.

Формы занятий: групповые, игровой практикум.

Практика:

Показ слайдов.

Беседа на тему: «Особенности театра кукол».

Знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник-декоратор, бутафор, актер, музыкальное оформление).

Овладение навыками кукловождения (перчаточные куклы, пальчиковые куклы, куклы настольного театра).

Техническое оснащение:

- аудиоаппаратура.

Методическое обеспечение:

- аудиоматериал;

- наглядное пособие «Театр на столе»;

- тексты стихов. 1 ч.

21.12 2 Сказка на пальцах. Содержание материала: приобретать навыки вождения пальчиковых кукол. Упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук.

Формы занятий: групповые, игровой практикум.

Практика:

- упражнения для пальчиковых кукол «Дружные пальчики», «Тень – тень, потетень», «Физкультурник»;

- упражнения для пальчиковых «топотушек»;

- правила вождения пальчиковых кукол.

Техническое оснащение:

- аудиоаппаратура.

Методическое обеспечение:

- аудиоматериал;

- наглядное пособие «Театр на столе»;

- тексты стихов.

(по желанию детей возможен повтор) 1 ч

28.12 3 Пластические этюды «Руки актёра».

Содержание материала: развивать пластику рук. Учить создавать образы с помощью выразительных движений. Учить создавать пластические импровизации.

Формы занятий: групповые, игровой практикум.

Практика:

- упражнения для пластики рук «Тюльпан», «Осьминог», «Змеи»;

- упражнения на пластическую выразительность движений «Кто на картинке?», «Зёрнышко», «Марионетки»;

- музыкально-пластические импровизации «Подарок», «Осенние листья», «Утро», «Бабочки», «Снежинки».

Техническое оснащение:

- аудиоаппаратура.

Методическое обеспечение:

- наглядные пособия;

- музыкальный репертуар.

(по желанию детей возможен повтор) 1 ч

04.01 4 Работа над кукольным спектаклем.

Выбор репертуара. Содержание материала: дать представление о готовящейся постановке. Провести чтение сказок. Определиться с выбором. Предварительно распределить роли.

Формы занятий: круглый стол.

Практика:

-чтение сказок, предложенных педагогом;

- условное распределение ролей по желанию детей.

Методическое обеспечение:

- тексты сказок. 1 ч

11.01 5 Кукольных дел мастера.

Содержание материала: выбор вида кукол для спектакля; изготовление эскизов персонажей сказки. Изготовление кукол для спектакля по своим эскизам. Изготовление декораций к спектаклю.

Формы занятий: проектная деятельность, творческая мастерская.

Практика:

- рисование эскизов героев сказки;

- изготовление кукол по этим эскизам;

- подготовка декораций к спектаклю по выбранной сказке.

Техническое оснащение:

- бумага, карандаши, фломастеры, клей, цветной картон, ножницы, нитки.

Методическое обеспечение:

- пособия для изготовления кукол для кукольного театра;

- слайд-презентация о видах пальчиковых кукол. 1 ч

18.01 6 Театр начинается с вешалки, а кукольный театр - с ширмы. «Домик» - декорация для многих сказок.

Просмотр кукольного спектакля (с готовыми куклами-образцами) Содержание материала: Беседа о ширме, работа за ней. Работа с бумагой. Изготовление теремка (Декорация для сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок»)

1 ч.

25. 01 7 Кастинг на различные роли Содержание материала: формировать представление о художественном образе героев спектакля. Чтение по ролям. Пробы на роль. Анализ произведения.

Формы занятий: круглый стол.

Практика:

- чтение сказки по ролям в разных вариантах;

- пробы на ту или иную роль с воплощением заданного образа;

-действенный анализ сказки;

-распределение и закрепление ролей.

Методическое обеспечение:

- тексты сказок.

Формы занятий: спектакль.

Практика:

- показ спектакля.

Техническое оснащение:

- аудиоаппаратура;

- аудиозаписи.

Методическое обеспечение:

- пальчиковые куклы;

- декорации;

- реквизит. 1 ч

01.02 8 Подготовка пальчикового кукольного театра «Репка».

Содержание материала: Знакомство с пальчиковым кукольным театром Выявление общих героев для многих сказок (лиса, волк, заяц, медведь, бабка, дедка и т. д)

Отработка навыка работы с пальчиковыми куклами.

Прослушивание сказки. Распределение ролей. Изготовление пальчиковых кукол из бумаги.

Первичная работа с куклами-персонажами.

Куклы в действии. Обучение соединению действий кукол со словами пьесы.

Формы занятий: спектакль.

Практика:

- показ спектакля.

Техническое оснащение:

- аудиоаппаратура;

- аудиозаписи.

Методическое обеспечение:

- пальчиковые куклы;

- декорации;

- реквизит.

(по желанию детей возможен повтор) 1 ч.

08.02 9 Репетиция и постановка сказки «Репка».

Содержание материала: отрабатывается каждая роль, затем проучиваются отдельные сцены. Репетиции с декорациями и реквизитом. Работа над образом всего спектакля. Продумать музыкальное оформление спектакля. Генеральная репетиция.

Формы занятий: репетиция.

Практика:

- проработать роли каждого персонажа;

- репетиция отдельных сцен;

- репетиция с реквизитом и декорациями;

- техническая репетиция спектакля;

- генеральная репетиция.

Техническое оснащение:

- аудиоаппаратура;

- аудиозаписи.

Методическое обеспечение:

- пальчиковые куклы;

- декорации;

- реквизит.

Показ сказки «Репка». 1 ч

15.02 10

Подготовка пальчикового кукольного спектакля «Теремок».

Репетиция по эпизодам.

Творческий отчет. Содержание материала: Ознакомление детей с шитыми куклами. Отработка навыка работы с ними. Прослушивание сказки «Теремок». Работа над основными терминами и понятиями, названиями животных: Лягушка-квакушка, Мышка-норушка и т. д.

Просмотр мультфильма.

Изготовление пальчиковых героев из фетра.

Распределение ролей, обсуждение характеров героев сказки «Теремок».

Обучение соединению действий кукол со словами пьесы. Работа за декорацией «Теремок».

Показ спектакля «Теремок».

Формы занятий: спектакль.

Практика:

- показ спектакля.

Техническое оснащение:

- аудиоаппаратура;

- аудиозаписи.

Методическое обеспечение:

- пальчиковые куклы;

- декорации;

- реквизит.

(по желанию детей возможен повтор) 1 ч.

22.02 11 Репетиция и постановка сказки «Теремок».

Содержание материала: отрабатывается каждая роль, затем проучиваются отдельные сцены. Репетиции с декорациями и реквизитом. Работа над образом всего спектакля. Продумать музыкальное оформление спектакля. Генеральная репетиция.

Формы занятий: репетиция.

Практика:

- проработать роли каждого персонажа;

- репетиция отдельных сцен;

- репетиция с реквизитом и декорациями;

- техническая репетиция спектакля;

- генеральная репетиция.

Техническое оснащение:

- аудиоаппаратура;

- аудиозаписи.

Методическое обеспечение:

- пальчиковые куклы;

- декорации;

- реквизит.

Показ сказки «Теремок». 1 ч

01.03 12 Подготовка пальчикового театра «Колобок».

Театр на столе.

Роль моего героя.

Творческий отчет.

Содержание материала: Знакомство с настольным кукольным театром.

Выразительное чтение сказки, обсуждение характеров героев сказки, обсуждение постановочного плана.

Просмотр мультфильма.

Распределение ролей. Изготовление пальчиковых кукол к сказке из бумаги. Первичная отработка навыка работы с ними.

Отработка выразительного чтения слов каждого героя сказки, этюды с куклами на материале пьесы.

Формы занятий: спектакль.

Практика:

- показ спектакля.

Техническое оснащение:

- аудиоаппаратура;

- аудиозаписи.

Методическое обеспечение:

- пальчиковые куклы;

- декорации;

- реквизит.

(по желанию детей возможен повтор) 1 ч.

08.03 13 Репетиция и постановка сказки «Колобок».

Содержание материала: отрабатывается каждая роль, затем проучиваются отдельные сцены. Репетиции с декорациями и реквизитом. Работа над образом всего спектакля. Продумать музыкальное оформление спектакля. Генеральная репетиция.

Формы занятий: репетиция.

Практика:

- проработать роли каждого персонажа;

- репетиция отдельных сцен;

- репетиция с реквизитом и декорациями;

- техническая репетиция спектакля;

- генеральная репетиция.

Техническое оснащение:

- аудиоаппаратура;

- аудиозаписи.

Методическое обеспечение:

- пальчиковые куклы;

- декорации;

- реквизит.

Показ сказки «Колобокк». 1 ч

15.03 14 Подготовка настольного кукольного театра «Курочка Ряба».

Содержание материала: Изготовление персонажей сказки из пластиковых ложек.

Выразительное чтение сказки, обсуждение характеров героев сказки, обсуждение постановочного плана.

Итоговое занятие. Просмотр слайдов, видео зарисовок о том, как мы работали.

Формы занятий: спектакль.

Практика:

- показ спектакля.

Техническое оснащение:

- аудиоаппаратура;

- аудиозаписи.

Методическое обеспечение:

- пальчиковые куклы;

- декорации;

- реквизит.

1 ч

22.03 15 Репетиция и постановка сказки «Курочка ряба».

Содержание материала: отрабатывается каждая роль, затем проучиваются отдельные сцены. Репетиции с декорациями и реквизитом. Работа над образом всего спектакля. Продумать музыкальное оформление спектакля. Генеральная репетиция.

Формы занятий: репетиция.

Практика:

- проработать роли каждого персонажа;

- репетиция отдельных сцен;

- репетиция с реквизитом и декорациями;

- техническая репетиция спектакля;

- генеральная репетиция.

Техническое оснащение:

- аудиоаппаратура;

- аудиозаписи.

Методическое обеспечение:

- пальчиковые куклы;

- декорации;

- реквизит.

Показ сказки «Курочка ряба». 1 ч

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С ПРОГРАММОЙ :

1. Занятия рекомендуется проводить в первой половине дня.

2. Длительность одного занятия не должна превышать 30 минут.

3. Периодичность проведения занятий: 2 раза в неделю по 30 минут.

4. Место проведения: Занятия проводятся в группе, на сцене, в зависимости от вида пальчикового театра.

5. Материалы и оборудование: мешочек с пальчиковым театром, пальчиковый театр, изготовленный детьми, пальчиковые куклы; декорации; реквизит; аудиоаппаратура; аудиозаписи.

6. На каждом занятии перед обыгрыванием сюжета с детьми проводилась беседа по закреплению правил пользования куклой:

• Кукла полностью надевается на палец;

• Один ребенок может надеть одну или несколько кукол на руку;

• Кукла смотрит на зрителя, или на другую куклу;

• Положение куклы – вертикальное.

7. Перед обыгрыванием сценки педагоги с детьми должны закрепить основные виды действий с куклой:

• Надевание на палец;

• Имитация шагов куклы с передвижением руки;

• Повороты;

• Покачивания;

• Поклоны.

8. Внешний вид куклы должен соответствовать персонажу сказки, должен быть узнаваем детьми;

9. На занятии отбирались только те куклы, которые являлись героями данной сказки.

10. Перед обыгрыванием сказки проводилась пальчиковая гимнастика, соответствующая сюжету сказки (2 – 3 минуты)

11. Перед постановкой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;

12. Выполнять упражнения следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность;

13. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес;

14. Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому отрабатываются движения постепенно и пассивно, с помощью взрослых;

15. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте сказку;

16. Стимулируйте детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Технология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возрастаТехнология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов Значение развития мелкой.

Аквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаАквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут.

Центр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возрастаЦентр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Центр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Развития мелкой моторики дошкольников расширяется, если.

Игра «Цветочная полянка» для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаИгра «Цветочная полянка» для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста У малышей третьего года жизни мелкая моторика развивается также быстрыми темпами, только она уже связана с формированием познавательных.

Пособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаПособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста является важным аспектом для дальнейшего развития ребенка. В детских садах и центрах.

Игры и пособия для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возрастаИгры и пособия для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста Дидактические игры на развитие мелкой моторики для детей 2 - 3 лет Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности.

Игры с использованием нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возрастаИгры с использованием нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста О том, что развивать мелкую моторику рук детей слышали многие. Также многие знают традиционные способы ее развития. Я же предлагаю вашему.

Консультация для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста» Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста. Игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует.

Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». План выступления на презентации по теме: «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 апреля 2021 в 18:02
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД