Лучший педагог года

Программа для детей от четырех до семи «Творческая каморка»

Юлия Романовская
Программа для детей от четырех до семи «Творческая каморка»

Авторская программа для детей от четырех до семи

«Творческая каморка»

Актуальность использования творческих занятий

Как медиков, так и психологов, волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей. На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4 %. Рождение здорового ребенка стало редкостью, растет число недоношенных детей, число врожденных аномалий, число детей с речевыми расстройствами. Причин роста патологии множество. Это и плохая экология, и несбалансированное питание, информационные и нейропсихические перегрузки, и снижение двигательной активности.

Публикация «Программа для детей от четырех до семи „Творческая каморка“» размещена в разделах

В условиях кризиса, трансформации ценностей, роста интенсивности жизни, повышения требований социума к образованности личности, увеличения количества стрессогенных факторов - гуманистическая педагогика призвана усилить внимание к проблеме психологического комфорта, эмоционального благополучия дошкольника, создания условий для поддержки его психического здоровья. Распространение так называемых болезней цивилизации (основные из которых психосоматические, связанные с длительным эмоциональным напряжением – страхами, нереализованностью, боязни не отвечать требованиям, тоской, обидами, конкурентностью) и увеличение количества невротичных детей актуализирует потребность усилить внимание к такому аспекту психологической деятельности, как сохранение душевного состояния дошкольника через творческий аспект.

Потребность в творческом самовыражении составляет одну из основных потребностей детского организма, являясь условием его нормального

формирования и развития. Во время творческих занятий у ребенка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Творчество при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором, а также средством всестороннего гармонического развития ребенка. Психолог может пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость

На данный момент существует множество нетрадиционных методик,

позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед психологом. Это:

фитотерапия, литеротерапия, шоугун-терапия, аромотерапия, музыкотерапия,

арттерапия, сказкотерапия и др. Но эффективность нововведений зависит от

знания методики, систематичности и рациональности ее использования.

За основу для написаний авторской программы “ Творческая каморка” была взята программа Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Креативная терапия».

Новизна программы состоит в том, что творчество используется не как элемент, а как целостная система грамотно подобранных методик.

Занятия по программе “ Творческая каморкастроятся по такому принципу: знакомство с творчеством, пропускается через все каналы восприятия информации, то есть, аудиальную, визуальную, кинестетическую, телесную.

Например, аудиальный канал – детям показывают пиктограммы и картинки. Визуальный канал – слушают музыку, проговаривают воспоминания вслух из своего прошлого опыта, слушают сказочные истории и остальных детей. Кинестетический канал – рисуют, показывают чувства руками, ногами, телодвижением.

Таким образом, программа предполагает развитие творческой личности, способной применить свои знания и умения в различных ситуациях.

Ценность занятий по программе “ Творческая каморка” состоит в том, что благодаря гармоничному развитию, дети расширяют круг осознаваемых чувств, они начинают глубже понимать себя и окружающих людей, им становится легче наладить дружеские отношения внутри коллектива сверстников.

Основываясь на выше сказанное, я считаю, чтобы помочь ребенку выразить себя и научиться управлять собой, необходимо развивать у детей творческую, эмоционально-волевую, коммуникативную и ценностную сферу, через программу “ Творческая каморка”.

Цель программы : развивать творческую, коммуникативную, эмоционально-волевую и ценностную сферы детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей;

2. Дать представление о способах выражения собственных чувств, желаний (мимика, жесты, поза, слова);

3. Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

4. Обогатить ценностную сферу.

5. Формировать коммуникативные навыки.

Принципы:

1. Не навязывайте себя никому, в том числе и детям, с которыми вы хотите заниматься. Если по каким-то причинам детям не понравилось занятие, значит, отложите его до лучших времен, и попробуйте понять, что вы сделали не так.

2. Остановитесь – если не знаете, как воздействовать. В процессе занятий с детьми могут возникнуть трудности, устранить которые сразу не получается.

3. Исключите свои отрицательные эмоции на момент ваших занятий с ними.

4. Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми. Помните, что вы взрослый, потому что ведете занятие, во всем остальном вы такой же участник, как дети. Вы так же ползаете с ними по полу, показываете различные эмоции, рисуете. Вы – образец того свободного творческого поведения, которому невольно подражают и к которому тянутся дети.

5. Не фиксируйте внимание на неудачах, не делайте замечаний, даже если вы искренне желаете в этот момент что-то исправить, кому-то помочь, кого-то больше подбодрить. Избыток вашего внимания или отрицательная оценка способны нарушить эмоциональное благополучие ребенка, а значит – навредить ему.

6. Давайте качественные оценки, если не можете удержаться от них. На занятиях не бывает правильных и неправильных действий, здесь у всех все получается, все проявляют себя, как могут и как хотят, не боясь заслужить порицание, осуждение.

7. Не сравнивайте детей с кем-либо в невыгодном свете, не ставьте никого в пример. Помните, что здесь главное - не результативные достижения, а внутренняя свобода, эмоциональное благополучие.

8. Используйте разные формы несловесной поддержки ребенку – улыбку, поглаживание по голове, обнимание за плечи и т д.

Приемы и средства:

В процессе групповой и индивидуальной работы с детьми используются приемы, содержание которых отвечает задачам программы.

На занятиях работа идет параллельно по четырем основным направлениям, которые предложены Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д.

Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавать свои и чужие достоинства и недостатки.

Инструментальное направление требует формирования у ребенка умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, т. е. формирования личностной рефлексии.

Потребностно-мотивационное направление заключается в формировании умения находить в трудных ситуациях силы внутри себя, принимать ответственность за собственную жизнь, умения делать выбор, в формировании потребности в самоизменении и личностном росте.

Развивающее направление предполагает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения.

Данные направления помогают заложить основу рефлексии и самоизменения, и личностного роста.

Методические средства:

Ролевые игры, которые основываются на понимании себя и других

Психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально- психологического тренинга.

Релаксационные методы - использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации.

Использование эмоционально-символических методов - групповое обсуждение различных чувств; направленное рисование, т. е. рисование на определенные темы.

Коммуникативные упражнении, при которых происходит тренировка способностей невербального воздействия детей друг на друга.

Игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры, “мысленные картинки”.

Публикации по теме:

Авторская педагогическая разработка «Родничковые перезвоны». Программа кружка хореографии Авторская педагогическая разработка "Родничковые перезвоны" разработана на основе кружковой работы "Сударушка" (хореография). Программа.

Программное обеспечение дошкольного образовательного учреждения Образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения Двуреченский детский сад общеразвивающего вида Программное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа для детей от четырех до семи «Творческая каморка»
Опубликовано: 26 января 2015 в 14:32
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД