МААМ-картинки

Программа фольклорного коллектива «Туйаарар»

Анастасия Соловьева
Программа фольклорного коллектива «Туйаарар»

Авторская программа фольклорного коллектива «Туйаарар»

Разработчик – Соловьева А.Э.

В связи с популярностью якутского фольклора олонхо, осуохай, хомус за пределами нашей республики, прививать воспитанников к духовным ценностям наших предков.

Целью программы является развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через изучение национальной культуры, традиций и обычаям народа саха.

Задачи программы :

Публикация «Программа фольклорного коллектива „Туйаарар“» размещена в разделах

Образовательные:

Познакомить детей с фольклором якутского народа, его духовной и материальной культурой.

Расширить знания о культурно-историческом наследии якутского народа.

Сформировать исполнительские навыки в области чтения скороговорок, поговорок, пения, игры на хомусе, исполнения тойука и осуохайа, инсценировки отрывков из олонхо, обрядов.

Воспитательные:

Воспитывать у детей уважение и любовь к родной земле и к традициям своего народа, уважение к представителям других народов.

Воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность, честность).

Содействовать гармоничному развитию личности, совершенствованию ее духовно нравственных качеств.

Развивающие:

Развить индивидуальные творческие способности и сценическое мастерство детей.

Развить способность активного восприятия музыки, чувства ритма, музыкально-слуховых представлений,

Способствовать развитию коммуникативных компетенций через речевое общение и кооперацию действий в коллективных работах, умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Отличительной особенностью программы является, что в процессе ее реализации формируется единый творческий коллектив – фольклорный ансамбль, в рамках которого осуществляется развитие творческих и коммуникативных компетенций обучающихся, навыков работы в команде, а также воспитание морально-нравственных качеств личности.

3. Организация образовательного процесса

Программа предназначена на детей старшего дошкольного возраста. Дети набираются по желанию.

Программа рассчитана на 3 года обучения и 3 этапа реализации:

1 этап – подготовительный, когда выявляются интересы, склонности и способности у детей, оцениваются их творческие возможности. Основными видами деятельности детей являются: слушание и восприятие народных песен. Кроме того, они впервые знакомятся, народными обычаями и обрядами. На первом этапе детям предоставляется возможность пробовать свои силы в разных видах народного творчества (устное, песенное, народное)

2 этап - основной, когда проводится индивидуальная работа по отдельным направлениям фольклора, народного творчества, где максимально могут быть реализованы возможности ребенка в творчестве. Особое внимание уделяется речевой интонации. Развиваются коллективные и индивидуальные формы исполнения.

3 этап - углубленный. На данном этапе происходит дальнейшее расширение, обогащение знаний воспитанников. Усложняется техника игры на хомусе, развиваются народно – песенные и артистичные способности.

Срок реализации программы 3 года состоит из трех этапов, каждый из которых рассчитан по продолжительности на один учебный год. Каждый этап является логически завершенным курсом, что дает возможность индивидуализации при обучении ребенка в течение 3-х лет реализации программы, организации разнонаправленных творческих микрогрупп детей.

Формы работы программы :

1) Индивидуальная работа - В группе собираются дети с разным уровнем способностей, восприятия и подготовки. Поэтому одно и то же задание выполняется разными детьми за различные промежутки времени. Индивидуальные занятия направлены на развитие детей.

2) Коллективная работа - В зависимости от возраста, уровня подготовленности и способностей детей в ансамбле созданы творческие группы. В творческой работе групп у детей с различным уровнем подготовки и творческого потенциала появляется возможность взаимопомощи, ответственности перед коллективом. Воспитывается чувство коллективизма.

3) Поисковая работа:

Организация сбора материалов по героическому эпосу, фольклору, народному творчеству. Обработка и анализ собранного материала. Получение навыков исследовательской работы.

4) Творческая деятельность воспитанников:

а) индивидуальная и коллективная защита постановок, проектов и идей;

5) Работа с родителями:

Работа с родителями направлена на расширение их педагогических познаний, воспитания культуры общения с детьми, создание тёплых гармоничных отношений в семье, строящихся на любви, взаимопонимании и взаимопомощи, а также на развитие их творческих способностей. Для достижения наиболее положительного результата воспитательный процесс проводится в тесном сотрудничестве с родителями: помощь в подготовке национальных костюмов, изготовлении народных инструментов, в подборе репертуара.

Методы работы программы :

Исполнение ансамблем

Организация ролевых игр

Народно-хоровое пение

Техника игры на хомусе

Прослушивание CD

Демонстрация видеоматериалов

Научно- исследовательская работа

Участие в конкурсах, концертах и фестивалях, конференциях.

Содержание, методы и формы обучения соответствуют возрастным особенностям детей, психологическому процессу формирования личности ребенка.

Программа состоит из 6 основных направлений:

Устное народное творчество

Национальный музыкальный инструмент хомус

Фольклорно - обрядовая культура

Коллективное музицирование (Ансамбль)

Работа по индивидуальному плану.

Концертно-сценическая подготовка, репетиции, выступления, участие в конкурсах.

Ожидаемые результаты работы по программе :

По итогам обучения участники ансамбля должны знать:

Историю и значение народного творчества;

Особенности и традиции в национальной культуре родной республики;

По итогам обучения участники ансамбля должны уметь:

Воспринимать и выражать свое понятие о значении фольклора, национальной культуры;

На практике обращать внимание на содержательный смысл народного искусства, связать с явлениями жизни общества;

Водить и запевать осуохай (национальное хороводное пение, играть на хомусе;

Участники ансамбля приобретают навыки:

Научно-исследовательской работе по направлениям национальной культуры;

Индивидуальном и коллективном творчестве;

Воспитывающие результаты программы :

Участники ансамбля приобретают такие качества личности:

Трудолюбие, организованность, ответственность, культура общения и поведения, коммуникативные способности;

Участники ансамбля должны освоить:

1. Основные жанры народного творчества и фольклора народов Якутии;

2. Обычаи, обряды народов республики;

3. Основное содержание наиболее значимых эпических произведений устного творчества народа саха (олонхо, осуохай).

Воспитанники ансамбля после окончания полного курса обучения владеют уровнем знаний и подготовки, соответствующей успешному участию в конкурсах, фестивалях, научно-практических конференциях на разных уровнях.

Оценка результативности и итоговые формы работы:

Формами подведения итогов реализации программы являются :

1. Конкурсы;

2. Итоговые занятия;

3. Концерты, инсценировки, постановки и. т. д.

4. Учебно-тематический план на 1 год обучения

№ Темы занятий Общее количество часов Теория Практика

1. Устное народное творчество 1 1

2. Национальный музыкальный инструмент хомус. 4 2 2

3. Фольклорно - обрядовая культура 1 1

4. Коллективное музицирование

Ансамбль 2 1 1

5. Концертно-сценическая подготовка, репетиции, выступления, участие в конкурсах. 1 1

Итого: 9 5 4

5. Учебно-тематический план на 2 год обучения

Темы занятий Общее количество часов Теория Практика

1. Устное народное творчество 1 1

2. Национальный музыкальный инструмент хомус

4 2 2

3. Фольклорно - обрядовая культура 1 0,5 0,5

4. Коллективное музицирование. Ансамбль 2 1 1

5

Работа по индивидуальному плану 4 2 2

6. Концертно-сценическая подготовка, репетиции, выступления, участие в конкурсах. 1 1

Итого: 13 6,5 6,5

6. Учебно-тематический план на 3 год обучения

№ Темы занятий Общее количество часов Теория Практика

1. Устное народное творчество 1 1

2. Национальный музыкальный инструмент хомус. 4 2 2

3. Фольклорно - обрядовая культура. 1 0,5 0,5

4. Коллективное музицирование. Ансамбль. 3 1 2

5. Работа по индивидуальному плану 4 2 2

6. Концертно-сценическая подготовка, репетиции, выступления, участие в конкурсах 2 2

Итого: 15 6,5 8,5

7. Содержание и направления образовательной программы

1 год обучения

Устное народное творчество Знакомство с содержанием программы ансамбля на первый год обучения.

Происхождение народа саха дают представление о якутских скороговорках и его жанровых особенностях, скороговорки в стиле песен дьэгэрэ, созвучие гласных и согласных рифмованные строки. Разновидности скороговорок, детские считалки, прибаутки, юмористические и сатирические, шуточные. Слушание и смотр фольклорных коллективов СD. Смотр видеосюжетов «Ысыах Туймаады». Эпос (олонхо). Слушание олонхо в исполнении Г. Колесова, П. Решетникова.

Национальный музыкальный инструмент хомус.

Хомус-древний и волшебный инструмент. Показ слайдов об ансамбле «Айархаан». Корни хомуса, хомусы разных народов. Знаменитые хомусисты-исполнители, мастера-изготовители и устройство хомуса;

Упражнение для кисти. Упражнение для пальцев. Упражнения для дыхания.

Упражнения для языка, губ, глотки. Обучение основным ударам. Техника игры на хомусе. Техника извлечения различных звуков. Воспроизведение простых народных мотивов на хомусе. Первые навыки импровизации. Подготовка концертного номера.

Фольклорно - обрядовая культура даёт представление об обрядовых, ритуальных традициях народа cаха. Постановки отрывков из олонхо, постановки коротких инсценировок по обрядам, ритуалам и сказкам.

Верования народа саха. Обряды народа саха. Алгыс (Благословение). Обрядовый праздник ысыах. Подготовка номеров и композиций для ысыаха ДОУ.

Коллективное музицирование

Основными видами деятельности на первом этапе занятий фольклорного ансамбля являются : слушание – восприятие.

Народные песни – отражение миросозерцания народа саха. Народные стили песнопения, мотивы и напевы. Стиль народного песнопения – «дьиэрэтии», слушание – восприятие. Стиль народного песнопения – «дэгэрэ», слушание – восприятие. Стиль народного песнопения – «кылысах», слушание – восприятие. Подготовка песенных номеров (практ.) Участие в конкурсах, фестивалях.

Концертно-сценическая подготовка, репетиции, выступления, участие в конкурсах Воспитательные цели лучше всего достигаются тогда, когда включаются интерес самого ребенка. Это занятия с использованием элементов игры, творческого состязания. К примеру, театрализованные постановки, используя в них элементы фольклора, эпоса, народного творчества. В какую сказку играть или театрализованную постановку предстоит ставить, дети выбирают сами. По мере приобретения культурно-эстетических умений и навыков дети, готовясь к праздникам, готовя выступления, активно включаются в подготовке концертных программ, осваивая творческие навыки.

Эффективность работы по программе достигается при наличии следующих условий:

Бережное отношение к личности каждого ребенка, его внутреннему, как эмоциональному, так и духовному миру;

Индивидуализация занятий, создание условий для раскрытия способностей самими детьми;

Постоянное управление процессом формирования личности ребенка;

Учет уровня подготовленности детей к решению задач конкретного занятия;

Постановка детей в активную позицию путем организации ролевых игр;

Изменение структуры занятия в соответствии с возможностями детей;

Тесная работа в воспитательном процессе с родителями детей, воспитателями групп;

Постоянный поиск новых методических приемов, форм организации работы ансамбля.

8. Методическое и материально - техническое обеспечение

1. «Социально-нравственное воспитание дошкольников» //Образовательная область Социализация//Р. С. Буре/Мозаика-Синтез, Москва,2011г.

2. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром»// Образовательная область Познание//Л. Ю. Павлова/ Мозаика-Синтез, Москва,2011г.

3. «Воспитание детей на традициях олонхо» //Е. П. Чехордуна, Д. Г. Ефимова, В. В. Аммосова/Бичик, Якутск, 2012г.

4. «Ознакомление с маленьким олонхо Сергея Васильева Борогонского» // А. П. Маркова/ Бичик, Якутск, 2012г.

5. «Саха фольклора» // Лепчикова Л. П. ,Татаринова Х. К., Иванова Г. Н. //

6. «Якутский фольклор» // Захарова А. Е//

7. «Оо иитиитигэр норуот фольклорун туаныы» //Слепцова А. Д. //

8. «Сир симээ» //М. Прокопьева//

9. «Игры наших предков» //составитель Федоров А. С. //

10. «Трбт трт тылга ууйуу» //Васильева К. И. //

11. Зверев С. Кыталык ырыата//Саха народнай ырыалара - Докуускай,1976с.

12. Кычкина Е. Н. «Трбт литература: оонньуулар, викториналар, сценарийдар», - Докуускай: Бичик, 2012с.

13. Лепчикова Л. П. Татаринова Х. К. «Саха фольклора»,- Докуускай,1993с.

14. Николаев Е. М. «Оуокайы, тойугу рэтии ньымалара», - Якутскай,1992с.

15. Попов И. К. «Саха таабырыннара, с хооонноро, чабыр5ахтар» -Дьокуускай: Бичик, 2006с.

16. Попова Г. С. - Санаайа Методы чтения текста олонхо: учеб. -метод. пособие= олонхону аа5ар ньыма: рэнэр методическай пособие-Новосибирск:Наука, 2010г.

17. Скрябина А. Д. Методы обучения чабыр5аха (Скороговорки) Респ. Дом народного творчества,Якутск, 1994- 46с.

18. Тимофеев Н. Т. «О5ону олохолуурга рэтии»,- Докуускай,2009с.

19. Федоров А. С. «бгэ сиэрэ- туома», Докуускай,2011с.

20. Чахов А. И. «Саха былыргы музыкальнай инструменнара», Дьокуускай: «Бичик», 1993

21. Шишигин С. С. «Играйте на хомусе», г. Покровск, 2003

22. Видеосюжеты, соответствующие тематике

23. Слайды, соответствующие тематике.

Список использованной литературы:

1. Аммосова В. В. О5о саатын сайыннарыы. Саха Респ. Yрэ5ин м-вота, Трт омуктар оскуолаларын чинчийэр институт. -Дьокуускай:Овсет,2006 -48с.

2. Артемьева А. И. «Олонхо иитэр суолтата», Народное образование Якутии - №2, 2009

3. Дмитриев П. Н. Попов Г. В. «Саха фольклора», Якутск: Якутское книжное издательство,

1986

4. Герасимова С. Е. «бгэлэрбит гэстэринэн иитии- кэлэр кэскил сайдыыта», Итии кыата,№3 2010

5. Попова Г. С. - Санаайа «Муха олонхото» - Дьокуускай: Бичик, 2010

6. Филиппова Н. И. «Тыл оуора» - Дьокуускай: Бичик, 2002

7. У истоков народной культуры: В помощь руководителям школ народной культуры. / Сост. О. Н. Захарова. Брянск: ОМЦ «Народное творчество», 1992.

8. Жирков М. Н. Якутская народная музыка. Якутск, кн: из-во, 1981.

Публикации по теме:

Участие нашего коллектива в акции «Креативный маам»Участие нашего коллектива в акции «Креативный маам» Сегодня свой пост я посвящаю акции "Креативный маам",в которой пожелали участвовать все педагоги нашего детского сада,ведь работать на международном.

Фотоотчет «Для дружного коллектива ЧС не страшна»Фотоотчет «Для дружного коллектива ЧС не страшна» Много раз убеждалась и убеждаюсь в том, что от сплоченности коллектива многое зависит и многое можно преодолеть. Вчерашний день был тому.

Фестиваль «Музы и дети». Выступление коллектива детского садаФестиваль «Музы и дети». Выступление коллектива детского сада Фестиваль «Музы и дети»-2016 Программа МАДОУ №4 «Я рисую этот мир» №1 Вступление – 8 человек с красками и кистями И в десять лет, и в.

Фотоотчёт о выступлении художественного коллектива «Театр моды» на сцене сельского ДК.Фотоотчёт о выступлении художественного коллектива «Театр моды» на сцене сельского ДК. Не так часто в наше небольшое, северное село приезжают артисты. Но то, что произошло в канун праздника 8 Марта, жители нашего села не.

Фотоотчёт о выступлении образцового коллектива детской вокально-эстрадной студии «Звёздный час»Фотоотчёт о выступлении образцового коллектива детской вокально-эстрадной студии «Звёздный час» Недавно нам посчастливилось побывать на отчётном концерте образцового коллектива детской вокально-эстрадной студии «Звёздный час», художественный.

Консультация для педагогов «Коллективное творчество как механизм сплочения детского коллектива»Консультация для педагогов «Коллективное творчество как механизм сплочения детского коллектива» Консультация для педагогов "Коллективное творчество, как механизм сплочения детского коллектива" Задача каждого педагога создать единый,.

План-программа фольклорного кружка «Сударушка» План – программа Фольклорного кружка «Сударушка» Сентябрь 1 неделя: «Пришел Тит и Варфоломей, значит осень у дверей» - встреча осени 2.

Сценарий 8 марта для коллектива 2016 год СЦЕНАРИЙ 8 МАРТА. (ПРИ ВХОДЕ В ЗАЛ, ВСЕ БЕРУТ КАРТИНКИ ЦВЕТОВ ИЗ КОРЗИНКИ) Начинается праздничная программа с песни муз. руководителя….

Тренинг для коллектива ДОУ на развитие сплоченности. Тренинг для коллектива ДОУ на развитие сплоченности. Я работаю в детском саду воспитателем и по совместительству психологом. На одном из.

Выступление детского творческого коллектива, посвящённое международному Дню танца. ФоторепортажВыступление детского творческого коллектива, посвящённое международному Дню танца. Фоторепортаж Танец — важное искусство, Будь то вальс или фокстрот, Танго, полька, твист, чечетка, Или даже хоровод. Зачем люди танцуют? Кто-то хочет.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа фольклорного коллектива «Туйаарар»
Опубликовано: 19 января 2020 в 14:10
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД