Папки-передвижки

Программа «Рисование пластилином, пластилиновые аппликации. Влияние пластилина на мелкую моторику детей». Часть 4 (6 фото)

Ольга Шевчик
Программа «Рисование пластилином, пластилиновые аппликации. Влияние пластилина на мелкую моторику детей». Часть 4

Методическое и материальное обеспечение программы

Программа «Рисование пластилином, пластилиновые аппликации. Влияние пластилина на мелкую моторику детей». Часть 4

Методическое обеспечение программы

Не ставьте перед малышом всю имеющуюся цветовую гамму пластилина, а по необходимости добавляйте один к другому. Так ребенок не будет отвлекаться на многообразие материала, а сконцентрируется. Если какой-то цвет вам очень нравиться, но ученик не разделяет ваших вкусов, не препятствуйте ему в самостоятельном выборе цвета. Когда ребёнок выбрал цвет пластилина, покажите ему как лучше размять его. Дайте кусочек малышу, а еще один возьмите сами. Попросите малыша повторять ваши движения. Затем покажите, как вы умеете катать шарик, затем из него сделать лепешечку, а затем раскатайте жгут. Пусть ребенок постарается сделать то же, что и вы. При работе с пластилином не всегда подходят «чистые» цвета. Иногда для задуманного цветового решения применяют смешивание различных цветов и сортов пластилина. Пропорции подбирают до получения желаемого результата. Основные цвета: жёлтый, красный и синий. При их смешивании получаются новые, производные тона.

Публикация «Программа „Рисование пластилином, пластилиновые аппликации, Влияние пластилина на мелкую моторику детей“, Часть 4» размещена в разделах

Фото «Рисование пластилином, пластилиновые аппликации. Влияние пластилина на мелкую моторику детей»

мешав жёлтый с синим, получите зелёный, жёлтый с красным - оранжевый, красный с синим - фиолетовый. Подмешивание белого пластилина ослабляет влияние ярких цветов, делает их более тусклыми, пастельными. Не стоит смешивать более двух цветов одновременно. При смешивании матовых и флуоресцентных сортов получается пластилин нового качества. Для того чтобы поверхность стала глянцевой, пальцы смачивают водой. Смешением пластилина разных цветов достигается разнообразие колорита. Примесь черного, синего, коричневого придает темный оттенок. Часто используется цвет охры, который получается смешением коричневого и желтого цветов. Цвета пластилина можно смешивать прямо на основе, накладывая мазки попеременно. А можно взять несколько кусочков пластилина разного цвета, размять, перемешать в одном колобке и только потом начинать рисовать

Программа . Часть 4 - фото

Чтобы добиться эффекта «мраморности»,

Фото №1 Методическое и материальное обеспечение программы

. е. изображения с разноцветными хаотическими разводами, пластилиновые жгутики разных цветов скручиваются жгутом и слегка перемешиваются, но не допускается полное поглощение красок. Колорит комбинируемых красок при нанесении на полотно должен просматриваться разноцветными разводами.

Фото №2 Методическое обеспечение программы Не ставьте перед малышом всю имеющуюся цветовую гамму пластилина а по необходимости добавляйте один к другому

Для выбора цвета изображения и фона, необходимо помнить о контрастности и сочетании цветов: жёлтый предмет будет казаться более ярким на зелёном, синий на жёлтом фоне и т. п. Универсальные поля - белые.

В зависимости от объемности деталей картины могут иметь плоскостное или барельефное изображение. У плоскостных картин поверхность ровная, подобная масляной живописи. В барельефном изображении фигуры слегка выступают над поверхностью.

Подразделяются картины в зависимости от степени заполнения полотна. В одних картинах покрыта вся поверхность, а других пластилином заполнена только часть, ограниченная контуром рисунка. Последний вид называется аппликацией.

Формат картин может быть различным: вертикальным, горизонтальным, квадратным, круглым, овальным. К каждому занятию необходимо нарисовать на картоне (цветном или белом) эскиз работы. Для детей 2 – 3 лет, 4 – 5 лет эти эскизы не имеют много мелких деталей. Цветовая гамма составляет не более 4 цветов. Для этих групп на протяжении всего года приносятся образцы готовых работ. Для групп с более старшими детьми в каждой работе предусмотрены изменения, работы усложнены несколькими мелкими деталями. Чем старше дети, тем сложнее работа. К занятиям с детьми 6 – 7 лет периодически образец рисуется и разукрашивается не пластилином, а карандашом, что расширяет образное мышление детей и улучшает цветовосприятие. Детям от 8 – 10 лет, иногда, образец готовиться не разукрашенный частично или полностью. А для детей 11 - 13 лет, зачастую, при выполнении картин, образец вообще не приноситься, задаётся только тема работы.

Ещё одно преимущество пластилиновых картин заключается в возможности изображения выпуклых барельефных деталей, создающих особую зрительную реальность выполняемых художественных работ.

Плоскостное изображение пластилином подобно живописи масляными красками, но наносится пластичный материал не кистями, а размазывается по картонной основе пальцами рук.

Фото №3 Так ребенок не будет отвлекаться на многообразие материала а сконцентрируется

Нанесение пластилина на основу следует начинать с верхней части, чтобы исключить касание ладони с покрытыми участками.

Для изображения тонких полос выполняются жгутики, которые раскатываются ладонями на плоскости. Желательно, чтобы эти детали не были очень длинными, в противном случае их формование и перенос будут вызывать затруднении. После раскатывания жгутикам необходимо дать остыть, потому что в теплом состоянии они могут разорваться. Длинные линии следует составлять из нескольких коротких элементов.

Раскатывая жгуты, нужно иметь в виду, что при расплющивании на поверхности их поперечное сечение увеличится.

Детали сложной конфигурации можно выполнить расплющенным пятном, от которого стекой отсекаются излишки.

Если необходимы фигуры, которые затруднительно вылепить, то из продублированной тонким, слоем пластилина бумаги ножницами нужно вырезать деталь и присоединить ее к основе пластилиновыми валиками.

Для создания прозрачности или объемности элементов пластилин растирается пальцами и наносится на деталь тонким слоем. Излишки верхнего слоя соскабливаются стекой до получения необходимого зрительного эффекта.

Не пытайтесь сразу научить ребёнка лепить нечто сложное, пусть привыкнет и к материалу, и к новому виду деятельности. Помимо развития мелкой моторики рук и обогащению детской фантазии, создаётся ситуация общения во время совместного занятия. Этот опыт в дальнейшем чрезвычайно пригодится ребёнку при общении с другими детьми.

Многообразие предметных форм требует применения различных приёмов и техник – раскатывание, скатывание, оттягивание, заглаживание, сплющивание, прищипывание, создание многослойного пластилина, его разрезание и нагревание.

Начиная рисовать пластилином, на первом этапе главное - не переоценить силы ребенка и предложить ему такой сюжет, в котором бы «черная», подготовительная работа не перекрыла бы эффект удовольствия от конечного результата.

Начинать лучше с размера в четверть альбомного листа: такой формат ребенок в состоянии покрыть тонким слоем пластилина, размазывая его большим и указательным пальцами правой руки (для левшей, соответственно, левой руки) попеременно. Иногда, если основная рабочая рука устала, можно часть работы переложить на другую руку.

При рисовании пластилином, детям приходиться отрывать от большого куска маленькие кусочки пластилина, используются для выполнения таких точных действий, навыки мелкой моторики как «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами, что сравнимо с застёгиванием пуговиц, вязанием и с игрой на музыкальных инструментах. Освоение навыков мелкой моторики требует развития более мелких мышц, чем для крупной моторики.

Программа предусматривает использование не только пластилина (он основа, но при создании картин добавляются различные природные материалы Освоение отдельных технических приемов вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.

Материальное обеспечение программы

Помещение, в котором проводятся занятия с детьми по рисованию пластилином, соответствует всем нормам, которые определённы санитарно- эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общественных учреждениях.

Для занятия, необходимы удобный стул и стол, соответствующие росту ребёнка. Деревянная или пластиковая дощечка - в качестве рабочего стола для раскатывания пластилина и лепки мелких деталей. Картон, на который будет нанесён эскиз картины. Простой карандаш для нанесения эскиза. Хлопчатобумажная сухая или влажная салфетка для рук. Хороший пластилин - то есть такой, который имеет яркий цвет, тонко выкатывается и не липнет к рукам, быстро согреваться в руках и становиться мягким, не крошиться, но и не размазываться, легко лепится к картону, легко разрезаться стеками, легко смываться с рук тёплой водой. Пластилин не должен быть ароматизированный, приятный запах может побудить детей попробовать его на вкус. Могут понадобиться дополнительные природные материалы (бросовый материал) - янтарь, песок, ветки деревьев, бусины, опилки, пластмассовые детали, бижутерия, проволока и т. п. Выявление детьми природной красоты материала, умение извлечь наиболее декоративный эффект, в сочетании с несложными техническими приемами, усиливает художественную выразительность работ. Со старшими детьми (группы 8-10 лет и 11-13 лет) мы вместе собираем природный материал. Простота увлекательного процесса сбора представляет собой большой интерес для детей. А при ознакомлении детей с различными материалами и разнообразными способами декорирования ими пластилина, для создания определенных эффектов, мною было отмечено неподдельное чувство радости у детей гордости и любви к малой родине.

Список литературы:

1. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М. : Астрель, 2006.

2. Антакова-Фомина Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук. - М. : Просвещение, 1974.

3. Горский В. А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М. : Просвещение, 2010. (стандарты второго поколения)

4. Григорьев Д. В., Куприянов Б. В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2011. (стандарты второго поколения)

5. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М. : Просвещение, 2011. (стандарты второго поколения)

6. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М. : Сфера, 2005.

7. Кодекс здоровья и долголетия. Детский возраст. Разработан ведущими российскими врачами – представителями профессиональных медицинских ассоциаций, утверждён МинЗдравСоц развития РФ. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006.

8. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М. : Педагогика, 1973.

9. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Советская Россия, 1979.

10. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М. : Инфра, 2009.

11. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – М. : Феникс, 2007.

12. Письмо Минобразования России от 12.2006 № 28-02-484/16

13. Поварова И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах. – 3-е изд. - М. : Астрель, 2008.

14. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М. : АСТ, 1999.

15. Сикорский И. А. Заикание. – М. : Астрель: Транзиткнига, 2006.

16. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. - М. : Эксмо, 2010.

17. Ткаченко. Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М. : Эксмо, 2007.

18. Урадовских Г. В. Руки учат говорить. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

19. Шорыгина Т. А. Знакомство с окружающим миром. Развитие речи. – М. : Гном и Дом, 2004.

Словарь специальных терминов и пояснений

Моторика (лат. motus— движение) — двигательная активность организма или отдельных органов. Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи.

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук; совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Релаксация (от лат. relaxatio — ослабление, расслабление) —мышечное расслабление, состояние покоя, возникающие вследствие снятия психического напряжения.

Стека - основной инструмент скульптора при лепке из глины, пластилина или других подобных по консистенции материалов. Стека представляет собой небольшую палочку из дерева, металла, кости или пластика. Такие палочки могут быть с расширением на рабочем конце в виде прямой, закруглённой либо скошенной лопаточки или других форм. У стека может быть один рабочий конец или два - с обоих концов инструмента. Бывают также проволочные стеки - кольца различной кривизны на деревянных ручках.

Пинцетный захват - для периода 6-9 месяцев характерны два очень интересных навыка, которые развиваются одновременно, дополняя друг друга. Обращение интереса ребенка к маленьким предметам способствует эволюции навыка схватывания: ребенок учится брать предметы большим и указательным пальцами, возникает так называемый пинцетный захват.

Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

Скатывание - кусочек кругообразными движениями ладоней скатывается в шарик.

Слегка потянув щепоткой часть пластилина - оттягиванием - можно из оттянутого материала сформировать часть изображения.

Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания, которое выполняется кончиками пальцев.

Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев.

Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.

Создание многослойного пластилина – выбираем необходимые по цвету и размеру кусочки пластилина, расплющиваем их, пока «лепёшечки» не застыли, они накладываются друг друга, а последнюю (самую светлую или наоборот тёмную – крайнюю) нужно сделать примерно вполовину меньше, и наложить на половину верхней заготовки. Мы получаем своеобразный «слоеный пирог», при изготовлении которого лучше идти от темного цвета — к светлому. Только не прижимайте слои сильно друг к другу, просто положите их один на другой. А теперь аккуратно сложите вашу заготовку по средней линии — она проходит там, где кончается верхний, самый маленький слой. Получившийся «веер» оставим сверху раскрытым, не слепляя его пальцами. А нижнюю часть слепляем посильнее, чтобы, смотря на заготовку сбоку, вы видели раскрытую еловую веточку. Дырок и пустот внутри ветки быть не должно.

Или так… Делаем заготовку типа «хот-дог» : катаем жгутик одного цвета толщиной с горошинку и длиной с мизинец, и закатываем его последовательно в пластилин двух других цветов (можно больше слоёв). Жгутик следует катать сначала между ладонями, а потом уже по поверхности. Остатки пластилина обрезаются.

Разрезание многослойного пластилина - в левую (левши в правую) руку берется заготовка, чтобы она находилась в вертикальном положении, проволочная стека помещается горизонтально, примерно на 5 мм ниже верха заготовки, и плавно проводится насквозь. При этом указательный палец левой руки должен лежать на заготовке сверху.

А круглый многослойный пластилин можно резать на поверхности и обычной стекой. Разрезайте заготовку на колечки толщиной 2—3 мм.

Нагревание пластилина - для изготовления стеблей, травинок или паутинок подойдет одноразовый медицинский шприц без иглы. Нужно раскатать кусок пластилина по диаметру входящего отверстия шприца и протолкнуть его внутрь. Отрежьте стеком лишнее, закройте поршнем входное отверстие и нагрейте содержимое шприца. Подогретый пластилин выдавливается на рабочую доску длинными «нитями». Толстенькие «нити» можно делать с помощью кондитерских шприцов. Для нагрева пластилина можно использовать горячую воду или батарею отопления (только очень осторожно).

Комплексная релаксационная гимнастика

Упражнения для рук

Упражнение 1. Стоя (сидя). Руки с напряжением вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, предплечья, плечи. Поочередно расслабить кисти, затем предплечья и полностью мышцы рук.

Упражнение 2. Стоя (сидя). Руки, с напряжением медленно развести в стороны, пальцы растопырить. Поочередно расслабить кисти, предплечья и полностью мышцы рук. Руки свободно уронить вниз, выполнить ими маятникообразные движения, постепенно то, увеличивая, то, уменьшая амплитуду качания.

Упражнение 3. Стоя (сидя). Поднять прямые руки с напряжением вверх, затем бросить их свободно вниз с наклоном корпуса вперед.

Упражнение 4. Стоя. Отведя руку в сторону или вперед, упереться ладонью в стену с усилием. Расслабиться. Вернуться в исходное положение.

Упражнение 5. Стоя. Ноги врозь, руки опущены, пальцы переплетены в замок. Руки с переплетенными пальцами поднять и занести за голову, напрячься. Резко опустить руки с одновременным расслаблением.

Упражнение 6. Стоя. Имитировать руками движения пловца, чередуя попеременное напряжение и расслабление рук.

Упражнение 7. Стоя. Свести плечи вперед, медленно увеличивая напряжение, затем развести в стороны до соприкосновения лопаток с одновременным расслаблением рук.

Упражнение 8. Стоя (сидя). Пальцы сжать в кулаки. Напрягая мышцы кисти, предплечья, плеча, согнуть руки в локтях на уровне плеч. Опустить руки. Расслабиться.

Упражнение 9. Стоя (сидя). Поджать с напряжением подушечки пальцев к верхней части ладони, затем быстро выпрямить и растопырить пальцы. Расслабить кисть, покачивая ею на весу с упором на локоть. Добиться, чтобы она висела свободно как плеть. Выполнять попеременно левой и правой рукой или одновременно обеими руками.

Упражнение 10. Стоя, руки на поясе (или сидя, руки на бедрах). Поднять с усилием правое плечо вверх — уронить его вниз, то же — левым плечом. Потрясти плечами, имитируя «цыганочку».

Упражнение 11. Сидя, руки на бедрах. Растягивание за счет выпрямления рук в локтевых суставах (эффективнее в положении рук пальцами внутрь). Расслабиться, вернуться в исходное положение.

Упражнение 12. Выполнить танцевальные движения, свободно потряхивая руками, ногами.

Упражнение 13. Сидя (стоя). Вытягивание пальцев с помощью другой руки («снятие перчатки»). Выполнять попеременно левой и правой рукой.

Упражнение 14. Сидя (стоя). Максимальное разгибание всех пальцев с помощью другой руки и последующим потряхиванием.

Упражнение 15. Сидя (стоя). Разведение ладоней в стороны при соединенных пальцах на обеих руках с последующим потряхиванием.

Упражнение 16. Сидя (стоя). «Аплодисменты» с последующим растиранием и потряхиванием рук.

Упражнение 17. Сидя (стоя). Веерообразное движение выпрямленными пальцами руки.

Публикации по теме:

Развиваем мелкую моторику и логическое мышление малышейРазвиваем мелкую моторику и логическое мышление малышей Здравствуйте,сегодня я хочу поделиться с вами теми играми и игровым материалом,которые я использую для развития мелкой моторики и логического.

Бигуди помогают развивать мелкую моторикуБигуди помогают развивать мелкую моторику Доброе время суток,дорогие коллеги,друзья,гости моей странички. Рада нашей встрече. Уже давно заметила,что дети младшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра «Волшебные шарики» — развиваем мелкую моторику и восприятие цвета в игре с гидрогелемДидактическая игра «Волшебные шарики» — развиваем мелкую моторику и восприятие цвета в игре с гидрогелем Дидактическая игра "Волшебные шарики". Развиваем мелкую моторику и восприятие цвета с гидрогелем. Очень интересный материал для игр, детям.

Самодельные дидактические игры, развивающие мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей третьего года жизниСамодельные дидактические игры, развивающие мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей третьего года жизни Здравствуйте, дорогие коллеги! В этом году я работала на группе раннего возраста. Некоторым детям в начале года не исполнилось еще и двух.

Фотоотчет «Мы с конструктором играем — мелкую моторику развиваем»Фотоотчет «Мы с конструктором играем — мелкую моторику развиваем» Ребенок - настоящий исследователь. Большое значение для развития познавательной активности имеет желание ребенка не только рассматривать.

Фотоотчет «Прищепками играем не только мелкую моторику развиваем»Фотоотчет «Прищепками играем не только мелкую моторику развиваем» Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том,что в головном мозге человека центры,отвечающие за речь и движения.

Фотоотчёт о занятии по рисованию карандашом методом штриховки — развивающие мелкую моторику рук ко Дню карандашей на МAAMФотоотчёт о занятии по рисованию карандашом методом штриховки — развивающие мелкую моторику рук ко Дню карандашей на МAAM Сегодня на занятии с детьми мы будем рисовать в интересной развивающей технике – Штриховка. Дети любят, когда простые действия дают удивительный.

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику детей» Цель:Знакомство родителей с методами и приемами работы с детьми по развитию мелкой моторики рук в домашних условияхЗадачи:показать важность.

Консультация «Лепим — развиваем мелкую моторику»Консультация «Лепим — развиваем мелкую моторику» Развитие мелкой моторики рук посредством лепки способствует укреллению мускулатуры пальцев,координации движения рук,развивается навык осязательного.

Развиваем мелкую моторику, сидя домаРазвиваем мелкую моторику, сидя дома Заичко Алла Петровна, воспитатель детского сада №179 города Краснодара 2020 г. В дни, когда необходимо сидеть дома многие родители не знают,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Рисование пластилином, пластилиновые аппликации. Влияние пластилина на мелкую моторику детей». Часть 4
Опубликовано: 19 сентября 2020 в 01:04
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД