Екатерина Сапежинская
Программа «Волшебная кисточка»
▼ Скачать + Заказать документы
Учебная программа предполагает изучение следующих тем:
•Bолшебные линии и пятна. Создание образов через разные выразительные свойства красочного и графического материала, различные приемы и техники изображения.
•Pисование по воображению.
•Аппликация способом обрывания и вырезания, объемная аппликация, конструирование способом сгибания, многократного складывания, склеивания.
•Симфония цвета. Импровизация в цвете (смешение цветов, монотипия, пятнистые картины). Цветная музыка, цветное настроение. Цветовые композиции.
•Декоративное рисование. Узоры, ритм. Декоративная композиция.
Публикация «Программа „Волшебная кисточка“» размещена в разделах
•Лепка. Пластилиновые картины. Барельефы. Горельефы. Объемное формотворчество
•Пробуждение и укрепление у ребенка эстетического отношения к действительности и его выражение в собственных работах. Творческая самореализация детей в изодеятельности.
На уроках Изо использованы элементы программы Неменского Б. М., пособия КазаковойТ. Г. и Лыковой И. А.
На уроках бумажной пластики и лепки использованы пособия З. А. Богатеева, Б. М. Неменского, О. А. Белоборыкина.
Авторская программа "Волшебная кисточка" по приобщению дошкольников к русской художественной культуре
Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств художественного воспитания дошкольников.
Знакомясь с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, узнают традиции, обычаи, особенности жизни, быта, передающиеся из поколения в поколение, усваивают эталоны красоты.
Творца от человека нетворческого отделяет "пропасть". Но через эту пропасть существует много мостов: живопись, музыка, поэзия, наука. Декоративно-прикладное искусство тоже своеобразный мостик. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Программа разработана на основе обязательного минимума содержания по декоративно-прикладному рисованию "Программы воспитания и обучения в детском саду" М. А. Васильевой с применением парциальных программ : "Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации" Грибовской А. А, "Занятия по изобразительной деятельности в детском саду" Швайко Г. С., "Изобразительная деятельность в детском саду" Аверьяновой А. П.
Новизна программы состоит в том, что наряду с традиционными видами декоративно-прикладного искусства (дымковскими, хохломскими, филимоновскими и т. д., включенными в программу Васильевой, предлагается ознакомление детей с вологодскими кружевами, павловопосадскими платками, что способствует расширению круга знаний детей о народных промыслах России.
Актуальность программы заключается в том, что знания детей не ограничиваются рамками только одной программы. Дети знакомятся с разнообразием промыслов России, их особенностями, многообразием используемых материалов в изготовлении изделий народных мастеров, учатся на основе полученных знаний создавать свои узоры. Таким образом, программа предполагает развитие творческой личности, способной применить свои знания и умения в различных ситуациях.
Программа по декоративному рисованию рассчитана на три года обучения. В каждой возрастной группе предусматривается определенное количество занятий: в средней группе - одно занятие в месяц (9 в год, в старшей и подготовительной группе - два в месяц (18 в год). В подготовительной группе проводится итоговое занятие по данной программе в форме развлечения - ярмарка. Предполагаемое количество занятий на изучение одной темы - 3-5.
Программа предусматривает проведение педагогического анализа знаний, умений и навыков детей 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае)
Основная цель программы - развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи обучения.
Средняя группа
• Узнавать и различать знакомые народные игрушки (дымковские, филимоновские, богородские игрушки, их название, характерные признаки, средства выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на форме, выделять их характерные признаки.
• Составлять узоры на основе росписи некоторых видов народной игрушки (филимоновской, дымковской и др., выделяя геометрические элементы росписи: овалы (мазок, кольцо, круг, точки, линии прямые широкие и тонкие, черточки; передавать колорит росписи определенного вида, сочетания цвета, фона и элементов росписи.
• Составлять узоры на полосе, прямоугольнике, чередуя один-два элемента по форме, величине, цвету. Составлять симметричный узор на квадрате, розете, круге, выделяя кайму, углы, середину. Учить применять элементы росписи в украшении разных видов изделий.
• Проявлять творчество в выборе композиции, цвета элементов.
• Воспитывать интерес к промыслам России
Старшая группа
• Различать и называть знакомые народные игрушки, их характерные особенности.
• Познакомить с новыми видами декоративно прикладного искусства, в которых применяются растительные элементы - городец, гжель, полхов - майдан.
• Различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.
• Учить видеть красоту геометрических и растительных узоров, стилизацию знакомых форм: травка, цветок, лист, ягода, изображение птиц, коней, особенности их изображения в разных видах росписи; выделять разнообразие используемых материалов (дерево, глина, фарфор и др.).
• Составлять узоры по мотивам знакомых видов росписей, продолжать учить применять элементы росписи в украшении разных видов изделий.
• Выделять геометрические и растительные элементы узора, образы коней.
• Воспитывать уважение к мастерам и желание создать прекрасное для оформления детского сада, дома.
Подготовительная к школе группа
• Познакомить с народными игрушками - калининскими, загорскими, семеновскими; с новыми видами промыслов - жостово, вологодские кружева, павловопосалские платки
• Развивать технические умения и навыки декоративного рисования. Учить выделять характерные особенности, присущие тому или иному виду: композиция, элементы узора, типичные сочетания, колорит росписи, ритм элементов, цветовых пятен в узоре, чередование. Видеть связь узора с формой, назначением предмета и материалом изделия.
• Учит проявлять творчество в оформлении работ по мотивам народных промыслов, учить украшать объемные изделия (посуды, досок, матрешек и др.).
• Воспитывать любовь к различным видам искусства.
• Развивать художественный вкус.
Содержание программы
Средняя группа
№/ Основные темы программы Задачи
Дымковская игрушка Познакомить с дымковской игрушкой. Учить выделять материал - глину, выделять элементы узора. Учить составлять узор на бумаге разной формы, используя элементы росписи дымковских игрушек. Учить нарядно украшать предметы посредством ритма, чередования цвета и симметричного расположения элементов узора. Развивать творчество.
Филимоновская игрушка Познакомить с филимоновской игрушкой. Учить замечать сочетание цветов, расположение элементов узора. Формировать у детей понятие об особенностях узора: повторы, чередование, соблюдение ритма. Развивать воображение.
Богородская игрушка Познакомить с богородскими игрушками. Учить сравнивать дымковские, филимоновские и богородские игрушки, учить находить сходство и различия.
Старшая группа
Дымковская игрушка Продолжать знакомить с дымковской игрушкой. Учить выделять основные элементы росписи, составлять узор, чередуя эти элементы. Учить расписывать силуэты дымковскими узорами.
Городецкая роспись Познакомить с городецким промыслом, элементами и цветосочетаниями, характерными для городецкой росписи по дереву. Учить самостоятельно украшать городецким узором изделия, согласовывать композицию и величину узора с формой и величиной частей предмета.
Гжельская роспись Познакомить с промыслом - "гжельская керамика". Учить видеть красоту посуды, скульптуры малой формы, особенности цвета и его оттенка. Учить получать оттенки разных тонов, составлять узор из тонких линий и мазков в разных вариантах.
Полхов-Майдан Познакомить с промыслом Полхов-Майдана. Учить узнавать роспись, отличать ее от других. Учить рисовать узор по мотивам Полхов - Майданской росписи.
Подготовительная к школе группа
Дымковская игрушка Учить расписывать силуэты игрушек узором, близким по композиции, элементам и цветосочетанию дымковским игрушкам (птицам, коням, козликам, барышням).
Хохломская роспись Дать детям общее представление о предметах декоративно-прикладного искусства, познакомить с хохломской росписью: ее содержанием, элементами, композицией и цветосочетанием. Учить рисовать узор в определенной последовательности, сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: черный, красный, "золотой" (охра). Учить самостоятельно составлять узор по мотивам хохломской росписи, согласовывать композицию узора с формой изделия и его частей
Кружево Познакомить с кружевами вологодских мастериц. Учить видеть разнообразие узоров на разных формах, различать и называть основные элементы вологодского кружева. Учить составлять узор на бумаге разной формы
Жостовская роспись Познакомить с жостовской росписью, ее основным мотивом - букет. Учить составлять узор на любой форме, украшать цветами и каймой. Учить выбирать цвета, использовать оттенки.
Гжельская роспись Продолжать знакомить с элементами гжельской росписи. Учить составлять композицию из гжельских цветов, расписывать объемные изделия по мотивам гжельской росписи.
Павловопосадские платки Познакомить с платками павловопосадских мастеров. Учить рисовать цветы по мотивам павловопосадских платков, придумывать различные композиции для украшения платков.
Календарно-тематическое планирование по декоративно-прикладному рисованию (см. приложение 1)
Методические рекомендации.
Включая в педагогический процесс занятия по декоративному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками в составлении узоров по мотивам определенной росписи необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, их желания и интересы,
Ознакомление с разными видами народного декоративно-прикладного искусства осуществляется в трех возрастных группах (средняя, старшая, подготовительная). С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, их украшения, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции.
В средней группе детского сада необходимо познакомить детей с народными игрушками: дымковскими, филимоновскими, богородскими. В старшей и подготовительной группах необходимо возвращаться к уже знакомому виду декоративно - прикладного искусства, изучать новые, сравнивая их с уже изученным материалом.
В работе используются изделия декоративно-прикладного искусства с растительным узором (городец, хохлома, жостово, кружево и др.). Задача педагога - показать разнообразие и традиции видов: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетания цветов, композиции.
Вся работа проводится в трех направлениях:
1. Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества.
2. Обучение декоративному рисованию на основе подлинных предметов народного искусства. Обучение некоторым приемам росписи по мотивам народных промыслов.
3. Обучение умению выделять особенности каждого вида декоративно-прикладного искусства, находить сходства и различия в изделиях народных мастеров, формировать декоративное творчество, умение создавать узоры на любой форме, развитие творческих способностей ребенка.
Формы организации работы с детьми
1. Занятия по ознакомлению с определенными видами декоративно-прикладного искусства.
2. Занятия по декоративному рисованию.
3. Занятия по замыслу являются показателем развития детского декоративного творчества: яркость образов, сказочность цветов, необычность композиции.
4. Выставки. На них могут быть представлены:
• один подлинный предмет (например, дымковский конь);
• предметы одного вида (дымковские игрушки);
• предметы одного образа (животные в дымковской игрушке);
• сравнение двух-трех видов.
Итогом работы может быть проведение выставки в зале, изостудии, где дети вновь видят все предметы тех видов, с которыми они знакомились в течение года.
Методы и приемы обучения декоративному рисованию.
Создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ ("одевание" дымковских игрушек - использование трафаретов с изображением игрушек, "мастерские" народных мастеров, "художественные салоны", "выставки народного искусства" и пр., что позволяет поддерживать интерес детей к занятиям;
сравнение двух элементов узора, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании образа;
использование движения руки - очерчивающего жеста для выделения элементов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательности заполнения формы бумаги или предмета;
упражнения в начале занятия с детьми 5-7 лет при изображении новых элементов или сложных после их рассматривания. Впоследствии листок для упражнений дети используют по желанию, если у них появляется в этом потребность;
показ способов изображения новых элементов для детей 4-5 лет и наиболее сложных для детей 5-7 лет;
использование фланелеграфа для обучения композиции, расположению узора, поискам вариантов построения;
проговаривание последовательности работы, называние элементов узора, действия при его воспроизведении в рисовании ("завиток ведем вверх, потом вниз. ");
Обучение технике рисования и приемам кистевого письма народных мастеров помогает выработке легких ритмичных движений, быстроте создания узора. Например, дети при составлении дымковских узоров сначала рисуют все одинаковые элементы одного цвета (кольца, затем другим цветом рисуют второй элемент (круг в каждом кольце, потом украшают все элементы (точки) и т. д.
Организуя работу с детьми по ознакомлению с декоративным искусством, следует предусмотреть ее систематичность и последовательность.