Получи документы

Программа вариативного курса «Веселая кисточка»

Жанара Закирова
Программа вариативного курса «Веселая кисточка»

Закирова Ж. К.

«Кілді ылалам» вариативтік

блшекті бадармасы

(4-5 жастаы балалара арналан)

Программа вариативного курса

«Веселая кисточка»

(для детей 4-5 лет)

п. Затобольск

УДК

ББК

Б

Рецензенты:

Жайлибаева Ж. А. – преподаватель педагогики и ИЗО Костанайского гуманитарного колледжа.

Богданова Т. В. – преподаватель педагогики и психологии Костанайского государственного педагогического университета.

Публикация «Программа вариативного курса „Веселая кисточка“» размещена в разделах

«Веселая кисточка» Программа вариативного курса (для детей 4-5 лет) / Ж. К. Закирова, Ж. К. Жунусова, А. В. Советская – Костанай, 2017. - 78 с.

ISBN

Программа данного вариативного курса имеет художественно-эстетическую направленность, ориентирована на развитие устойчивого интереса к эстетической стороне окружающего мира и эмоциональной сферы дошкольников, воспитание художественного мышления, активизацию творческого потенциала. Отличительные особенности настоящей программы состоят в том, что она разработана на основе использования в процессе обучения разнообразных художественных материалов и нетрадиционных техник рисования: монотипии, пластилиновой живописи, рисования воском, мылом, зубной щеткой, губкой, пальцами и другими материалами. В программу входят разработанные и апробированные конспекты занятий в виде технологических карт с перспективным планом на весь учебный год. Предлагаемые занятия пополняют художественный опыт детей, обогащают их впечатления в процессе творчества, развивают воображение, учат составлять композиции, помогают развивать творческие способности; способствуют охране и укреплению физического и психического здоровья дошкольников. Данная программа адресована воспитателям дошкольных учреждений и миницентров.

УДК

ББК

ISBN

Содержание

1. Пояснительная записка…. …. …. …. …4

2. Цель и задачи вариативного курса. 5

3. Организационно-педагогические условия. …. …. 5

4. Ожидаемый результат…. …. ….….…. ….…. 5

5. Базовое содержание программы. …. 6

6. Перспективное планирование….….….….8

7. Технологические карты организованной учебной деятельности…. 12

8. Список используемой литературы. 77

9. Приложение 1. 78

Пояснительная записка

Программа вариативного курса «Веселая кисточка» для детей 4-5 лет имеет художественно-эстетическую направленность.

Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной).

Главное на занятиях кружка «Веселая кисточка» – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, ниточка, абстрактное пятно и т. д.

Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

Рисование – самое любимое и доступное занятие у детей, оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться. Таким образом, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Рисование способствует развитию зрения, координации движения, речи и мышления, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, все более усложняющиеся представления о мире.

Нетрадиционное направление в работе с детьми является актуальным, важным и необходимым, так как нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития устойчивого интереса к эстетической стороне окружающего мира и эмоциональной сферы дошкольников, воспитание художественного мышления, активизацию творческого потенциала, фантазии и воображения.

Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «Веселая кисточка».

Цель и задачи вариативного курса

Цель: развивать художественно-творческие способности детей через нетрадиционные техники рисования.

Основные задачи:

- знакомить детей с разными нетрадиционными техниками изображения в предметном и сюжетном рисовании;

- развивать умение детей использовать разнообразный нетрадиционный материал для создания выразительного образа в рисовании;

- воспитывать самостоятельность, инициативность в решении творческих задач, умение выразить свою личностную позицию в художественно-творческой деятельности с использованием нетрадиционных техник изображения.

Организационно-педагогические условия

1. Занятия организуются в форме вариативного курса и дополняют содержание основной образовательной программы в ДО.

2. Вариативный курс рассчитан на работу с детьми среднего дошкольного возраста.

3. Наличие специально созданной развивающей среды, материально-технического и методического обеспечения.

4. Форма организации детей на занятии: групповая; форма проведения: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

6. Занятия проводятся во вторую половину дня.

7. Количество занятий в неделю – 1, в месяц – 9, в год – 36.

8. Продолжительность одного занятия 20-25 мин.

Ожидаемый результат

Самостоятельно использует нетрадиционные материалы и инструменты.

Владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применяет их;

Самостоятельно передает композицию, используя технику нетрадиционного рисования.

Выражает свое отношение к окружающему миру через рисунок.

Дает мотивированную оценку результатам своей деятельности.

Проявляет интерес к изобразительной деятельности друг друга.

Итоги реализации программы предоставляются на открытых занятиях, в областных выставках и конкурсах в течение года, организации ежемесячных выставок детских работ для родителей.

Оценка результативности программы проводится по методике Г. А. Урунтаевой «Диагностика изобразительной деятельности дошкольников» (Приложение 1).

Базовое содержание программы

Основные принципы программы :

1. Принцип по-этапности «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей. Начинать работу следует с простых, несложных техник например: пальчиковая живопись, а затем художественный образ создается с помощью сложных техник: кляксография, монотипия, граттаж и т. п.

2. Принцип динамичности. Каждое занятие необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохраняется логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом, нетрадиционной техникой изображения, помогает развитию творчества, воображения.

4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы, без каких либо определенных и обязательных ограничений.

5. Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка.

6. Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество.

Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования включает в себя три этапа.

Этапы Направления работы Методы

I этап Начальный, который направлен на обучение детей.

Создание цельного художественного образа.

- Рисование пальчиками;

- Рисование ладошками;

- Техника «тычка» жесткой полусухой кистью;

- Техника «оттиск» пробкой и «печатки».

II этап Средний, который направлен

на сочетание знакомых техник с техниками изображения предметов и явлений. - Рисование восковыми мелками и акварели;

- Свеча и акварель;

- Печать по трафарету и другие.

III этап Направлен на закрепление раннее усвоенных знаний и навыков, обучение более сложным художественно- графическим техникам. - Клясография;

- Набрызг;

- Тиснение;

- Монотипия и другие.

Методы и приемы, используемые на занятиях:

• Эмоциональный настрой – прослушивание музыкальных произведений, сказок, физминутки, пальчиковая гимнастика.

• Словесные методы и приемы – рассказы, беседы, художественное слово.

• Объяснение, пояснение, педагогическая оценка.

• Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание иллюстраций, картин, показ образца, показ способов выполнения работы.

Нетрадиционные техники рисования: Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пробкой. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки + акварель. Свеча + акварель. Печать по трафарету. Монотипия предметная. Черно-белый граттаж. Цветной граттаж. Кляксография. Кляксография с трубочкой. Набрызг. Отпечатки листьев. Монотипия пейзажная. Акварельные мелки.

Материал:

- акварельные краски, гуашь;

- восковые мелки, свечи;

- ватные палочки;

- поролоновые печатки;

- коктельные трубочки;

- салфетки;

- непроливайки;

- подставки под кисть, кисти разного размера;

- альбомы;

- цветная бумага;

- пластилин.

Перспективное планирование по вариативной части

«Веселая кисточка»

№ Тема Цели и задачи организованной учебной деятельности Количество занятий

1. Свободное экспериментирование с материалами. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. 1

2. «Мячик»

(рисование ватной палочкой методом тычка). Продолжать знакомить детей со способом рисования ватной палочкой методом тычка; развивать изобразительные навыки и умения. 1

3. «Растения в нашей группе»

(оттиск). Учить прижимать поролон к штемпельной подушечке с краской и наносить оттиск на бумагу. 1

4. «Осень на опушке краски разводила»

(пальчиковое рисование, печать листьев). Познакомить с новым видом изобразительной техники – «печать растений». Учить ритмично наносить мазки краской пальцами рук. Развивать чувства композиции, цветовосприятия. 1

5. «Львенок» (рисование ладошкой, ватные палочки). Знакомство детей с техникой рисования ладошками. Вызывать позитивные эмоции в процессе рисования. Создание интереса к рисованию мультипликационного персонажа доступными изобразительно-выразительными средствами. 1

6. «Рыжий кот»

(тычок жесткой полусухой кистью). Знакомить детей со способом рисования тычком жесткой кистью, совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании. Расширять знания о домашних животных, прививать любовь к ним. 1

7. «Украсим шкаф узором»

(оттиск печатками + поролон). Совершенствовать умения в художественных техниках печатания и рисования. Закрепить умение составлять простые узоры. 1

8.

«Разные дома» (рисование восковыми мелками через трафареты, метод тиснения). Упражнять в расположении изображения на листе, рисовании восковыми мелками, силе нажима при рисовании, зрительный контроль за движением руки. 1

9. «Петушок – золотой гребешок»

(обрывание бумаги). Совершенствовать умения в технике обрывании бумаги. Развивать чувство композиции, объемности. 1

10. «Необычные машины»

(оттиск пробкой и печатками). Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. 1

11. «Избушка ледяная и лубяная»

(печать по трафарету, набрызг). Учить создавать образы разных сказочных избушек. Развитие творческого воображения, прививать любовь к животным. 1

12. «Праздничный фейерверк» (выдувание трубочкой). Упражнять в технике выдувание трубочкой. Формировать умение использовать сочетания цветов для создания праздничного фейерверка. 1

13. «Снежинка» (рисование клеем и солью). Продолжать знакомить детей с нетрадиционным рисованием. Развивать мелкую моторику рук, внимание и мышление. Развивать видение художественного образа. 1

14. «Деревья в снегу»

(кляксография, оттиск поролоном). Продолжать учить рисовать деревья, распознавать их. Углублять знания о временах года, развивать наблюдательность и память. 1

15. «Флаг Казахстана» (рисование восковыми мелками и акварели). Закреплять у детей умения рисовать восковыми мелками, тонировать лист бумаги широкой кистью. Развивать чувство композиции, пространственные представления. 1

16. «Дед Мороз»

(рисование клеем и солью, поролоном, печатка). Учить новому приему оформления изображения: присыпание солью по клею для создания объемности изображения. 1

17. «Дом, украшенный к празднику» (печатанье, оттиск жесткой кистью). Закреплять умения рисовать дом и украшать его флагами, цветными огнями, используя нетрадиционное рисование. 1

18. «Морозный узор» (восковые мелки + акварель). Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. 1

19. «Снегирь» (аппликация из рваной бумаги). Упражнять в обрывании бумаги по контуру, составлении изображений на плоскости.

1

20. «Снеговик в шапочке и шарфике» (оттиск пробкой, набрызг). Учить рисовать нарядных снеговиков, развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций. 1

21. Сиреневая сказка (оттенки, блики) (набрызг, сввеча + акварель). Продолжать знакомить с новым способом изображения снега – «набрызг». Обогащать речь эстетическими терминами. 1

22. «Платок для бабушки»

(оттиск печатками). Учить рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам павло-посадских платков. Развивать чувство ритма, цветовосприятие. 1

23. «Ожившая сказка» (знакомая форма - новый образ). Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном. 1

24. «Аквариум» (рисунки из ладошки). Учить обводить пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали. 1

25. «Поздравительная открытка к 8 Марта»

(набрызг, оттиск, печатанье, выдувание). Учить детей задумывать содержание своего рисунка, вспоминать необходимые способы изображения. Создание открыток в подарок близким людям – мамам и бабушкам. 1

26. «Юрта»

(набрызг, печатки, печать по трафарету). Продолжать учить самостоятельно и творчески создавать пейзаж. Учить детей украшать юрту простым узором, используя крупные и мелкие элементы. 1

27. «Кесе»

(обрывание бумаги). Совершенствовать умения в технике обрывании бумаги. Развивать чувство композиции, объемности, пространственные представления. 1

28. «Весна пришла»

(монотипия пейзажная). Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой. 1

29. «Ворона»

(гуашь и манка). Упражнять в смешивании и разведении гуаши с манкой, расширять представления о форме, размере и цвете предметов. Развивать изобразительные навыки и умения. 1

30. «Ракета»

(граттаж). Учить рисовать ракету в технике граттаж соблюдая форму и размер деталей. Уточнение представления о строении и способе передвижения, развитие мелкой моторики рук. 1

31. «Мой портрет»

(черно-белый граттаж). Формировать интерес к самопознанию через отображение в рисунке особенностей своей внешности; развивать чувство композиции. 1

32. «Радуга-дуга»

(набрзг, кляксография с ниточкой, рисование пальчиками). Продолжать учить самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительными средствами. Развивать чувство цвета. 1

33. «Праздничный салют над городом»

(восковые мелки + акварель). Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. Развивать композиционные навыки. 1

34. «Галстук»

(оттиск пробкой, печатками, печать по трафарету). Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы. 1

35. «Бабочка»

(монотипия предметная). Расширять знания о насекомых, развивать фантазию, воображение, продолжать учить дорисовывать элементы концом кисти. 1

36. «Одуванчики»

(набрызг). Закреплять умение самостоятельно рисовать цветы в технике «набрызг», умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о весенних цветах. 1

Публикации по теме:

Диагностика уровня знаний воспитанников средней группы вариативного компонента с использованием методик ТРИЗ Уважаемые коллеги! Хотелось бы представить Вашему вниманию разработанную воспитателем нашего детского сада диагностику уровня знаний воспитанников.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселая математика» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная программа «Веселая математика» обновленас учётом развития науки, техники, культуры,.

Конспект занятия вариативного компонента «Путешествие в мир» йымдастырылан оу іс-рекетіні технологиялы картасы «Азбука дорог». Мезгіл/Дата:.

Мастер-класс «Волшебная кисточка»Мастер-класс «Волшебная кисточка» Мастер-класс «Волшебная кисточка» 26 апреля в нашей группе прошел мастер-класс «Волшебная кисточка» для детей и родителей. Мы рисовали,.

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

Фотоотчет о празднике «Волшебная кисточка Осени»Фотоотчет о празднике «Волшебная кисточка Осени» "Волшебная кисточка Осени" Чего в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Пусть в календаре и нет никакой знаменательной.

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги «Волшебная кисточка» (нетрадиционные техники рисования)Рабочая программа дополнительной образовательной услуги «Волшебная кисточка» (нетрадиционные техники рисования) муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 305» Рабочая программа дополнительной.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Культура добрососедства» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-лицей №17» муниципального образования городской округ Симферополь Республики.

Рабочая программа по реализации курса «Развитие речи» по программе «От рождения до школы» для детей 3–4 лет Принято от УТВЕРЖДАЮ педагогическим советом заведующий МАДОУ № МАДОУ № ___ ___ приказ № от протокол № Рабочая.

Сценарий осеннего праздника «Золотая кисточка» Сценарий осеннего праздника «Золотая кисточка». Старшая группа. Персонажи: Осень, Баба Яга, Непогодушка, Ведущий – взрослые; Дети: Белка,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа вариативного курса «Веселая кисточка»
Опубликовано: 26 декабря 2017 в 20:40
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД