Светлана Козлова
Диагностика уровня знаний воспитанников средней группы вариативного компонента с использованием методик ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Хотелось бы представить Вашему вниманию разработанную воспитателем нашего детского сада диагностику уровня знаний воспитанников по вариативному компоненту с использованием методик ТРИЗ.
Воспитатель посчитала целесообразным разработать более приемлемую диагностику для своего вариативного компонента относительно возрастных критериев и уровня развития своих воспитанников.
Работа по вариативному компоненту «Творчество во всем!»
Публикация «Диагностика уровня знаний воспитанников средней группы вариативного компонента с использованием методик ТРИЗ» размещена в разделах
в средней группе «Почемучки»
Подготовила:
воспитатель первой категории
Степовая Наталья Сергеевна.
ГККП «Детский сад № 15 «Айголек»
г. Темиртау Карагандинская область
Для работы с детьми средней группы «Почемучки» мною был выбран вариативный компонент «Творчество во всём!», с использованием методик ТРИЗ-педагогики.
Вариативный компонент «Творчество во всём!» в средней группе проводился 1 раз в неделю, в течение учебного года, во вторую половину дня, продолжительностью 15-20 минут.
Целью данной работы в группе было развитие таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; развитие поисковой активности, стремления к новизне; развитие речи и творческого воображения.
Также, в начале этой работы были обозначены предполагаемые результаты:
• возникнет положительное эмоциональное отношение к занятиям;
• возрастёт познавательная активность и интерес;
• детские ответы станут нестандартными, раскрепощенными;
• расширится кругозор;
• появится стремление к новизне, к фантазированию;
• речь детей станет гораздо более образной и логичной;
• знания по ТРИЗ начнут применяться на других занятиях и в повседневном общении.
Был составлен мониторинг для отслеживания результатов (Приложение1).
Диагностика детей проводилась дважды: в начале и в конце учебного года.
Использование методов ТРИЗ положительно сказалось на мышлении детей, на сенсорном развитии, положило начало к нестандартному решению проблем, более глубокому видению мира.
Сводная таблица представлена в Приложении 2.
В итоге, показатели выглядели следующим образом:
периоды уровни
высокий уровень средний уровень низкий уровень
начало учебного года 0 0 26
конец учебного года 11 14 1
Анализ мониторинга усвоения пройденного материала детьми средней группы показал, что по всем вопросам, у детей отмечается повышение уровня знаний, активизация умственной и творческой деятельности, появление интереса к самим занятиям.
На следующий учебный год, я решила продолжить заниматься с детьми ТРИЗ, так как, во-первых, это интересно и познавательно для всех детей, а во-вторых, не все дети в достаточном объеме усвоили предложенные методы ТРИЗ-педагогики.
Приложение 1
Вопросы по диагностике детей средней группы «Почемучки» :
1. Умеют находить противоположности в предметах и явлениях.
2. Умеют выделять противоречия в различных жизненных ситуациях.
3. Умеют классифицировать объекты окружающего мира по различным признакам, сравнивать их.
4. Умеют прогнозировать.
5. Имеют логическое мышление.
6. Имеют ассоциативное мышление.
7. Имеют вариативное мышление.
8. Имеют чувство эмпатии.
9. Воспринимают объекты, как совокупность взаимосвязанных частей.
10. Имеют навыки групповой работы в режиме «Мозгового штурма».
11. Владеют методом «маленьких человечков».
12. Применяют модель «пятиэкранки» для анализа объекта.
13. Применяют модель «системный лифт» для анализа объекта.
14. Имеют образную, логичную речь.
15. Преодоление робости, застенчивости, замкнутости.
16. Имеют положительное эмоциональное отношение к занятиям.
н – начало года
к – конец года
Критерии оценки:
1 балл – ребенок отвечает или воспроизводит те или иные действия вместе со взрослым или по его показу;
2 балл – у ребенка имеется определенный объем знаний, но он нуждается в помощи взрослого;
3 балла – ребенок применяет то, что он знает и умеет самостоятельно, может сформулировать выводы.
Подсчет результатов по горизонтали:
1 – 16 - низкий уровень
17 – 32 - средний уровень
33 – 48 - высокий уровень
Подсчет результатов по вертикали:
1 – 1,5 - низкий уровень
1,6 – 2,4 - средний уровень
2,5 – 3 - высокий уровень