МААМ-картинки

Дидактические игры для дошкольников

Мария Иванова
Дидактические игры для дошкольников

Уважаемые родители и педагоги!

Для любого ребенка с момента рождения существует только один способ познания окружающей среды – игра. Играя, ребенок постепенно входит в мир взрослой жизни с его правилами и ограничениями, возможностями запретами. Умению играть никто не может научить, это одна из врожденных потребностей ребенка.

Цель игры – поразвлечься. Результат – физическое и умственное развитие, а также приобретение навыков в повседневную жизнь.

Чтобы дело с играми пошло на лад, каждому игроку надо знать и соблюдать основные условия:

1. Играйте честно, дружно, соблюдая правила. Правила в игре – закон.

Публикация «Дидактические игры для дошкольников» размещена в разделах

2. В игре проявляйте побольше выдумки, смекалки (не нарушая принятых правил).

3. Играя с друзьями, помни, что ты не один (не выставляй всюду себя, давай играть другим).

4. В играх – поединках выбирайте противников, равных по силам.

5. Не горячитесь понапрасну! Так вернее прийти к победе.

6. Обязательно слушайте руководителя игры : он здесь главный.

7. Проиграл – не унывай! Поблагодари за игру.

8. Берегите принадлежности, материалы для игр, следите чтобы они были всегда исправны и красивы.

9. Играя- развивайся, обогати родной язык, культуру, традиции своего народа.

10. Для игры подыщите подходящее место.

Наш сборник игр состоит из трех разделов, в каждой из которых представлены игры определенного типа.

Первый раздел - «Разговорные игры» -рассказывает о том, как дети открывают для себя важнейшие понятия об окружающем мире, обменяться сведениями, мыслями, поделиться чувствами, побуждать детей к общению, представлять о социокультурных ценностях народов Саха, об отечественных традициях и праздниках.

Второй раздел – «Творческие игры» - представляет ребенка как рассказчика, сочинителя своей сказки, стремление к активности, самостоятельности, детское подражание, удовлетворение потребности в реализации жизненных и художественных впечатлений, создание чего-то нового, оригинального.

Третий раздел - «Игры с буквами и цифрами» - повествует об играх, похожих на непосредственно-образовательную деятельность, с помощью которых дети сами учатся считать, называть буквы, слова и геометрические фигуры.

В этих разделах мы предлагаем игровые идеи и способы поведения в различных ситуациях, которые уже с успехом используем в своих деятельностях. Начните с раздела, который вам кажется, наиболее привлекательным для вашего ребенка, если принимать во внимание как ваши, так и его интересы. Весело проводя время с ребенком, вы можете, воспитывая, получать истинное удовольствие.

Цель: Формирование познавательных действий становления сознания, развития воображения и творческой активности, формирование первичных представлений объектов окружающего мира, о свойствах и отношениях (форма, цвет, размер, материал, звучание, ритм, темп, количество, число, часть и целое, пространство и время, движение и покой, причина и следствие, представление о социокультурных ценностях народов Саха, об отечественных традициях и праздниках.

1. Дидактическая игра : «Цветик - семицветик».(Возраст3-4 года)

Цель: совершенствование словесно – логического мышления, развитие зрительного и слухового внимания и восприятия, активизация словарного запаса, развитие наблюдательности и воображения, формирование фонетической стороны речи, формирование объяснительной и доказательной стороны.

Материал: Цветы из фетра, пластиковые доски.

Пояснение: Данное пособие разработано для детей от 3-х лет и старше. Можно использовать на занятиях так и в режимных моментах.

Ход игры : Воспитатель предлагает детям определить цвет цветка сначала по общему признаку, потом по отличию и распределяют соответственно цвету доски. Можно усложнить игру. Дети рассказывают почему он выбрал именно этот цветок. Сначала игру проводим совместно с воспитателем, затем предлагаем поиграть самостоятельно. Дети с удовольствием играют, принимают на себя роль ведущего, расширяют свой багаж знаний.

2. Дидактическая игра «Умная папка»(4-5 лет)

Цель:Уточнять знания детей в различных предметах и обьектах животного и растительного мира.

Материал: папки с предметными картинками.

Пояснение: папкой занимаются индивидуально, и по группам.

Ход игры : Детям дается задание, найти соответствующие картинки. Ребенок выкладывает на липучке.

3. Дидактическая игра «Кто пришел из другой сказки?»(детям 3-4х лет)

Цель:Способствовать развитию речи, закреплять знания о диких и домашних животных

Материал: герои сказок из фетра

Ход игры : Воспитатель раскладывает героев из сказки, например «Курочка ряба» и добавляет зайца или волка, детям предлагается назвать и выбрать лишнего героя, пересказывать данную сказку.

4. Дидактическая игра «Лесные жители, чем они питаются?»

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление знаний о диких животных.

Материал: сказочные герои, овощи и фрукты из фетра.

Ход игры :Детям предлагается взять одного из диких животных, рассказать чем питаются они, раздают овощи из фетра.

5. Дидактическая игра : «Рукавички» (3-4 года)

Цель:Упражнять детей в сравнении предметов по цвету. Развивать внимание, наблюдательность, развивать зрительное восприятие. Формировать умение сравнивать, сопоставлять, группировать. Учить находить одинаковые по размеру предметы, методом наложения. Пробуждать проговаривать название рисунков. Воспитывать интерес к настольным играм. Развивать умение ориентироваться в пространстве, принимать самостоятельные решения.

Усложнение: игра разработана таким образом, что актуальна для детей разного возраста.

Материал: Фетр, наклейки

Ход игры : 1.«Найди пару».Предлагает детям внимательно рассмотреть рукавички, задаё м вопросы: Какого цвета рукавички? Какие большие, какого цвета? Берём рукавички, перемешиваем, ребята ищут пару. А самый быстрый, который наберёт большее количество пар, получает приз. Дети с удовольствием играют в эту игру.

Ход игры :2. «Собери по парным рисункам»Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть рукавички по рисункам, задаё т вопросы: Какие парные рисунки есть? С какими рисунками? Чтобы разнообразить эту игру мы иногда берём рукавички, перемешиваем, ребята ищут рукавички с парными рисунками. Дети с удовольствием играют в эту игру.

7. Дидактическая игра : «Веселая карусель»

Цель: Упражнять детей в сравнении кубиков по цвету. Развивать мелкую моторику руки, внимание, наблюдательность, развивать зрительное восприятие. Формировать умение сравнивать и сопоставлять, группировать.

Материал: ДСП, деревянные кубики, мешочки из цветного материала.

Ход игры : 1.«Угадайка» - ребенок засовывает руку в мешочек и достает кубик. Взяв кубик на руку, ребенок должен назвать его или описать. Воспитатель помогает ребенку рассказать о предмете, задавая наводящие вопросы какой? какая? Например: Он какой? Гладкий? Большой? Маленький? Какого цвета кубик? Если ребенок называет предмет, то его достает из мешочка и показывает. Если ответ правильный, то поощряется.

Ход игры : 2.«Собери кубики»- на столе каруселя разбросаны цветные кубики. Дети выбирают одного цветного мешочка, по команде воспитателя собирают кубики по цвету мешочка. Кто быстрее собирает, тот становится победителем.

8. Дидактическая игра «Путешествие по сказкам».

Цель: Учить составлять тематически связанные предложения, развивать диалогическую речь, формировать устную речь и навыки речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа, расширить словарный запас, навыки выделения гласных и согласных звуков из слова и разделение по слогам, уметь правильновыражать свои мысли.

Материал: поле из фетра, сказочные герои из фетра

Ход игры : Дети сидят за столом выбирают каждый по герою из сказки. Воспитатель задает наводящие вопросы «Почему ты выбрал этого героя?», дети должны придумать описательный рассказ и на поле с разноцветными фишками положат выбранного героя. Из героев, которые находятся на поле дети составляют связанный рассказ или сказку.

9. Дидактическая игра «Собери коврик»

Цель: формирование пространственных представлений. Закрепление знаний об основных цветах и их оттенков. Уточнение представление о количестве предметов, закрепление навыков счета.

Описание:

Ход игры :показать ребенку образец коврика, ребенок раскладывает фигуры на образец, а также может создавать свои коврики.

10 .Дидактическая игра : «Знаем геометрические фигуры»

Цель:учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости,сенсорное развитие, группирование по форме. Закрепить в речи детей названия геометрической формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и т. д.). Расширение словарного запаса.

Материал: Геометрические фигуры из фоамирана, и из дерева, плоскость - доска.

Ход игры :2.«Картина из геометрических фигур».Воспитатель предлагает детям перемешать геометрические фигуры и отобрать фигуры определённой формы (например, только круг или только квадрат). Потом из фигур дети создают свою фигуру и рассказывают из каких фигур создана картина и рассказать об этом. Можно усложнить игру, как игру «танграмм».

Ход игры : 2.«Геометрические фигуры». Детям раздаются разные геометрические фигуры и предлагается располагать фигуры на заданную плоскость. Во время игры задает вопросы для закрепления геометрических фигур: Какие фигуры знаете? Как называется это геометрическая фигура? Какого цвета фигура? На что похожи эти фигуры?

11. Дидактическая игра : «Помоги найти»

Цель: учить раскладывать фигуры на группы, закреплять геометрические фигуры.

Ход игры : Посмотрите, как много разных фигур расположилось на полянке. Наши фигуры потерялись!Помогите им найти свою группу. Мы наши фигуры разложим по форме. Треугольники положим стопочкой друг на друга, так же сложим квадраты и круги. В эти игры дети с удовольствием играют как в младшей группе, так и в средней. Игра развивает мелкую моторику рук, речь.

12. Дидактическая игра : «Палочки в круг»

Цель: Научить различать цвета, развивать внимательность, ловкость, быстроту, воспитание сплоченности в группе

Материал: 16 деревянных палочек.

Ход игры :Дети берут палочки разными цветами, по команде должны находить соответствующие цвета и положить по кругу.

13. Дидактическая игра : «В гостях у сказки».

Цель: Закрепить знания детей о русских народных сказках, сказках других народов мира,создать радостное эмоциональное настроение при общении с взрослыми и сверстниками, развивать устную и диалогическую речь детей, память и внимание, воспитывать любовь и интерес к сказкам.

Материал:сказочные герои из фетра.

Ходигры :На столе лежат сказочные герои из фетра, дети выбирают любимый герой, разделяются по группам и создают свою выдуманную сказку.

14. Дидактическая игра «Путешественники»

Цель: Учить различать звуки в словах, упражнять разделить по слогам.

Материал: Сказочные герои и поезд из фетра

Ход игры : На столе лежит паровоз с тремя вагонами, рядом лежат герои из сказок. Ребенок выбирает одного героя и разделяет название по слогам, сколько слогов получится, то ставит героя на какой-то вагон, по счету слога.

15 Дидактическая игра : «Расскажи мультфильм»

Цель: Развитие внимательности, связной речи, учить описывать внешний вид куклы.

Материал: куклы из фетра.

Ход игры : Из героев мультфильма ребенок выбирает одну куклу и полностью описывая рассказывает не пропуская ни одной детали.

16. Дидактическая игра «Найди символы игр Народов Саха».

Цель: Развивать познавательный интерес к спорту, память, связную речь желание заниматься спортом, совершенствовать знания детей о социально-культурном явлении – игр народов Саха.

Материал: картинки о видах спорта и спортивные символы.

Ход игры : Детям раздаются картинки о видах спорта и спортивные символы. Дети выбирают любимый вид спорта и рассказывают про этот вид спорта, находят соответствующий символ.

17. Дидактическая игра «Цифры с заданиями».

Цель:Учить считать счет до 10, развивать умения осуществлять зрительно-мыслительный анализ, закреплять представления о видах спорта и упражнений, выполнять данное задание.

Материал: бумажные конверты с заданиями, напольный баннер с рисунком, кость.

Ход игры :Игроки по очереди выбрасывают кубик-кость, по возможности два раза. Полученный счет прибавляют и находят в поле данную цифру, выбирают задание с конвертом и выполняют. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием.

18. Дидактическая игра : «Сложи якутские узоры»

Цель: Учить детей узнавать якутские узоры, развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, мелкую моторику и координации движения руки.

Материал: Пластиковые доски с узорами, цветные кружочки из фоамирана.

Ход игры : Начинаем игру с сложения с самого легкого якутского узора. Детям раздаются доски с узорами, предлагается украсить узор с цветными кружочками, далее узоры усложняются, дети дают называние узору.

Публикации по теме:

Дидактические игры для дошкольников на внимание, находчивость, сообразительностьДидактические игры для дошкольников на внимание, находчивость, сообразительность Дидактические игры для дошкольников на внимание, находчивость, сообразительность «А если бы…»Дидактическая задача. Воспитывать сообразительность,.

Дидактические игры для дошкольников своими рукамиДидактические игры для дошкольников своими руками Дидактические игры для дошкольников своими руками. Блог. Лариса Гацко. Уважаемые коллеги! Предлагаю вам познакомиться с играми для детей.

Дидактические игры для формирования представлений о здоровье и ЗОЖ у дошкольников ЗДОРОВЬЕ – ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖИЗНИ. Педагогическая стратегия формировании ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений.

Дидактические игры для сенсорного развития дошкольниковДидактические игры для сенсорного развития дошкольников Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Дидактические игры для дошкольников Дидактические игры, на умения отличать реальные явления от нереальных, делать правильные умозаключения, понимать юмор. «Кто больше заметит.

Дидактические игры по знакомству дошкольников с основами цветоведенияДидактические игры по знакомству дошкольников с основами цветоведения Восприятие цвета не дается человеку с рождения. Новорожденный ребенок видит мир черно-белым. Дети младшего дошкольного возраста видят все.

Дидактические игры с использованием пособия «На полянке» для дошкольниковДидактические игры с использованием пособия «На полянке» для дошкольников Многофункциональное дидактическое пособие «На полянке» Аннотация к пособию Вся жизнь ребенка, особенно дошкольного возраста, проходит.

Дидактические игры со звуками и буквами для старших дошкольниковДидактические игры со звуками и буквами для старших дошкольников Возраст: 5-7 лет. Дидактическая игра «Как зовут ребят?» Цель: продолжать учить детей выделять первый звук в словах и составлять из них.

Дидактические игры на развитие обоняния у дошкольниковДидактические игры на развитие обоняния у дошкольников От того, как ребёнок видит, слышит, осязает окружающий мир, зависит успешность его умственного, физического и эстетического развития. Я.

Тактильные ощущения. Дидактические игры для дошкольниковТактильные ощущения. Дидактические игры для дошкольников Тактильные ощущения. Дидактические игры для дошкольников. Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дидактические игры для дошкольников
Опубликовано: 3 марта 2022 в 14:51
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД