Евгения Кондратьева
Учебно-методический комплект презентаций по развитию элементарных математических представлений у дошкольников 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная работа по разделу «Развитие элементарных математических представлений» основной образовательной программы дошкольного учреждения направлена, с одной стороны на развитие познавательных способностей, а с другой – на формирование элементарных представлений.
Публикация «Учебно-методический комплект презентаций по развитию элементарных математических представлений у дошкольников 4–5 лет» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
В средней группе дошкольники начинают сравнивать предметы, различающиеся по цвету, величине, количеству; отбирать предметы в пределах пяти из большего количества без использования счета и применение действий взаимно однозначного соответствия. Обобщение представлений о выделении свойства достигается путем его изображения определенным значком; для цвета – разноцветным пятном; для формы – изображение трех геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника; для количества – несколькими линиями, для величины – изображениями большого и маленького домика.
Непрерывная образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого количества иллюстративного материала. Современные информационно-коммуникативные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Еще К. Д. Ушинский заметил «Детская природа требует наглядности». Наглядность материала повышает его усвоение.
Одним из наиболее удобных и эффективных форм использования информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников являются мультимедийные презентации.
Презентация является своеобразным планом непрерывной образовательной деятельности, его логической структурой, служит способом вовлечения детей в образовательную деятельность и позволяет сделать непрерывную образовательную деятельность:
-эмоционально окрашенной,
-привлекательной,
-вызывает у ребенка живой интерес,
-является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности.
Учебно-методический комплект по развитию элементарных математических представлений с использованием ИКТ является авторским. Состоит из пятнадцати презентаций. Общее количество занятий в год в средней группе семнадцать, к двум занятиям я посчитала разработку презентаций нецелесообразным :
- это использование условной меры при измерении сыпучих тел;
-использование бытовых предметов для отбора заданного количества.
Все презентации имеют общую эмоциональную окрашенность –
«Путешествие в страну Смешариков», т. е. присутствуют герои из любимого детьми мультфильма.
Краткое описание:
• НОД №1 «В гостях у Кар – Карыча»
Образовательно-развивающая задача : освоение действий выделения различных свойств предметов (цвета, формы, количества, величины) с помощью фиксирующих значков.
Педагогическая задача: создание условий для освоения детьми действий выделения различных свойств предметов (цвета, формы, количества, величины) с помощью фиксирующих их значков.
Дети отправляются в гости к Кар-Карычу и помогают ему прибраться: раскладывают игрушки по полочкам – по цвету, форме, величине.
• НОД №2 «День рождения»
Образовательно-развивающая задача : освоение действий использования условных обозначений отдельных свойств (цвет, форма, величина) при анализе различных предметов.
Педагогическая задача: обучение детей выделению различных свойств предметов (цвета, количества) с помощью обозначающих значков.
Дети помогают доставить подарки для Нюши и Кроша. Для Нюши приготовлены подарки разных цветов, для Кроша – один или много.
• НОД №3 «В магазине»
Образовательно-развивающая задача : освоение действий выделения различных свойств предметов (цвета, формы, количества) с помощью обозначающих их значков.
Педагогическая задача: обучение детей выделению различных свойств предметов (цвета, количества) с помощью обозначающих значков.
Наши герои отправляются в магазин. Дети помогают им складывать в тележку покупки: Крош - предметы один или много, Нюша - предметы разных цветов, Кар-Карыч, - предметы разной формы.
• НОД №4 «Игра в солдатики»
Образовательно-развивающая задача : освоение действий построения сериационных рядов предметов и их заместителей.
Педагогическая задача: создает условия для непосредственного сравнения предметов по величине.
Дети играют с Кар-Карычем в солдатики: строят их по росту.
• НОД №5 «Открытка от Бараша»
Образовательно-развивающая задача : освоение действий выделения различных свойств предметов (цвета, формы, количества) с помощью обозначающих значков.
Педагогическая задача: обучение детей выделению различных свойств предметов (цвета, количества) с помощью обозначающих значков.
Дети помогают доставить открытки от Бараша Нюше, Крошу и Карычу по адресу (условное обозначение).
• НОД №6 «Книга сказок»
Образовательно-развивающая задача : развитие представлений о количестве предметов от одного до пяти и обозначение количеств значками (числовыми карточками) без использования счета и без установления взаимно однозначного соответствия.
Педагогическая задача: создание условий для выделения детьми в окружающем мире количества предметов от одного до пяти без применения арифметических действий.
Вместе с Нюшей дети читают сказку и по ходу чтения выполняют задания злой колдуньи.
• НОД №7 «В гости к Нюше»
Образовательно-развивающая задача : освоение действий использования условной меры при сравнении объектов по величине.
Педагогическая задача: создание ситуации необходимости использования условной меры при сравнении предметов по величине, ознакомление со способом использования условной меры (мерки).
Дети помогают Барашу найти дорожку к домику Нюши: дорожка к нюшиному домику длиннее, а к домику волка короче.
• НОД №8 «Ателье у Нюши»
Образовательно-развивающая задача : освоение действий использования заместителей для отбора заданного количества предметов.
Педагогическая задача: ознакомление детей со способом обозначения количества предметов заместителями и отбора количества предметов, соответствующего заданному, при помощи фишек.
Дети помогают Нюше взять нужное количество пуговиц и «пришить» их к платью.
• НОД №9 «Прятки»
Образовательно-развивающая задача : освоение действий использования условной меры для сравнения предметов по одному из параметров величины.
Педагогическая задача: создание ситуации необходимости использования условной меры при сравнении предметов по величине, побуждение детей к использованию условной меры (мерки).
С помощью условной мерки дети ищут Кроша, который спрятался за высоким домиком.
• НОД №10 «Библиотека»
Образовательно-развивающая задача : овладение детьми способом отбора требуемого количества предметов с помощью заместителей.
Педагогическая задача: обучение детей способу обозначения количества предметов заместителями и отбора количества предметов из большего соответствующего заданному в виде отобранных фишек.
Дети вместе с Лосяшем идут в библиотеку и берут книжки для его друзей: с помощью фишек отбирают нужное количество книжек.
• НОД №11 «На складе»
Образовательно-развивающая задача : освоение действий использования условной меры при сравнении предметов по величине.
Педагогическая задача: создание ситуации необходимости использования условной меры при сравнении предметов по величине, побуждение детей к использованию условной меры (мерки).
Дети вместе со Смешариками начинают строительство новых домов: прежде всего нужно привести строительные материалы. Условие - строительные материалы можно погрузить только те, которые полностью войдут в кузов грузовика.
• НОД №12, 13 «Достроим дома»
Образовательно-развивающая задача : овладение действиями замещения определенного количества предметов фишками (при отборе требуемого количества).
Педагогическая задача: обучение детей способу обозначения количества предметов заместителями и отбора количества предметов, соответствующего заданному и обозначенному фишками.
С помощью фишек дети привозят со склада нужное количество крыш и окон для домов.
• НОД №15 «Весна»
Образовательно-развивающая задача : овладение действиями замещения определенного количества предметов (при отборе требуемого количества).
Педагогическая задача: обучение детей способу обозначения количества предметов заместителями и отбора нужного количества предметов из большего, используя фишки-заместители нужного количества.
Дети приносят от Бараша скворечники для прилетевших скворцов используя фишки.
• НОД №16 «В зоопарке»
Образовательно-развивающая задача : использование стихийно приобретенного опыта счета в жизни детей.
Педагогическая задача: побуждать использовать стихийно приобретенные детьми представления о числе.
Вместе с Нюшей дети считают сколько лап, ушей, глаз у животных, сколько животных в клетке живет и т. д.
Использование ИКТ в педагогической деятельности является актуальным и перспективным. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решает познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит, цель воспитателя научить ребенка играть, а в процессе игры, потихоньку, незаметно знакомить его с определенными понятиями, давать нужную информацию.
Дети не видят, что их чему-то обучают, пусть думают, что они только играют, но незаметно для себя дошкольники учатся считать, складывать и вычитать – более того они решают разного рода логические загадки, учатся мыслить творчески. А роль взрослого в этом процессе – поддерживать и направлять интерес детей.