МААМ-картинки

Конспект занятия-беседы «Цветы и насекомые» (с использованием ИКТ)

Елена Чаус
Конспект занятия-беседы «Цветы и насекомые» (с использованием ИКТ)

Цель: расширить и закрепить представления детей о взаимосвязи любого живого организма со средой обитания на примере цветов и насекомых.

Ход беседы

Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну, а чтобы узнать, как эта страна называется, я предлагаю вам отгадать загадки.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел (Бабочка)

Маленький вертолет

Летит назад и вперед.

Большие глаза,

Зовут ее… (Стрекоза)

Тлю с ветвей она съедает,

И в саду нам помогает

На листах усевшись ловко –

Публикация «Конспект занятия-беседы „Цветы и насекомые“ (с использованием ИКТ)» размещена в разделах

Это божия… (Коровка)

- Ребята, а как можно назвать одним словом бабочку, стрекозу, божью коровку? (Насекомые)

Воспитатель. Совершенно верно. И сегодня мы с вами отправимся в страну насекомых.

- Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на ней примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле. Кстати, обитают многие насекомые не только на земле, они прекрасно себя чувствуют в воздушном и водном пространстве.

- Как передвигаются насекомые, знаете? Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать и бегать. Многие насекомые способны ползать вниз головой, помните загадку про муху: «Кто над нами вверх ногами»?

- А чем питаются насекомые? Большинство из них с удовольствием поедает зеленые листья, стебли и молодые побеги растений. Некоторые насекомые питаются созревшими плодами, опавшими листьями и хвоей. Жуки-точильщики и древоточцы едят древесину и кору деревьев. Есть в природе и насекомые-хищники, которые охотятся на других насекомых.

Очень многие насекомые – пчелы, шмели, бабочки, мухи любят полакомиться медовым нектаром и вкусной цветочной пыльцой. Перелетая с цветка на цветок, они переносят пыльцу, прилипшую к брюшку, спинке, мохнатым лапкам, и опыляют растения.

Слайд-шоу «Цветы и насекомые» (Рассказ воспитателя с элементами беседы)

Слайд №1. Насекомые – опылители растений.

Слайды №2-3. Пчела.

Слайд №4. Шмель.

Слайды №5-6. Шмель опыляет огурец.

Слайд №7. Муха.

Слайды №8-9. Жуки.

Слайд №10. Муравьи.

Слайды №11-14. Бабочки.

- Чего только не делают хитрые цветы, чтобы привлечь долгожданных крылатых гостей! Они стараются затмить друг друга и яркими лепестками и сладким медовым ароматом. На многих цветах есть специальные метки, указывающие насекомым путь к нектарнику со сладкой капелькой. Мелкие цветы часто бывают собраны в пышные соцветия, чтобы насекомые могли собрать сразу побольше меда и опылить несколько цветков.

Подвижная игра «Найди свое место»

Двое ведущих. Один берет в руки полевые цветы, другой – садовые. Дети-цветы под музыку танцуют. По окончании музыки дети бегут и образуют круг у своего ведущего.

- В живой природе все связано! Чудесное многообразие цветов, их сладкий запах, яркая окраска – предназначены насекомым! Без насекомых не могли бы существовать насекомоядные птицы. Ведь у них тонкий клюв, которым они не могут ни расколоть орешка, ни вылущить зернышка. Если бы не было насекомых, остались бы без вкусного обеда ящерицы и летучие мыши и многие другие.

- Душистый вкусный, целебный мед люб всякому. Недаром в народе говорят: «Пчелка маленькая, да мед ее сладок», и еще: «У кого пчела, тому и жизнь весела». Люди называют пчел хлопотуньями, труженицами, а когда говорят о трудолюбивом человеке, сравнивают его с пчелой. О таком человеке обычно говорят, что трудится он, как пчела. В старину пчел называли «Божьими угодницами», потому что они дают людям не только ароматный мед, но и воск, из которого делают церковные свечи.

- С глубокой древности пчела стала для человека полезным насекомым. Наши предки торговали с заморскими купцами медом и воском. В те далекие времена люди еще не строили для пчел специальных домиков, которые называются ульями. Пчелы устраивали свои гнезда в дуплах старых деревьев – бортнях, а пчеловодство называлось бортничеством. В тех местах, где шла бойкая торговля, и возникали старинные русские города Киев, Чернигов, Новгород.

Как выглядит пчела? У нее есть голова, грудь, брюшко, ножки. Тело пчелы покрыто волосками черного и желтого цвета. С их помощью она переносит пыльцу с цветка на цветок. На задних ножках пчелы находятся особые корзинки для сбора пыльцы. Пчелиные крылышки полупрозрачные, перепончатые. У пчелки большие глаза, которыми она прекрасно различает окраску цветов. Особенно хорошо видят пчелы синий, фиолетовый, белый и желтый цвета. Сильные челюсти пчелы помогают насекомому размягчать воск, а язычок пчелы имеет форму желобка и покрыт волосками. Язычком она всасывает сладкий цветочный нектар и воду.

- Вы, конечно, знаете, что золотая пчелка может очень больно ужалить, ведь в ее брюшке прячется острое жало. Когда пчела кусает человека, она не может вытащить жало и погибает.

- Как же живет большая и дружная пчелиная семья? В заботах и трудах! Ведь большую часть поселения улья составляют рабочие пчелы. Дел у них очень много! Они добывают сладкий нектар и цветочную пыльцу, заботливо кормят подрастающих личинок, строят и ремонтируют восковые соты. Ранним летним утром из улья вылетают несколько самых смелых и предприимчивых пчелок. Это пчелы-разведчицы. Они отправляются на поиски медовых трав, полян, желтеющих одуванчиками, лугов, где раскрыли венчики душистые цветы. Потом разведчицы возвращаются в родной улей, и начинают веселый и затейливый танец. Они жужжат, кружатся, выделяя капли нектара. Другие пчелы наблюдают за танцующими и прекрасно понимают язык их движений. Если поляна с цветущими растениями находится поблизости от улья, пчелы, танцуя, движутся по кругу, а если вдалеке, то танцоры выделывают сложные пируэты, словно выписывая восьмерки. Вскоре все рабочие пчелы вылетают из улья и устремляются вслед за пчелами -разведчицами.

- В каждом улье есть самая крупная пчела. Это царица пчел, ее называют маткой. Пчелу-царицу окружает целая свита придворных пчел. Они кормят матку и ухаживают за ней. Матка никогда не покидает улей, не собирает мед и пыльцу цветов. Она откладывает яички в приготовленные рабочими пчелами восковые ячейки. В начале лета из ячеек появляются молодые пчелы. Они вылетают из улья, чтобы поиграть, порезвиться. Юным пчелкам очень нравится и яркая свежая зелень, и душистые цветы, и теплый солнечный свет. Но улетать далеко от дома они пока не решаются, зато стараются получше запомнить местность, расположение улья и входы в него.

Когда из пчелиной куколки выводится новая матка, старая царица покидает улей. Пчелы начинают роиться. Рой напоминает большое растрепанное жужжащее гнездо. Пчеловод старается поймать рой и пересадить его в новый улей, а не то пчелы могут улететь с пасеки в лес и поселиться в глубоком дупле старого дерева. Та часть луга или поляны, где расположены ульи, называется пасекой.

- Пасечники давно приметили, что по поведению пчел можно предсказывать погоду. Когда пчелы дружно летят к своим ульям, жди дождя, а если они неподвижно сидят на стенках домика, то будет жаркая засушливая погода.

- С наступлением прохладных осенних, деньков ульи переносятся с пасеки в теплые сараи на зимовье. Зимой пчелы не спят, но становятся медлительными, вялыми. Заботливые пчеловоды утепляют ульи и обязательно оставляют своим трудолюбивым помощникам медку, чтобы они были сыты долгой морозной зимой.

- «Яблоньку любим за яблоки, а пчелку - за мед!», – говорят люди. Но не только люди любят мед, не упустит случая полакомиться им и медведь, причем привлекает Топтыгина не только мед, но и сами пчелы и их личинки. В природе существует крупная бабочка, которую называют «мертвая голова» (бражник). Эта бабочка тоже очень любит пчелиный мед и нередко наведывается в ульи.

Подвижная игра «Живая клумба»

Все играющие разбиваются на три команды: Золотые шары; Ноготки; Бархатцы.

Дети – цветы на клумбе. В центре растут золотые шары – самые высокие. Дети поднимают руки вверх и вращаются вокруг себя.

Второй круг – ноготки, они идут хороводом вокруг золотых шаров.

Третий круг – дети-бархатцы приседают на корточки, эти цветы самые низкие.

Подул ветер, цветы ожили и зашевелились: золотые шары – кружатся, ноготки идут по кругу в одну сторону, бархатцы – в другую.

Воспитатель. Над зеленым лугом весело порхают пестрокрылые красавицы-бабочки. Каких бабочек здесь только нет! И желтые лимонницы, крылышки которых напоминают лимонную дольку, украшенную красными точками, и темно-красные крапивницы, и голубянки, и капустные белянки, и переливницы, и перламутровки.

- В Древнем Риме люди верили, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от растений. Ведь и вправду бабочка похожа на прелестный летающий цветок.

- У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками, Поэтому бабочек называют чешуекрылыми. Тело бабочки тоже покрыто чешуйками и волосиками. У этих насекомых короткие усики и большие глаза. Спирально свернутый прозрачный хоботок бабочки – это ее рот. Когда бабочка пьет капельки нектара, хоботок разворачивается, а потом опять сворачивается спиралью. Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения. Если же бабочка проснулась ранней весной, когда цветы еще не раскрылись, она может полакомиться сладким березовым или кленовым соком.

- Летом самка бабочки откладывает яички. Кладка яичек может иметь самую разную форму – в виде свисающих гирлянд или близко друг к другу упакованных шариков, кувшинчиков, цилиндриков. Бабочки откладывают яички в почву, в ткани растений, некоторые покрывают их защитной пленкой, спасающей от высыхания. Через некоторое время из яичек появляются личинки – гусеницы. На ногах у гусеницы есть особые крючочки, которые помогают удерживаться на стеблях растений. Гусеницы очень прожорливы: они грызут листья и стебли растений, поедают сочные плоды или питаются другими насекомыми, например, тлями. За время роста гусеницы увеличивают свою массу в несколько тысяч раз! Многие гусеницы покрыты густыми жесткими волосками или имеют защитную окраску. Птицы не едят невкусных лохматых гусениц, а тех, которые окрашены так же, как стебли иди ветки растений, они могут просто не заметить. Потом гусеницы сбрасывают шкурку и окукливаются, т. е. превращаются в куколку. Через некоторое время оболочка куколки разрывается и на волю выбирается уже взрослая бабочка.

- Маленьких бабочек называют мотыльками. Когда мотыльки садятся на цветы и складывают крылышки, то становятся похожими на цветочные лепестки.

- Бабочки не только украшают наши луга и поля, но и приносят человеку пользу. Перелетая с цветка на цветок, они опыляют их. Бабочки тутового шелкопряда, которые питаются листьями тутового дерева, дарят людям тончайшие нити, из которых получают натуральный шелк. Гусеницы тутового шелкопряда живут большими семьями и строят паутинные гнезда в виде коконов. Люди научились разматывать коконы и получать из этих нитей тончайшие натуральные шелка. А еще бабочки радуют нас своей красотой.

Воспитатель. Насекомые не могут существовать без цветов, а цветы – без насекомых. Растения дают насекомым пищу. Насекомые, собирая нектар, опыляют растения и благодаря этому появляются плоды и семена.

Итог беседы

1. Как выглядит пчела?

2. Чем питаются пчелы?

3. Как живет пчелиная семья?

4. Что дают пчелы человеку? Кто любит пчелиный мед?

5. Как выглядит бабочка?

6. Как выглядит гусеница?

7. Чем питаются бабочки? А гусеницы?

8. Какую пользу приносил бабочки?

9. Почему цветы и насекомые нужны друг другу?

Публикации по теме:

Конспект занятия с использованием ИКТ «Что мы знаем об Африке?» Задачи: Образовательная: Закрепить знания детей о животном мире жарких стран. Развивающая: Способствовать развитию у детей мышления, памяти.

Итоговое занятие по развитию речи с использованием ИКТ «Волшебные цветы в детских сказках»Итоговое занятие по развитию речи с использованием ИКТ «Волшебные цветы в детских сказках» Тема: "Волшебные цветы в детских сказках" Цель: Воспитание любви к родному краю через театральную деятельность, формирование осознанного,.

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ «Масленица» Цель: 1) Образовательная: расширять знания детей о праздниках на Руси, о национальных обрядах и традициях 2) Развивающая: развивать зрительную.

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ «Масленица» Цель: 1) Образовательная: расширять знания детей о праздниках на Руси, о национальных обрядах и традициях 2) Развивающая: развивать зрительную.

Конспект музыкального занятия «Путешествие в зимний лес» (с использованием ИКТ) Конспект музыкального занятия «Путешествие в зимний лес» (с использованием ИКТ) Цели: развить речевые, певческие навыки детей;.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий с использованием ЭОР для детей 5–6 лет по теме «Насекомые» Составила: Учитель-логопед Штанько Ирина Васильевна Учитель-логопед первой квалификационной категории ГБДОУ детский сад №5 Выборгского района.

Конспект занятия по грамоте с использованием ИКТ (средняя группа) Задачи: 1. Формировать умение различать на слух твёрдые и мягкие согласные, называть слова с заданным звуком. 2. Воспитывать речевое внимание.

Конспект занятия по народной сказке «Рукавичка» с использованием ИКТ Цель: Развитие свободного общения с взрослыми и детьми. Задачи: Обучающие: - упражнять в отчетливом произнесении согласных звуков, выделяя.

Конспект занятия по природе «Путешествие в пустыню» (с использованием ИКТ) Программное содержание: 1. Учить детей использовать имеющиеся знания о животных и климатических условиях, в которых обитают животные (пустыня).

Конспект занятия с использованием ИКТ «23 февраля» 1 слайд:Презентация на тему"День защитника Отечества" 2 слайд: Воспитатель:Ребята как вы думаете,а что мы Родиной зовем? Ответы детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия-беседы «Цветы и насекомые» (с использованием ИКТ)
Опубликовано: 1 июня 2017 в 07:45
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД