Лучший педагог года

Беседа по картине Т. Н. Яблонской «Хлеб»

Белканова Татьяна Владимировна
Беседа по картине Т. Н. Яблонской «Хлеб»

Тема: Беседа по картине Т. Н. Яблонской «Хлеб».

Цели:

1. Познакомить учащихся с творчеством Т. Н. Яблонской и её картиной «Хлеб». 2. Рассказать детям, какой путь проходит хлеб, какое значение имеет хлеб для людей, и как много людей разных профессий трудится, чтобы у нас на столе появился хлеб.

Задачи:

Публикация «Беседа по картине Т, Н, Яблонской „Хлеб“» размещена в разделах

- познакомить детей с процессом выращивания хлеба;

- дать представление детям о том, как хлеб приходит к нам на стол;

- обратить внимание на содержание труда в школе;

- воспитывать уважительное отношение к труду людей, бережное отношение к хлебу.

Оборудование: презентация к занятию, карточки с буквами и цифрами, солнечный цветок-задание, выставка картин Т. Н. Яблонской, соленое тесто для лепки, стеки, каравай из соленого теста, пшеница, пшеничная и ржаная мука, ростки пшеницы, хлебобулочные изделия. (СЛАЙД 1)

Ход занятия: - Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте встанем и поприветствуем наших гостей! - Присаживайтесь. Спинки выпрямите, руки сложите перед собой и внимательно меня слушайте. - Улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу удачи. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесёт нам радость от общения друг с другом.

- Сегодня у нас с вами будет не совсем обычный урок. Скоро вы познакомитесь с великолепным произведением искусства – картиной Татьяны Ниловны Яблонской. Ну а что, это будет за картина, вам предстоит это выяснить. Для этого вам необходимо выполнить небольшое задание, посмотрим, как вы любите математику, как умеете считать и сравнивать числа.

Л Б Х Е

7 18 3 15 (слово по буквам вывешивается на доске) (Это слово хлеб) - Правильно. Как вы узнали? (Расположили буквы в порядке возрастания чисел) – Верно, назовите эти цифры? (3, 7, 15, 18) - Молодцы. - Итак, тема нашего открытого занятия - беседа по картине Т. Н. Яблонской «Хлеб». Мне бы хотелось рассказать вам немного о её жизни и творчестве. (СЛАЙД 2)

Сообщающее слово. Т. Н. Яблонская родилась 24 февраля 1917 года в г. Смоленске. Ее мать, Вера Георгиевна, обучала школьников языкам. Во многом ее творческая жизнь была предопределена семьей, так как ее отец, Нил Александрович, был преподавателем словесности и литературы, графиком и известным художником. Первые уроки рисования получила от своего отца. Потом рисование становится не просто детским увлечением. В 1933 году Татьяна поступает в Киевский художественный техникум, но в 1935 году, после его закрытия, становится студенткой Киевского художественного института, по специальности «художник-живописец». В 1941 году Яблонская заканчивает институт, но ее планам на светлое будущее и огромную творческую деятельность пока не суждено сбыться. В 1941 году началась война. В это время Т. Н. Яблонская эвакуируется в Саратовскую область, где работает в колхозе наравне с местными женщинами, а редкие свободные минуты писала портреты отцов, мужей, сыновей и братьев, не вернувшихся с войны – для поминок. После эвакуации в 1944г. Яблонская возвращается в Киев, где начнет преподавать в Киевском художественном институте.

- По-настоящему известной Т. Н. Яблонская стала после создания ею картины «Хлеб» в 1949 г., через четыре года после окончания ВОВ. - А сейчас я хочу рассказать вам немножко о предистории написания этой картины. В 1948 году, будучи в с. Летава в колхозе имени В. И. Ленина Чемеровецкого района Каменец-Подольской области. Т. Н. находилась со своими студентами на летней практике. Она работала в поле во время уборки урожая, на свекловичных плантациях во время прополки, на животноводческих фермах, в колхозной столовой и парикмахерской. Общительная и приветливая Татьяна Ниловна сразу же завоевала уважение у колхозников, которые видели с каким рвением она работает. (СЛАЙД 3)

- За четыре месяца в колхозе имени Ленина Татьяна Яблонская сделала около 300 рисунков и этюдов к будущей картине. После приезда из Летавы в Киев Татьяна Яблонская начала непосредственную работу над холстом. И только через год в ноябре 1949 году художница представит картину на Всесоюзной выставке в Москве.

(СЛАЙД 4) - Давайте, внимательно посмотрим на репродукцию картины. На колхозном току кипит работа: молотят зерно. - А что же такое молотьба? Это новое ребята для вас слово и сейчас я вас с ним познакомлю. (СЛАЙД 5) — Молотьба - одна из основных сельскохозяйственных операций, при которой происходит отделение семян и плодов от колосьев, початков или метёлок, стручков. В настоящее время молотьбу выполняют в основном комбайнами или молотилками, в поле или на току. (СЛАЙД 6) - Скажите, кто изображен на переднем плане картины? (женщины, которые занимаются уборкой зерна) - Да, на первом плане художница изобразила двух женщин, которые собирают золотую россыпь зерен пшеницы в мешки. Одна из женщин завязывает готовый наполненный мешок, а другая закатывает рукава, видимо, мешающие работать. На картине изображены и другие женщины, в основном на втором плане. Народу на току много и все заняты своим делом. На картине видно, как точно художница расставила всех персонажей; часть женщин работают у сортировочных машин, другие собирают зерна пшеницы, видны весы для взвешивания уже полных мешков, а немного вдалеке, горка собранного урожая, готового к отправке. Кто-то взял передышку, кто-то грузит собранные в несколько рядов мешки с зерном на машины с красными плакатами на борту. Молотьба и погрузка зерна идет полным ходом. Около машин, там же на дороге, лошадка привезла бочку с питьевой водой. Одна из женщин рядом с бочкой пьет из большой алюминиевой кружки прохладную свежую воду. - В грузовиках мужчины принимают зерно и складывают его аккуратно. Мужчин не хватает, сказывается послевоенное время и вся работа лежит на женщинах. Автор очень четко передал отношение женщин к труду, они работают дружно и сообща. – А какое у них настроение? (они веселые, радостно смеются) - А почему у них такое радостное настроение? Как вы думаете? (Они радуются тому, что стоит хорошая погода, что вырастили большой урожай) - Верно, хороший урожай собрали колхозники! Бодрое, жизнерадостное настроение пронизывает картину. Художница сумела показать, как люди заняты – уборкой урожая, и видно, что они рады труду и ни для кого он не в тягость, а напротив, каждый стремится сделать как можно лучше свою работу. Татьяна Яблонская хотела изобразить в своей картине жизнь, которая действительно вызывает восторг. Этот восторг появляется от реалистичности картины, от сплоченности коллектива, от энергичности, красоты и здоровья каждого персонажа, занятия общим делом и дружной работой. – Ребята, а вы можете сказать, что вы такие же дружные и сплоченные между собой, как изображено на этой картине. И так же вместе выполняете свои обязанности в школе. (ответ детей) - А что вы делаете? В чем именно отражается ваша совместная работа в школе? (мы вместе убираем территорию школы, делаем генеральную уборку, участвуем в школьных мероприятиях, стараемся помогать друг другу, и дружить между собой.) - Правильно, вы живете и учитесь в школе, вы все разные, но должны быть вместе, помогать и поддерживать друг друга. И если что-то не получается, всегда суметь прийти на помощь. - А теперь вернемся к нашей картине. – Ребята, а какой основной цвет для написания своей картины выбрала художница? (Т. Н. выбрала желтый цвет) - Татьяна Яблонская выбрала желтый, понимая, что это цвет удачи и большого урожая. Картина нарисована в теплых светлых тонах. – На картине почти отсутствует пейзаж, лишь далеко, за спинами всех работников виднеется небольшой клочок голубого неба и лес. - А что такое пейзаж? Это новое для вас в изобразительном искусстве слово и я сейчас вас с ним познакомлю. (слайд пейзаж 7) ПЕЙЗАЖ – это жанр изобразительного искусства, в котором основой изображения является - природа.

- Ребята, а как выглядят женщины на картине? (чисто, опрятно и можно сказать нарядно) - Что на них одето? (белые платки, белые блузки и цветные юбки) - Да, как позже признается сама Т. Н., что специально «нарядила» свои персонажи в более праздничную одежду, чтобы предать полотну радостности и живописности. – А какое время года изображено на картине? (лето) – А почему вы так решили? (потому что уборка урожая проходит летом) - А еще почему? (потому что люди легко одеты, по летнему и они изображены на картине с босыми ногами) – Верно, ребята, а как мы должны одеваться зимой? (по зимнему, одевать сапоги, теплую шапку, куртку, шарф, перчатки и теплые брюки) - Ребята, если мы зимой оденемся неправильно, не по сезону, что может случиться? (если одеться неправильно, будет очень холодно, неудобно ходить, играть, заниматься, а самое главное – можно простудиться и заболеть) – Все верно, вы должны следить и беречь свое здоровье, особенно сейчас, когда в мире происходит такая серьезная обстановка с кароно - вирусной инфекцией. – И возвращаясь к картине, скажите, что является главным героем картины? (зерно, хлеб — им усыпано все вокруг) - Все верно, особое место на картине занимает хлеб. Золотые россыпи зерен, которые хранят солнечное тепло, искрятся на солнце. Своим творением Т. Н. Яблонская прославляет хлеб. Картина звучит гимном крестьянскому труду, который кормит всех людей. мельницу, чтобы перемолоть и потом из этой муки напекут замечательный вкусный и аппетитный хлеб.

(А сейчас мы послушаем стихотворение)

Мальчик,

Ногою пинающий хлеб,

Мальчик,

Голодных не знающий лет,

Помни,

Что были лихие года.

Хлеб – это жизнь,

А не просто еда.

Хлебом клялись,

За хлеб воевали.

Не для того,

Чтоб в футбол им играли. В слове народная мудрость таится.

Вот что в народе у нас говорится:

«Если ты хлеб ценить перестал, Ты человеком быть перестал!»

-Чем же является хлеб для нас? (Хлеб– это жизнь)

- Как мы должны относиться к хлебу?

(беречь и уважать труд тех, кто его растил) (СЛАЙД 8)

- Верно, но еще и за хлеб воевали. Во время Великой Отечественной войны жителям Ленинграда выпала страшная доля – 900 дней и ночей вражеской блокады. Жители города получали 125 г хлеба на весь день, хлеб нельзя было купить в магазине, его выдавали по специальным карточкам.

- Ребята, этот кусочек трудно было назвать хлебом, ведь в нем было всего лишь 5 граммов муки, остальное это древесина – стружки, крапива, лебеда, отруби.

- В музее истории Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) хранится кусочек 125г. заплесневелого хлеба величиной с мизинец.

- Но чтобы получить эту кроху, нужно было отстоять такую очередь, которой не видно было конца. Люди с серыми, изможденными лицами, не знавшие отдыха, забывшие, что значит вдоволь поесть, занимали очередь за хлебом с раннего утра, а иногда стояли в очереди всю ночь. Но бывало, что хлеба всем не хватало…

- Много людей умерло в блокадном Ленинграде оттого, что в ту пору у них не было даже крошечки хлеба.

(Показать детям кусочек хлеба в 125 г. и сравнить с их нормой ежедневного потребления ими хлеба).

- Посмотрите и сравните, а вы смогли бы наесться этим кусочком? (Ответы детей)

-Нет конечно, вот ваша норма хлеба в день, и это при том, что наши доблестные повара готовят для вас полноценное рациональное питание.

- Может быть, эти страшные времена вам сейчас кажутся далёкой историей, но вы должны знать историю своей страны, своего народа, и это время никогда не должно повториться.

- Посмотрите на выставку, я хочу познакомить вас еще с некоторыми работами Т. Н. Яблонской. (назвать картины) «Утро». - Картина «Утро» была написана в 1954 году в Киеве. Здесь мы можем увидеть девочку, которая делает утреннюю зарядку. В этой картине Татьяна Яблонская изобразила за утренней зарядкой свою дочь — Лену, которой на тот момент было 13 лет. Также картины : «Весна», «Лен», «Вечер. Старая Флоренция», «Юность», «Колокольчики». - "Колокольчики" - последняя работа Яблонской, написанная за день до смерти. Умерла Т. Н. 17 июня 2005 г. в г. Киеве в возрасте 88 лет. - Татьяна Ниловна писала поэтические, жизнеутверждающие картины, посвященные труду и жизни советских людей. Различные по тематике произведения Яблонской говорят о доброте, радости, трепетном отношении к прошлому страны и тревоге о будущем. Все ее картины это подленная реальная жизнь. - И все - таки картина «Хлеб» — одна из наиболее известных картин Татьяны Яблонской, созданная в 1949 году, за которую ей в 1950 году была присуждена Сталинская премия II степени. Картина также была награждена бронзовой медалью Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе.

(убирается салфетка с подноса на котором находятся хлебобулочные изделия)

- Итак, хлеб, что мы знаем о хлебе. Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. (СЛАЙД 9)

Кто из вас мне скажет из чего все это делают? (показываю на поднос) (Пекут из муки)

- Так, сначала замешивают тесто, в которое добавляют муку.

- А из чего получают муку?

(Из зёрен пшеницы и из зёрен ржи)

- Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. (показать, как выглядит пшеничная мука и как выглядит ржаная)

(показать, как выглядит колос пшеницы и как выглядит колос ржи и сравнить)

(чтение стихотворения)

Вот он Хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем – земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

- А сейчас я предлагаю вам отдохнуть. А как мы будем отдыхать? Мы будем лепить. И лепить мы с вами будем из теста, только не из хлебного, а из соленого. А как это важно для детских рук, работа с тестом захватывает все внимание, будит воображение, фантазию, а вместе с этим развивает умелость рук. (слайд 10)

- Все вы любите хлеб, пирожки, ватрушки, пряники, бублики, батоны, печенье и т. д., так вот я вам предлагаю, какой-либо из перечисленных вариантов слепить, может кто-то из вас добавит что-то свое. Когда вы закончите работу, ваши поделки, мы высушим, придадим им цвета, и вы заберете их к себе домой на память о первом для вас открытом занятии в школе. Я тоже в стороне не осталась и приготовила вот такой сувенир – это каравай. Каравай - хлеб праздничный, которым встречают дорогих гостей. Так пусть этот каравай станет для нас с вами – символом радости, и благополучия. (звучит музыка, дети занимаются лепкой)

- Отдохнули, молодцы. И мы продолжаем. - Ребята, а теперь я предлагаю вам посмотреть небольшой видеосюжет, о том, какой длинный путь проходит хлеб от маленького зёрнышка до конечного продукта, прежде чем окажется на нашем столе.

«Откуда хлеб пришел (видеосюжет) (СЛАЙД 11) - А сейчас я вас попрошу выполнить небольшое задание. Вы просмотрели не большой сюжет и теперь давайте разберем, откуда хлеб пришел? С чего все начинается? И чем закончится его путь. - Какое слово будет первым? вторым? (выполняется задание, делая разбор словесно)

(Пашня, посев семян, сбор урожая, элеватор, мельница, пекарня, магазин)

(СЛАЙД 12)

(Пашня) - Что такое пашня? (Пашня – это вспаханное поле, используемое под посевы сельскохозяйственных культур) - Верно, поле вспахали, подготовили под посев зерна. – Итак, зерно созрело, пора собирать урожай. – Урожай собрали его отвезут на элеватор. А что такое элеватор? (элеватор – это сооружение для хранения больших масс зерна, оборудованное для приема, взвешивания, сушки и очистки зерна) – После чего зерно отвезут на мельницу. Там из него сделают муку. - Далее муку отвозят на хлебозавод или пекарню, где испекут булочки, буханки, батоны. - Далее в магазин. Покупайте и кушайте! - Вот видите ребята, ка, какой длинный путь проходит хлеб от маленького зёрнышка до конечного продукта, прежде чем окажется на нашем столе. (СЛАЙД 13) - В производстве хлеба принимают участие сотни тысяч рук многих людей. Люди каких профессий помогают хлебу прийти к нам на стол и кто нам может помочь вспахать землю и посеять семена? Давайте разберемся.

- Весной выезжают в поле трактора. Ими управляют …

(трактористы)

- Дальше нужно бросить в землю семена. Раньше сеяли вручную. Сейчас зерно сеют машины. Их называют …

(сеялки)

- А знаете ли вы, кто самый главный специалист по выращиванию хлеба? (это агроном) - Верно, он проверяет семена на всхожесть, наблюдает за ростом и развитием ростков и знает, как правильно выращивать хлеб, как уберечь колоски от болезней и от вредителей.

- Кто будет убирать хлеб, когда он созреет?

(Убирают специальные машины, которые называются – комбайны. Люди, работающие на этих машинах, называются комбайнеры)

- Комбайн выполняет много работ: острыми ножами он срезает колоски, внутри есть молотилка, освобождающая зерна от колосьев. Зерно через спец. рукав сыплется в грузовик, а солома упаковывается в брикеты и остается на поле.

- А кто повезет зерно на элеватор, с элеватора на мельницу и т. д.?

(водитель)

(СЛАЙД 14)

- А кто знает, кто такие механизаторы? Механизатор – это специалист, отвечающий за наладку, ремонт и поддержание в рабочем состоянии сельскохозяйственной техники. Он просто не заменим там, где используют трактора, комбайны и прочие машины.

- Кто работает на мельнице?

(работают там люди по профессии мельники)

- Смолол мельник зерно, получилась у него мука. Муку везут на хлебозавод, на пекарню). - Кто работает на пекарне?

(Пекари)

- Правильно. Они замешивают тесто, и из него творят чудеса: пекут

хлеб, батоны, вкусную сдобу.

- Куда поступают хлебобулочные изделия из пекарни? (В магазин) Кто их продает?

(Продавец)

- Ребята, так, кто эти люди, которые выращивают и собирают зерновые культуры, из которых после намелят муку и испекут хлеб.

(Хлеборобы)

- Видите ребята, как много людей трудится, чтобы вырастить хлеб, который мы едим каждый день.

- Каждый ребенок растет познает мир, проявляет интерес к чему-либо. Вы еще маленькие, но с возрастом начнете проявлять интерес к технике, перед вами будет стоять выбор профессии. Может кто - то из вас, когда вы закончите школу, станет трактористом, водителем, а может некоторые из вас выберут профессию - мельника или пекаря. Ну а для того, чтобы получить достойную профессию, что нужно делать?

(хорошо учиться, быть внимательным, добросовестно выполнять все порученные задания)

- А сейчас в заключении нашего занятия мы посмотрим мультфильм, который называется «Хлеб». (просмотр)

(СЛАЙД 15) - О чем нам рассказывает этот мультфильм? (о цене выращенного хлеба, о том, каким нелегким трудом он достается людям)

- Подведем итог нашего занятия. – С какой картиной мы с вами сегодня познакомились? (С картиной Татьяны Ниловны Яблонской, которая называется «Хлеб»). - Чем наполнена эта картина? (Картина наполнена чувством радости, счастья и мира)

- Что является главным героем картины? (главным героем является, конечно же, зерно, хлеб) - Картина «Хлеб» это песня, восхваляющая народный труд, воодушевляющая на подвиги ради счастья всего народа. - Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее занятие? А что именно вам понравилось? (ответы детей) Молодцы, вы сегодня постарались, спасибо за занятие!

Публикации по теме:

Составление описательного рассказа по картине «Зимние забавы» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательного рассказа по картине "Зимние забавы"» Задачи: - связная.

Фотозарисовка о картине «Чудесная сирень. Мое творчество»Фотозарисовка о картине «Чудесная сирень. Мое творчество» Работа воспитателя связана с творчеством. Мы лепим, рисуем, делаем поделки. Не много тех, кто окончил художественную школу, и посвятил свою.

Фотоотчёт о картине «Перед Рождеством»Фотоотчёт о картине «Перед Рождеством» Уютного окончания недели всем, кто в этот вечер нашёл минутки для любимого сайта! Сегодня хочу вас познакомить с творчеством ещё одной талантливой.

Конспект логопедического группового занятия «Беседа по картине «Зимние забавы» для детей старшей группы с ТНР ОВЗ Конспект логопедического группового занятия для детей старшей группы с ТНР ОВЗ Тема: Беседа по картине «Зимние забавы» Цель: Учить составлять.

Конспект ООД по речевому развитию «Беседа по содержанию рассказа К. Паустовского «Теплый хлеб»Конспект ООД по речевому развитию «Беседа по содержанию рассказа К. Паустовского «Теплый хлеб» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Описание картины А. И. Куинджи «Березовая роща» План 1. А. И. Куинджи - замечательный русский художник- пейзажист. 2. Описание картины а. Изображение берез на картине Куинджи б. Силуэты деревьев.

Познавательная беседа об акции памяти «Блокадный хлеб» с детьми подготовительной группыПознавательная беседа об акции памяти «Блокадный хлеб» с детьми подготовительной группы Задачи:- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда - развивать у детей умение слушать и способность.

Познавательная беседа с детьми 5–6 лет «Откуда хлеб пришёл?» Тематическая неделя «Оренбургский край-хлебородный край»Познавательная беседа с детьми 5–6 лет «Откуда хлеб пришёл?» Тематическая неделя «Оренбургский край-хлебородный край» Цель:Знакомство детей старшего дошкольного возраста с процессом выращивания зерновых культур в Оренбургском крае. Задачи:Формировать представление.

Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками»Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками» Задачи: - связная речь: учить составлять коллективный рассказ-описание; - словарь и грамматика: учить строить предложения со сказуемым,.

Составление творческого рассказа по картине ВидеоСоставление творческого рассказа по картине Видео Предлагаю Вашему вниманию интересные приемы по составлению творческого рассказа по картине. С этим материалом меня познакомила моя напарница,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Беседа по картине Т. Н. Яблонской «Хлеб»
Опубликовано: 26 сентября 2021 в 22:26
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД