Папки-передвижки

Беседа с детьми 4–5 лет «Жаворонушки»

Шамсиева Зариет
Беседа с детьми 4–5 лет «Жаворонушки»

«Жаворонушки»

Беседа с детьми 4-5 лет

Цель. Формировать представление о традициях русского народа; содействовать приобщению к истокам народной культуры.

Предварительная работа. Вместе с родителями подобрать картинки, открытки, иллюстрации птиц, русских народных игрушек, народных костюмов.

Публикация «Беседа с детьми 4–5 лет „Жаворонушки“» размещена в разделах

Материал. Убранство для горницы, русский народный костюм; картинки с изображением жаворонка и других перелетных птиц, народных игрушек; жаворонки из картона, пластилина, глины; подборка сказок о птицах; аудиозаписи народных мелодий; магнитная доска; пластилин, доски, доски, стеки, салфетки.

Ход образовательной деятельности

Звучит русская народная мелодия. Хозяйка в русском народном костюме приходит в группу и приглашает детей в горницу.

Хозяйка. Здравствуйте, мои хорошие да пригожие! Приглашаю вас к себе в горенку, к теплой печке! Хоть зима и прошла, да холода не унесла, а у меня тепло и уютно! Посидим рядком, поговорим ладком. Потрудимся: пора к встрече птиц подготовиться. Недаром в народе говорят: «Весна на дворе, коли грач на горе». А чтобы не скучать, давайте вспомним весенние приметы, которые вы знаете.

Дети. Тает снег, снег рыхлый, грязный. Ярко светит солнышко. Щебечут птицы. На деревьях набухают почки.

Хозяйка. Послушайте мой рассказ о том, как на Руси весну ждали, к себе закликали. В первые дни весны наряжались празднично и ярко, закликали солнце, чтобы светило не медлило, а катилось красным колесом к теплу, к лету, заманивало птиц перелетных, вызывало капель да оттепель. Весной наступает день, когда солнышко начинает светить ярче и дольше, чем зимой; в этот день люди ожидают прилета жаворонка.

Дети закликают весну словами: «Жаворонки, прилетите, красно лето принесите!».

Хозяйка. А еще в народе этот день называют Сороки. Существует поверье, что в этот день из теплых стран прилетает сорок видов разных птиц. И первая из них – жаворонков. (Раздает детям жаворонков из картона, глины, пластилина.) На Сороки хозяйки пекли сорок «жаворонков» с хохолками, с распростертыми крыльями, будто летящими. Птиц раздавали детям, а с ними и весну. Давайте и мы позовем весну

Хозяйка вместе с детьми.

Ой, кулики, жаворонушки,

Прилетайте к нам во дворушки!

Жаворончики, прилетайте к нам,

Красно леточко принесите нам!

Хозяйка. Птицы – первые вестники весны, и мы поговорим о них. (На магнитной доске закреплены картинки с изображением перелетных птиц.)

• Каких птиц вы знаете?

• Как называют птиц, которые прилетают к нам весной?

• Найдите перелетных птиц на картинках, назовите их.

• Чем похожие птицы? ( Внешним видом: есть клюв, две лапки, перья, крылья, хвост; умеют летать.)

• Чем они отличаются друг от друга? (Величиной, цветом оперения, формой хвоста, размером крыльев.)

Дети вспоминают общие признаки и отличия птиц. Воспитатель осторожно направляет беседу в нужное русло.

Хозяйка. Молодцы, дети! Вы немало знаете о птицах. А какие сказки помните, в которых действующими лицами являются птицы?

На столике выложены книги со знакомыми детям сказками; среди них нужно выбрать сказки, в которых говорится о птицах (например, «Серая шейка «Д. Н. Мамина-Сибиряка, «Гадкий утенок» Х. -К. Андерсена, русская народная сказка «Гуси-лебеди»).

Хозяйка. И сказки вы знаете! А теперь поиграем в «Кто как кричит». Я буду у вас спрашивать, а вы отвечайте и картинку с птицей показывайте:

Воробей-чирикает. Кукушка-… Сорока-… Ворона-… Голубь-… Курица-… Утка-…

А загадки разгадывает. Умеете? Давайте проверим (при правильном ответе показывает картину птицы).

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (Грач)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка.)

Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждет.

Чужие песни меть умеет,

А все же голом свой имеет (Скворец.)

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянуться растения.

Его и песни, и полет

Вошли в стихотворения! (Жаворонок.)

Хозяйка. Пришло время и нам слепить из пластилина жаворонков и позвать весну- красну. Садимся за столы, выбираем место поудобнее. Перед тем как начать лепить, разомнем наши пальчики. Я буду говорить, а вы выполнять движения.

Ручка в зеркало глядит (ладошки на столе друг против друга,

Ручка пальчикам велит:

Загибайтесь, выпрямляться! (Поочередно сжимать и разжимать кулачки.)

Вместе в горстку собирайтесь! (Пальцы складывать в горстку.)

Разбегитесь, распрямитесь! (Распрямить пальцы.)

В кулачок теперь сожмитесь!

(Сжать пальцы в кулачок.)

Кулачок- на кулачок (поставить один кулачок на другой)

И ладоши – на бочок (распрямить ладошки, положить на стол).

Хозяйка. Теперь приступим к работе. Внимательно посмотрите на нашего жаворонка, назовите части его тела и форму.

Дети рассматривают заранее слепленного жаворонка : голова круглая, клюв острый, туловище овальное, два крыла и хвост. На столе у каждого лежит стека.

Хозяйка. А для чего нужна стека?

Дети. Чтобы резать пластилин, чтобы украшать птичку.

Хозяйка. Верно, мы стекой украсим перышки жаворонку- будем надавливать на пластилин тупым или острым концом, и на поверхности останутся следы. Но перед тем, как взять стеку в руки, вспомним правила безопасного обращения с ней.

Дети выбирают пластилин и приступают к лепке. Повторить приемы лепки: раскатывание прямыми и кругообразными движениями, передавая округлую форму тела; оттягивать и прищипывать мелкие части: клюв, хвост, крылышки; украсить крылышками, голову, хвост вмятинами от стенки.

Хозяйка. Вот и мы подготовились к встрече весны, к прилету птиц.

Приди к нам, весна, с радостью,

С великою к нам милостью!

Какие замечательные жаворонки у вас получились! Теперь уж точно весна поспешит к нам со своими верными друзьями – жаворонушками. Давайте исполним закличку, чтобы птицы быстрее прилетели.

Жаворонушки, перелетушки! (Дети бегут по кругу (летят, машут руками)

Прилетите к нам! Гу!

Весну ясную, весну красную (разводят руками в разные стороны

Принесите к нам! Гу!

Хозяйка. Пришло время нам прощаться. До следующих встреч в нашей горнице!

Используемая литература

1. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. М. : Просвещение, 1987.

2. Хренов Л. С. Народные приметы и календарь. М. : Агропромиздат, 1991.

Публикации по теме:

Беседа «Лес» с детьми 4–5 летБеседа «Лес» с детьми 4–5 лет Цель: создание условий для расширения представлений у ребенка о лесе. Задачи: формировать у ребенка представление об экосистеме (лес); закрепить.

Беседа с детьми «Домашние животные. Кот»Беседа с детьми «Домашние животные. Кот» Все фотографии принадлежат автору этого блога Игорю Грушевскому. Тема: «Домашние животные. Кот» Цель: Познакомить детей с домашним котом.

Беседа с детьми на тему «Космос»Беседа с детьми на тему «Космос» Наша Галактика – это крошечная искорка, кружащаяся в комической бездне. Она входит в так называемую Местную группу примерно из 35 галактик,.

Беседа с детьми «Сирень»Беседа с детьми «Сирень» Тема "Сирень" Цель: Продолжать знакомить дошкольников с разнообразием цветов. Задачи: Рассказать детям о сирени; расширять кругозор ; развивать.

Беседа с детьми о Санкт-Петербурге с ИКТБеседа с детьми о Санкт-Петербурге с ИКТ Работая по проекту "Посткроссинг" и обмениваясь с участниками переписки сведениями о их городах и поселках, у меня назрел план подготовить.

Беседа с детьми «Земля — наш общий дом» Беседа с детьми:"Земля -наш общий дом!"Цель: Расширять представление о том, что Земля -общий дом для людей и всех живых существ, живущих.

Беседа «Сказка в гости к нам пришла» с детьми 2–4 летБеседа «Сказка в гости к нам пришла» с детьми 2–4 лет Цель: Развивать речевую активность детей, обогащать их словарный запас.. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность,.

Фотоотчет об обрядовом празднике «Жаворонушки»Фотоотчет об обрядовом празднике «Жаворонушки» Старинный славянский праздник Жаворонки празднуют 22 марта – в день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются на.

Беседа с детьми о пожаре в КемеровоБеседа с детьми о пожаре в Кемерово Эта ужасная трагедия коснулась всей России. 25 Марта 2018-Ужасный пожар в Кемерово. Когда мои воспитанники пришли в садик, многие в эмоциях.

Этическая беседа с детьми «О дружбе»Этическая беседа с детьми «О дружбе» Цель: закрепить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг. Ход беседы. 1. Вводная часть. Воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Беседа с детьми 4–5 лет «Жаворонушки»
Опубликовано: 14 декабря 2022 в 21:42
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД