Папки-передвижки

Беседа с родителями детей младшего дошкольного возраста «Как сделать изучение математики увлекательным»

Элеонора Шокот
Беседа с родителями детей младшего дошкольного возраста «Как сделать изучение математики увлекательным»

Цель:

1. Познакомить родителей с содержанием работы по математическому развитию и с основными приё мами ФЭМП по теме: Роль дидактических средств в математическом развитии детей.

2. Способствовать реализации принципов преемственности ДОУ и семьи в вопросах математической подготовки.

Публикация «Беседа с родителями детей младшего дошкольного возраста „Как сделать изучение математики увлекательным“» размещена в разделах

3. Развивать интерес родителей к деятельности ДОУ и успехам детей в математическом развитии.

Атрибуты:

Логические блоки Дьенеша.

Карточки с символами свойств.

Фотографии с изображениями детей, работающих на занятии с логическими блоками Дьенеша.

Видеозапись совместной деятельности детей с воспитателем

Брошюры с заданиями по логическим блокам Дьенеша.

Карточки – задания для родителей.

Карточки – задания для детей.

Ход беседы:

1. Уважаемые родители, тема нашей беседы сегодня посвящена математическому развитию детей, но прежде я бы хотела познакомить вас с тем, что умеют наши дети. На этих фотографиях ваши дети занимаются с логическими блоками Дьенеша.

Что же такое знаменитые логические блоки Дьенеша и для чего они нужны нашим деткам? Логические блоки – это развивающая игра, рассчитанная на детей от 2 до 10 лет. Основная цель и задача - помочь детям научиться выполнять логические операции, то есть познакомиться с основой, сердцевиной математики, разбивать объекты по свойствам, кодировать информацию, обобщать и находить различия, сравнивать, классифицировать объекты. Блоки Дьенеша помогают детям познакомиться с признаками объектов (формой, цветом, размером и т. д., развить пространственное воображение, творческие способности, фантазию, навыки конструирования, моделирования, речь, логическое мышление и даже самостоятельность и произвольность.

Теперь я предлагаю посмотреть небольшой отрывок занятия, где дети выполняют задания.

2. Теперь я хочу спросить вас, занимаетесь ли вы дома математикой с детьми? Кто, больше занимается? Чем именно? Какие даете детям задании? Какие книги используете, откуда берете задания? Спасибо.

3. А сегодня хотелось бы поговорить с вами вот на какую тему: Как сделать изучение математике увлекательным?

Дети 3-4 лет должны:

1. Уметь владеть понятиями: один - много, по одному – ни одного, столько – сколько, столько же, поровну, большой - маленький, высокий - низкий и т. д.

2. Ребенок должен знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный) .

3. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

4. Ребенок должен уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме. Уметь сравнивать количество предметов.

Для того, чтобы достичь хороших результатов, мы с вами совместно должны поработать над этим вопросом. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Любознательные от природы дети полны желания учиться. Прочные знания, умения и навыки они приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. При сочетании эмоционального и рационального в обучении детей формируется стойкий познавательный интерес.

Занимательный материал : дидактические игры, логические упражнения, занимательные упражнения, логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, геометрические конструкторы «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный квадрат» являются лучшим средством для формирования у детей познавательного эмоционального интереса. Материал чрезвычайно разнообразен по содержанию, форме и развивающему воспитательному влиянию.

Сегодня мы с вами поговорим о логических блоках Дьенеша. Золтан Дьенеш – всемирно известный венгерский педагог и математик, профессор. Основатель игрового подхода к развитию детей «Новая математика», идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев.

Ребенок познает окружающий мир, выявляет свойство предметов: цвет, форму, размер, и вот тут-то логические блоки Дьенеша очень помогут ему в этом.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 логических блоков, которые различаются четырьмя свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные, цветом (красные, желтые, синие, размером (большие и маленькие, толщиной (толстые и тонкие). В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Также в набор входят карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). (Демонстрирую карточки).

В современной практике работы с детьми в детском саду и начальной школе находят место два вида логического дидактического материала : объемный и плоскостной. За каждым из этих видов закрепилось свое название. Объемный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной — логическими фигурами.

Маленьких детей в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Накладывая цветные блоки на цветное изображение в альбоме, Ваш ребенок сможет неоднократно испытать радость созидателя, наблюдая, как под его руками плоскостное изображение превращается в объемные предметы. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д., несколько позже - по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от избушки медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но один ребенок строит дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством, другой — чтобы не было рядом блоков, одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами, третий — чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами).

Важно помнить, развивая мыслительные умения, что они, как и всякие другие умения, вырабатываются в процессе многократных упражнений. При этом количество этих упражнений для разных детей различно. Интеллектуальное путешествие будет более увлекательным и радостным для детей, если, во-первых, всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр или упражнений, способным, как и ребенок, ошибаться и во-вторых, если не спешить указывать детям на ошибки, а предоставлять им возможность исправлять их самим.

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат малышей не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи. Малыши начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнений, отрицаний и сочетании однородных предметов.

Игры и упражнения с блоками

1. Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

2. Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).

3. Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

4. Каждому блоку нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т. д.

5. Выкладываем перед ребенком 8 блоков, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т. п.). Ребенку надо задавать наводящие вопросы, а отвечать можно только "да" или "нет" : «Клад под синим блоком?» - «нет», «Под красным?» - «нет» (ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину). Затем клад прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.

6. С одной стороны выкладывается 3 блока, с другой 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять.

7. Ребенку предлагается выложить блоки по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т. д.

8. Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.

9. Мама убирает в коробку только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем мама убирает только тонкие фигуры, а ребенок – толстые и т. д.

10. Ребенку надо подбирать блоки по карточкам, где изображены их свойства.

• цвет обозначается пятном

• величина - силуэт домика (большой, маленький).

• форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).

• толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).

4. Теперь, уважаемые родители, я вам предлагаю поиграть. С блоками Дьенеша могут играть дети разного возраста : от самых маленьких (с двух лет) до начальной (и даже средней) школы.

Начнем с простых игр.

Задание: что лишнее, почему?

Задание: угадай, какая фигура здесь закодирована?

Задание: догадайся, какие блоки надо поставить на пустые клеточки?

Игра «Магазин»

Материал : Товар (карточки с изображением предметов). Логические фигуры.

Цель игры:

• развитие умения выявлять и абстрагировать свойства

• развитие умения рассуждать, аргументировать свой выбор.

Описание игры:

Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3

логические фигуры "денежки". На одну "денежку" можно купить только одну игрушку.

Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)

МОЗАИКА ЦИФР.

Материал : 48 карточек с изображением символов и примеров.

12 числовых карточек.

Карточки с изображением предметов (цветом показана толщина)

15 предметных карточек

Блоки Дьенеша

Цель игры:

• Развитие способности декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке.

• Умение выбирать блоки по заданным свойствам.

• Закрепление навыков вычислительной деятельности.

Описание игры:

Дети распределяют между собой 48 карточек с изображением символов и примеров (например, если играющих 12, каждый берет по 4 карточки). Каждый ребенок решает пример на своей карточке, "расшифровывает" ее и берет блок, соответствующий шифру и находит место для него на изображении предметов.

Если все блоки выбраны верно, будут заполнены все 15 изображений предметов. Например, ребенок выбрал карточку: (красный, круг, не большой, не толстый, 6-4, следовательно блок он должен взять красный круглый маленький тонкий и положить его на фигуру человечка, на деталь, обозначенную цифрой 2.

5. Я вас сейчас раздам карточки для занятий с вашими детьми дома. Предложите детям узнать, что за фигуры здесь закодированы.

6. Список используемой литературы:

1. Давайте вместе поиграем. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. Лелявина Н. О., Финкельштейн Б. Б.

2. Логика и математика для дошкольников. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л.

3. https://www.corvet-igra.ru/biblio-14.htm

4. https://zvezdochet.dp.ua/volshebniy-sunduchok/metodiki/7-zoltan-denesh.html

5. https://shkola7gnomov.ru/parrents/pedagogicheskiy_navigator/metodika_denysha/id/839

Рекомендую литературу:

1. Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года)

2. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Михайлова З. А.

3. Развитие логического мышления детей. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В

Слова благодарности, спасибо за совместную работу.

Публикации по теме:

Беседа с родителями на тему: «Приобщение детей к избирательной деятельности» Задача взрослых - вовремя заметить и поддержать интерес ребенка, создать условия для развития избирательной деятельности. Привлекая ребенка.

Физкультурно-игровая программа «Морские выкрутасы» для детей среднего дошкольного и младшего школьного возраста с родителями Физкультурно-игровая программа «Морские выкрутасы» для детей среднего дошкольного и младшего школьного возраста с родителями. Цель: Активизировать.

Изучение мотивационного компонента речевой деятельности детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями Стратегии реформирования в образовании детерминировали появление многочисленных психолого-педагогических исследований, назначение которых.

Конспект образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста на тему «Волк — лесное животное» Тема: «Лесные животные». Цель: Использование ИОС (игровой обучающей ситуации) для формирования у детей представлений о лесных животных,.

Конспект проведения НОД для детей младшего дошкольного возраста на тему «Заюшкина избушка» Конспект проведения НОД для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Заюшкина избушка» в рамках тематической недели «Дни доброты.

Конспект родительского собрания на тему «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» План – конспект проведения родительского собрания «Вечер досуга родителей с детьми». Тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего.

План-конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей младшего дошкольного возраста «Снежинки-пушинки» Конспект НОД аппликация. Тема: «Снежинки - пушинки» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская,.

Проект по взаимодействию с родителями «Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста» Сентябрь Информационно-аналитическая Анкетирование «Как вы оцениваете физические качества своего ребенка» Выяснить значимость физического.

Консультация для воспитателей «Развивающие игры в работе с детьми дошкольного возраста. Логические блоки Дьенеша» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕИЯ БЛОКОВ ДЬЕНЕША Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности.

Взаимодействие логопеда с родителями и воспитателями детей младшего дошкольного возраста .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Беседа с родителями детей младшего дошкольного возраста «Как сделать изучение математики увлекательным»
Опубликовано: 18 января 2016 в 23:33
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД