Валентина Коробова
Безопасность детей — одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Безопасность детей – наша первостепенная цель
Актуальность. В современном обществе вопрос безопасности ребенка является одним из ведущих аспектов воспитательного процесса. Поэтому успех в работе по безопасности детей, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи. И это- одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Публикация «Безопасность детей — одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ» размещена в разделах
Цель исследования. В данной статье рассмотрена проблема безопасности ребенка в дошкольных образовательных учреждениях, а также его подготовка к умению преодолевать всевозможные жизненные трудности.
Материалы и методы исследования. Проанализированы характерные особенности поведения детей при взаимодействии с окружающим миром.
Результаты. По результатам данного исследования было выявлено, что безопасность ребенка в первую очередь зависит от знаний, прививаемых родителями и воспитателями.
Заключение. Таким образом, было выявлено, что знание и выполнение правил поведения в элементарных жизненных ситуациях значительно обезопасит жизнь ребенка.
Введение. В современных дошкольных образовательных учреждениях происходит усовершенствование дошкольного образования. В соответствии с этим формируются основные задачи, цели и направления в работе. Одной из основополагающих образовательных задач является «Безопасность».
Цель исследования. Первостепенной целью безопасности ребенка в детских организациях является формирование и поддержание благоприятных условий, сохранение жизни и здоровья детей во время их воспитания и досуга. Воспитание ребенка включает в себя создание у воспитанников понятия о вредных факторах, чрезвычайных происшествиях и развитие правильного поведения в разнообразных ситуациях.
Материалы и методы исследования. Особое волнение мы испытываем за детей дошкольного возраста. С первых дней жизни любопытность малыша, его познавательная активность, в отдельных случаях может обернуться вредом для него. Ребенок по своим физиологическим качествам не способен сам оценить всю меру опасности. Необходимо подготовить детей к умению преодолевать все возможные препятствия, выстраивать представление о сугубо вредных ситуациях, о потребности соблюдения мер предосторожности, воспитывать в них правила безопасного поведения в обществе вместе с родителями, которые являются авторитетом для ребенка.
Прежде чем проводить работу по воспитанию у детей правил безопасного поведения необходимо выявить их интересы, знания и умения, которые касаются конкретной разбираемой ситуации:
Организованную деятельность детей – умения, прогулки, интересы;
Совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
Самостоятельную деятельность детей – ролевые игры.
Существуют разные ситуации, в которых дети находятся часто. Например, некоторые из них:
1. «Взаимодействие ребенка с другими людьми».
Ребёнок должен научиться проводить оценку ситуации, исходя из понимания, что для него опасно, а что неопасно и на основе знаний, прививаемых ему воспитателями и родителями, принимать решение и правильно реагировать на них. Можно ли доверять людям, основываясь только на их внешнем виде, как необходимо реагировать на агрессивно настроенных людей, нужно ли пускать в дом малознакомых людей, как избежать попадания в неприятную ситуацию, во всех этих вопросах воспитатели и родители обязаны помочь ребенку разобраться.
Произведя исследование разговоров с детьми, можно сделать вывод о том, что самостоятельно дети не смогут верно выйти из чрезвычайной ситуации. Так как наибольшая доля из них, просто на просто, не могут сказать свой домашний адрес, как зовут родителей, какой номер домашнего телефона, как правильно попросить помощи у взрослых.
2. «Взаимодействие ребенка с окружающим миром».
Что полезного дает ребенку «общение» с природой? Какие возможны последствия от взаимодействия человека и природы? Взаимодействуя с природой детям, приходит понимание того, что хорошо, а что плохо для природы. Природа – основополагающая часть нашей жизнедеятельности, но беспечных и беззаботных она наказывает. Поэтому детям следует знать следующие правила:
- не бросайся камнем и твердыми снежками;
- во время оттепели, не ходи возле высоких домов, откуда в любой момент могут упасть сосульки, пласты снега;
- не дразни животных;
- не рви и не бери в рот плоды, растений, которые ты не знаешь;
- не лезь в воду, если не видишь мелкого дна;
- если промокнешь, немедленно переоденься и переобуйся;
- не поджигай в лесу сухую траву.
3. Ребенок и дом.
Сколько опасных ситуаций таит в себе наш удобное жилье? Сможете ли вы спокойно оставить ребёнка дома?
Навыки правильного обращения с окружающими предметами в домашней обстановке у ребенка проявляется не сразу. А в то же время мы, взрослые, пытаемся развивать в ребенке привычку безопасного поведения и научить их видеть моменты ненужного риска в повседневности.
О том, как нужно вести у открытого окна, себя на балконе, предупредить возможную опасность в быту. Наиболее встречающиеся травмы — это, так называемые, механические травмы – ушибы, ссадины, порезы.
Травмы, вызванные электричеством связаны с любопытностью детей, когда они шпилькой или гвоздем пытаются ковырять в розетке. Практика показывает: многие родители сами не в ладах с этими правилами. Зачастую спички, лекарственные средства, иглы, ножницы, ножи и т. д. хранятся в доступных для детей местах. Они нередко имеют доступ к электронагревательным приборам, печам, газовым плитам.
3. Физическое здоровье каждого ребенка.
Как сохранить здоровье детей? Как действовать, чтобы организм ребенка правильно развивался? От чего стоит оградить, чтобы физические нагрузки шли во благо.
С возрастом человек начинает более ответственно подходить к сохранению и укреплению своего здоровья. Но образ жизни и здоровые привычки прививаются именно в раннем возрасте. Таким образом, очень важно обратить большое внимание на физическое воспитание и охрану здоровья детей.
4. Эмоциональное благополучие ребенка.
Данный аспект является одним из основных качеств жизни ребенка. Но ответственность за это благополучие возлагается на взрослых, которые непосредственно участвуют в воспитании ребенка – это родители, воспитатели, учителя. Они должны научить ребенка без конфликтов решать сложные ситуации и помогать преодолевать отрицательные эмоциональные последствия ссор, драк, страхов. Но также важно, чтобы ребенок мог самостоятельно регулировать свое поведение.
5. Ребенок и улица.
Взаимодействие ребенка и внешней среды не обходиться без встречи с огромным числом объектов, с которым нужен особый подход. К примеру тротуар, улица, машины, пешеходный переход, дорожные знаки, светофор требуют навыки безопасности, а с ними и новые правила
Не знания первоначальных правил дорожного движения, безопасность жизни ребенка будет подвергнута опасности. В возрасте 5 лет ему необходимо усвоить новые для него правила:
- на зеленый свет светофора можно переходить дорогу, на красный нельзя;
- пересекать дорожную трассу можно только на зебре, подземном переходе или на светофоре;
- на дороге передвигаться только по обочине, предназначенной для движения пешеходов, при наличии, по тротуару.
Результаты. Одним из важных выводов можно выделить то, что взрослые, несущие ответственность за ребенка, осознавали, что невозможно ждать от ребенка следования правилам поведения, если они сами их не соблюдают. Они должны ограничить дома, как можно больше, опасных ситуаций.
Безопасное поведение и здоровый образ жизни должны быть присвоены ребенку как должное, адекватное поведение в разных, также и в опасных ситуациях должно войти в привычку, стать стилем жизни. Также основной задачей для взрослых является присвоение ребенку самостоятельности. Как можно раньше ребенок должен знать правила безопасности, нормы поведения, требования и предосторожности.
Заключение. Все правила поведения, должны не просто изучаться ребенком, до него важно донести почему нужно так действовать в той или иной ситуации. Необходимо дать ребенку объяснения: почему им запрещается что-то, ограничивают их в чем-то, научить детей правильному поведению в различных ситуациях, в том числе и опасных. Нужно выбрать и указать правила, который ребенок должен беспрекословно выполнять, это относится к здоровью и безопасности ребенка.
Таким образом, вы научите детей соблюдать правила и совместно с детьми применять эти знания в жизни.
Литература
К. Белая (2014 г., Формирование основ безопасности у дошкольников. Издательство: Мозаика-Синтез.
И. П Рачеева., В. В. Журавлева (2016 г., Формирование безопасного поведения в быту, социуме, природе. Издательство: Учитель, г. Волгоград.
И. А Лыкова, В. А Шипунова (2017 г., Безопасность жизни и здоровья. Учебно-методическое пособие. Издательство: ИД Цветной мир.
Л. Л Тимофеева, Н. И Королева (2018 г., Формирование культуры безопасности. Взаимодействие семьи и ДОО. Издательство: Детство-Пресс.
Н. Н Авдеева, О. Л Князева, Р. Б Стеркина (2019 г., Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. Издательство: Детство-Пресс.