Приложение МААМ

Билингвизм: плюсы и минусы

Дарья
Билингвизм: плюсы и минусы
▼ Скачать + Заказать документы

Билингвами или двуязычными чаще всего становятся дети из семей мигрантов или дети из смешанных, биэтнических семей. В первом случае язык, используемый родителями ребёнка, отличается от языка внешнего окружения, а во втором — два языка присутствуют в самой семье. Известно, что около 70% населения земного шара в той или иной степени владеют двумя или более языками.

В Российской истории считалось престижным, когда ребенок с самого младенчества изучал один или два иностранных языка, в аристократических семьях старались найти в няни или гувернеры малышу иностранца (француз, немец, а свободное и грамотное владение несколькими языками было нормой. Сейчас снова возрождается традиция билингвистического обучения детей иностранным языкам: открылись специальные клубы, на территории которых используют только определенный язык, возрос спрос на гувернеров-носителей иностранных языков, во многих антикафе и клубах проводятся тематические дни, посвященные культуре и языку определенной страны (английские субботы).

Публикация «Билингвизм: плюсы и минусы» размещена в разделах

Актуальным этот вопрос стал и из-за повышенной миграции этнических групп, смешения культур. Часто при переезде, дети оказываются в незнакомом новом мире, приходится в экстренном порядке осваивать иностранный язык, что нередко приводит к стрессам и нарушениям развития личности. Чем старше ребенок, тем труднее проходит адаптация к новым условиям, требуется дополнительное время и ресурсы для усвоения языка.

Преимущества:

В ситуации нормального развития, многоязычие оказывает благотворное влияние на формирование психики ребенка:

• Увеличивается объем памяти

• Ребенок легче приспосабливается к быстроменяющимся условиям задачи

• Улучшаются аналитические способности

• Раньше формируется абстрактное мышление

• При нормальном развитии билингвы, как правило, хорошо учатся, проявляют особые способности в литературе и изучении других иностранных языков

• Поскольку опыт языкового общения у двуязычного ребенка намного шире, он рано начинает осознавать, что одно и то же понятие можно выразить по-разному на разных языках. Это оказывает огромное влияние на развитие логики и чувства языка.

Факторы риска:

• освоение нескольких языков – это дополнительная нагрузка на психику ребенка, а значит, родители должны очень внимательно следить за развитием малыша, активно заниматься его воспитанием

• В раннем возрасте возможна незначительная задержка развития речи, но, как правило, к 4-5 годам дети догоняют своих сверстников.

• Чем раньше ребенок начинает осваивать второй язык, тем легче ему это удается. И наоборот, в старшем возрасте проблемы с изучением иностранного языка могут стать серьезным препятствием для общения со сверстниками, или причиной нарушения социального и эмоционального развития.

• В семье должно быть обязательное раздельное использование разных языков: если родители будет смешивать в своей речи разноязычные слова, то у ребенка могут быть серьезные проблемы в освоение грамматического строя языка, ошибки произношения и нарушения письменной речи.

Для того, чтобы избежать возможных осложнений, родителям необходимо заранее продумать, как будет проходить общение на каждом языке. Чем раньше ребенок познакомиться с речью на разных языках, тем эффективнее будет формироваться билингвизм, легче усвоятся правила языка.

Стратегии изучения:

• Принцип «один человек/родитель — один язык» является самым испытанным и эффективным. Простой и логичный: каждый родитель-носитель языка говорит с ребенком по-своему. Этот принцип может реализоваться не только родителями, но и друзьями, родственниками, нянями, гувернантками.

• Принцип «одна ситуация — один язык» разделяет языки по ситуации их применения. Например, в домашней обстановке, среди членов семьи используется один язык, а при общении со сверстниками – другой.

• Принцип «одно место — один язык» Например, дома ребенок говорит на одном языке, а в саду или нга детской площадке – уже на другом, такого же принципа придерживаются и сами родители.

• Принцип «одно время — один язык» используется реже и больше подходит для детей старшего возраста или для поддержания определенного уровня языка. Важно, чтобы все члены семьи владели этими языками. В разное время (по договоренности) используются разные языки: это может быть разделение по времени суток или по дням недели.

Марина Романенко, детский психолог, создатель и руководитель «Школы профессионального родительства», утверждает то, что если начинать усваивать второй язык, то лучше делать это раньше, потому что статистика показывает, что лишь у 4% людей есть лингвистические способности, и соответственно не всем будет легко выучить иностранный язык в будущем. У человека в голове с рождения имеется так называемая речевая матрица, которая изучает язык как способ общения, и она будет осваивать тот язык, который слышит вокруг, при этом неважно какой язык и сколько их, — говорит психолог. Речевая матрица теряет гибкость и закрывается ближе к 5 годам. А это значит, что во взрослом состоянии изучение иностранного языка требует особых усилий.»

Советы от М. Романенко для успешного овладения иностранным языком:

• Изучение через контекстную ситуацию, без специального перевода

• «учитель» (родитель) должен свободно владеть языком

• Изучение должно начаться как можно раньше, тогда ребенок будет воспринимать оба языка как родные

Она выделяет 4 стадии освоения языка:

А) «Молчу, ничего не понимаю, слушаю»

Б) «В чем-то разобрался, могу в контексте вставить слова-два»

В) Путаю языки (что не страшно, а лишь указывает на то, как ребенок исследует язык).

Г) Начинает разделять языки

В целом, освоение нескольких языков благотворно влияет на развитие ребенка, а так же помогает и родителям тренировать свои память и восприятие, улучшает коммуникативные навыки внутри семьи. Конечно, как к любой дополнительной нагрузке, нужно относиться внимательно и разумно, не перегружая малыша.

Публикации по теме:

«Плюсы и минусы программы «Первые шаги» и основные её отличия от программы «От рождения до школы»» В 2019-2020 учебном году на базе нашего МДОУ № 49 В группе № 14 была создана пилотная площадка, которая является Федеральной пилотной площадкой.

Технология дистанционного образования в ДОУ: плюсы и минусы (разновозрастная группа ЗПР)Технология дистанционного образования в ДОУ: плюсы и минусы (разновозрастная группа ЗПР) В связи с пандемией приостановлено посещение детьми дошкольных образовательных учреждений. Реализация образовательной программы осуществляется.

Презентация для школьников к уроку истории на тему «Реформы правления Н. С. Хрущёва. Все плюсы и минусы» Тема урока "СССР. Годы правления Н. С. Хрущева" Главные мысли урока в виде презентации: - Помочь учащимся глубже осознать эпоху “оттепели”,.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Билингвизм: плюсы и минусы
Опубликовано: 3 августа 2022 в 15:48
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Билингвизм: плюсы и минусы» (включая файлы) размещена пользователем Дарья (УИ 2372051) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД