Жанна Ивановна
Формы работы с семьей внутри детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
(Традиционный и компетентностный подходы)
Формы работы с семьей внутри детского сада
Традиционный подход
1. Презентация дошкольного учреждения
В результате такой формы работы родители получают достаточно полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом, окулистом, инструктором по плаванию и закаливанию, социальным педагогом, психологом)
2. Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей
Дают представления родителям о содержании и технологиях работы с детьми в ДОУ
Публикация «Формы работы с семьей внутри детского сада» размещена в разделах
3. Педагогический совет с участием родителей
Привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей
4. Интервью с родителями
Помогает педагогам создать соответствующую атмосферу в общении с родителями и установить обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью
5. Педагогические ситуации
Обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает их общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон
6. Посещение семьи
Воспитатель каждой возрастной группы посещает семьи всех своих воспитанников для ознакомления с условиями жизни и воспитания детей в семье
7. Педагогические беседы с родителями
Эта форма установления связи педагога с семьей может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами, например беседа при посещении семьи, на родительском собрании, во время консультации
8. Тематические консультации
Консультации близки к беседам. Главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет. Плановые консультации проводятся в детском саду систематически : 3-4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации – 30-40 мин. Внеплановые консультации возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон
9. Собрание-встреча, круглый стол с родителями
Обсуждение с родителями активных проблем воспитания с участием специалистов. На заседание круглого стола приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами
10. Телефон доверия
В игровой форме родители могут задать любые интересующие их вопросы как вслух, так и в письменном виде. Записки рассматриваются, и на основе анализа планируется работа с родителями в соответствующей форме
11. Общие собрания родителей
Обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего дошкольного учреждения. Планирует и проводит общее родительское собрание заведующая детским садом совместно с родительским комитетом и воспитателем
12. Эпизодическое привлечение родителей к посещению детского сада
Посещение детского сада с постановкой перед родителями конкретных педагогических задач: наблюдение за деятельностью воспитателя группы, отношениями между сверстниками, а так же взрослыми и детьми, за играми, занятиями дошкольников, поведением собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями в группе, детском саду
13. Конференции с родителями
Направлены на обобщение и распространение опыта воспитания детей в семье
Формы работы с семьей внутри детского сада
Компетентностный подход
1. Презентация дошкольного учреждения
Возможна активизация родителей за счет включения их в различные виды деятельности: организация экспертизы со стороны родителей; принятия во внимание предложений семьи
2. Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей
Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ссылаясь на его компетентность в каких-то вопросах или, наоборот стимулируя детей рассказать новое гостю)
3. Педагогический совет с участием родителей
Плодотворен при условии участия родителей на всех этапах педсовета, в первую очередь при непосредственном проведении педсовета в присутствии воспитателей
4. Интервью с родителями
Эффективно не только при получении обратной связи, но и при условии ее использования, а также демонстрации причинно-следственных связей (между мнением родителей и принятыми в связи с этим управленческими решениями)
5. Педагогические ситуации
Целесообразны при условии решения типичных для конкретной семьи ситуаций и при участии семей воспитанников 6. Посещение семьи
Активизация семьи возможна при непосредственном участии родителей в данном процессе: взаимопосещения, родительский десант и др.
7. Педагогические беседы с родителями
Эффективны при целевом характере бесед (по запросам родителей, внесении элементов дискуссии и проблематизации
8. Тематические консультации
Соблюдение принципа консультирования в сочетании с обратной связью и измерением отсроченных результатов
9. Собрание-встреча, круглый стол с родителями
Использование активизирующих методик:
Метод групповой дискуссии, повышающий психолого-педагогическую грамотность родителей;
Метод видеокоррекции, связанный с проигрыванием заданий; сопровождается видеозаписью поведения родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка, которая затем просматривается и анализируется;
Метод игры, моделирующий проблемы и решения в триаде «ребенок – педагог – родитель»;
Метод совместных действий, основанный на выполнении родителем и педагогом совместных действий, заданий;
Метод конструктивного спора, который помогает сравнивать различные точки зрения родителей, на разрешение проблемных ситуаций;
Метод вербальной дискуссии, обучающий культуре диалога в семье, обществе 10. Телефон доверия
Более эффективен, если реализуется принцип равноправности (родители спрашивают – педагоги отвечают, педагоги спрашивают – родители отвечают, на основе которого совместно планируется общая деятельность
11. Общие собрания родителей
Активное собрание родителей может включать:
Елементы тренинга;
Мастер-класс;
Семинар-практикум;
Семинар;
Видеотренинг;
Видеопрезентацию;
Показ занятий на видеозаписи.
Организуя родительское собрание в рамках компетентного подхода, можно за короткое время добиться поразительных результатов: родители становятся активными, заинтересованными
12. Эпизодическое привлечение родителей к посещению детского сада
С целью побывать в дошкольном учреждении не только в специально отведенные для этого дни проводятся дежурства. Дежурных родителей привлекают к участию в экскурсиях и прогулках детей за пределами детского сада, к организации досуга. В ходе дежурства родители не должны вмешиваться в педагогический процесс. Свои соображения, замечания они могут высказать воспитателю, заведующей, позже записать в специальную тетрадь.
13. Конференции с родителями
На конференции в занимательной форме педагоги, специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и способствует установлению доверительных отношений с педагогами и специалистам