Приложение МААМ

Целевой раздел рабочей программы по речевому развитию для второй младшей группы

Дарья Миронова
Целевой раздел рабочей программы по речевому развитию для второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.

Пояснительная записка

[/b]

I.1.1. Введение

Рабочая программа предназначена для организации образовательной деятельности с детьми второй младшей группы (дети 3-4 года). Рабочая программа для детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет разработана в соответствии с основной образовательной программой Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей №45 «Родничок» в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию.

Публикация «Целевой раздел рабочей программы по речевому развитию для второй младшей группы» размещена в разделах

Приоритетным направлением образовательной деятельности на 2016 – 2017 учебный год является речевое развитие младших дошкольников. Причиной выбора данного направления послужило состояние развития речи детей дошкольного возраста, которое ученые характеризуют как крайне неудовлетворительное (Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук, О. С. Ушакова и др.) и отмечают необходимость целенаправленного обновления и систематизации речевой работы в дошкольных образовательных учреждениях.

Вместе с тем, развитие речи тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школе и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришёл к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».

В соответствии со стандартом речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Стратегия современного обучения родному языку заключается в его направленности не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, на овладение культурой речевого общения и поведения.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.

I.1.2. Цели и задачи реализации Программы

Цель реализации программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования: развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Уточняя и дополняя цели реализации образовательной программы, необходимо отметить, что средствами примерной программы «Детство» осуществляется решение следующих задач:

- развивать личность детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

- создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности;

- создать развивающую образовательную среду, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Задачи воспитания и развития детей второй младшей группы “Ромашка” на 2016 – 2017 учебный год:

1. Способствовать благоприятной адаптации малышей в детском саду, установлению добрых отношений с воспитателем и детьми в группе, устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности каждого ребенка;

2. Обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение основными движениями и гигиеническими навыками;

3. Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления об окружающих предметах и явлениях, учить выделять некоторые особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа;

4. Способствовать развитию у детей самостоятельности, овладению разнообразными способами действий, приобретению навыков элементарного самообслуживания, самостоятельной игровой деятельности и общения;

5. Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему, эмоциональную отзывчивость на состояние других людей, добрые чувства к животным и растениям;

6. Развивать интерес детей к сотрудничеству, навыки речевого и деятельностного общения со взрослыми и сверстниками, обогащать опыт игрового общения;

7. Способствовать развитию воображения и творческих проявлений детей, интереса к участию в игровой и художественной деятельности с элементами творчества, радости от реализации своих замыслов и желаний.

Так как приоритетным направлением работы на 2016 – 2017 учебный год служит речевое развитие воспитанников второй младшей группы “Ромашка”, основной целью работы является формирование навыков владения речью через устное народное творчество.

Задачи работы, направленные на речевое развитие воспитанников:

- формировать навыки владения речью как средством общения и культуры;

- обогащать активный словарь:

- формировать грамматического строя речи: морфологическая стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам, способы словообразования и синтаксиса (типы словосочетаний и предложений).

- содействовать развитию речевого творчества;

- развивать диалогическую и монологическую речь:

- развивать звуковую и интонационную культуры речи, фонематический слух

- знакомить с книжной культурой, детской литературой;

- формировать понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылку обучения грамоте.

I.1.3. Принципы и подходы к реализации программы

Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС

1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников ДОУ) и детей.

3. Уважение личности ребенка.

4. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Принципы организации речевого развития детей:

- принцип активности предполагает сообщение воспитанникам целей обучения, творческое выполнение ими заданий, активное усвоение учебного материала, активизацию мыслительной деятельности, систематическую работу над языком; данный принцип характеризуется развитием активной мыслительной деятельности, что достигается речевой основой обучения, мотивации и интереса, развитием навыков и умений самостоятельной работы по созданию продукта речевой деятельности;

- принцип наглядности обеспечивает создание наглядных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, от которых зависит эффективность обучения родному языку; данный принцип осуществляется при помощи лингвистических (контекст, толкование новых слов, подбор синонимов и антонимов) и экстралингвистических средств (изобразительные средства, невербальные средства, демонстрация предметов и наблюдение явлений окружающей действительности);

- принцип систематичности предусматривает концентрическое усвоение языкового материала; систематичность проявляется в организации и последовательной подаче материала («от легкого к трудному») и обеспечивает доступность и посильность обучения родному языку;

- принцип доступности и посильности реализуется в делении речевого материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям становления речи детей;

- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира; работу по развитию речи нельзя отрывать от работы направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов; данный принцип подразумевает активное использование методов и приемов, способствующих развитию всех познавательных процессов;

- принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации; данный принцип подразумевает развитие речи как средства общения и познания, указывает на практическую направленность процесса обучения родному языку, меняет методы обучения, выдвигая на первый план формирование речевого высказывания;

- принцип развития языкового чутья («чувства языка») подразумевает развитие неосознанного владения закономерностями языка; многократное восприятие речи и использование в собственных высказываниях сходных форм формирует у ребенка аналогии, а затем он усваивает и закономерности языка;

- принцип формирования элементарного осознания явлений языка основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка; данный принцип предусматривает создание внутренней системы правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не просто повторить, но и создавать новые высказывания;

- принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования предусматривает освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи: освоение лексики, формирование грамматического строя, развитие восприятия речи и произносительных навыков, диалогической и монологической речи; в центре внимания педагога должна быть работа над связным высказыванием, в котором суммируются все достижения ребенка в овладении языком;

- принцип обогащения мотивации речевой деятельности основывается на том, что от мотива зависит качество речи и мера успешного обучения; обогащение мотивов речевой деятельности детей должно учитывать возрастные особенности детей, использование разнообразных приемов, стимулирующих речевую активность и способствующих развитию творческих речевых умений детей;

- принцип обеспечения активной речевой практики выражается в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики; речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи; данный принцип предусматривает создание условий для широкой речевой практики всех детей в разных видах деятельности;

- принцип гипоаллергенности выражается в создании безопасных гипоаллергенных условий.

В программе используются основные научные подходы, лежащие в основе ФГОС ДО:

1. Культурно-исторический подход.

2. Личностный подход.

3. Деятельностный подход.

Достижению целей и задач рабочей программы, направленной на речевое развитие детей 3-4 лет, способствуют культурологический, познавательно-коммуникативный, информационный и деятельностный подходы, в русле которых проводится отбор содержания материала, его структурирование.

I.1.4. Характеристика речевого развития дошкольников 3 –4 лет.

К четырем годам происходит усвоение звуковой системы языка (правильное произношение звуков, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания). Дети накапливают определенный запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действия и состояния. Активно начинают употребляться прилагательные и местоимения, формируются обобщающие функции слов, через слово они овладевают основными грамматическими формами: появляется множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, уменьшительно-ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее время глаголов, повелительное наклонение.

В речи начинают появляться сложные формы предложений, состоящих из главных и придаточных, отражаются причинные, целевые и другие связи, выраженные через союзы. Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями и подходят к составлению связных высказываний описательного и повествовательного характера.

Младшие дошкольники неверно произносят (или совсем не произносят) шипящие ([ш], [ж], [ч], [щ], сонорные ([р], [рь], [л], [ль]) звуки, а некоторые звуки пропускают. Требует совершенствования интонационная сторона речи, необходима работа над развитием, как артикуляционного аппарата, так и таких элементов звуковой культуры, как дикция, темп, сила голоса.

Овладение основными грамматическими формами также имеет особенности. Далеко не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже. При построении простых распространенных предложений они опускают отдельные члены предложения. Существует проблема новых словообразований. Стремление к созданию новых слов появляется у ребенка в результате творческого освоения богатств родного языка.

Детям четвертого года жизни доступна простая форма диалогической речи. Однако они часто отвлекаются от содержания вопроса. Речь детей ситуативна, в ней преобладает экспрессивное изложение.

I.2. Планируемые результаты освоения программы

Результатами освоения данной программы являются социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

Социально-коммуникативное развитие

• Ребенок предпочитает общение с взрослым, делится своими впечатлениями, испытывает потребность в сотрудничестве с ним, обращается за помощью.

• Проявляет доброжелательность по отношению к окружающим, стремится утешить обиженного, порадовать, помочь.

• Старается выполнять общепринятые правила поведения в детском саду, отрицательно реагирует на явное нарушение правил.

• Объединяется со сверстниками в группу из 2-3 человек на основе личных симпатий; участвует в коллективных играх, поддерживая положительные взаимоотношения.

• Умеет организовать или поддержать ролевой диалог в игровых сюжетах с двумя действующими лицами.

• Умеет занять себя игрой (любой: режиссерской, образно-ролевой, игрой-экспериментированием и т. п.).

• Пытается самостоятельно раздеваться и одеваться, следит за своим внешним видом, владеет простейшими навыками поведения во время еды.

Познавательное развитие

• Ребенок имеет представления о свойствах предметов (цвет, форма, размер, назначение).

• Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

• Знает свое имя, фамилию, пол, возраст.

• Замечает происходящие в природе сезонные изменения.

• Может исследовать и конструировать под руководством взрослого, использует разные способы обследования предметов.

• Различает, правильно называет, использует по назначению основные строительные детали; целенаправленно создает, рассматривает и обыгрывает простейшие постройки.

• Умеет считать до 3, отсчитывать 3 предмета от большего количества.

• Умеет узнавать и называть круг, треугольник, шар, куб (кубик, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

• Умеет сравнивать по высоте и длине путем приложения и наложения.

• Различает пространственные отношения от себя: впереди - сзади, вверху - внизу, справа - слева.

Речевое развитие

• Ребенок имеет соответствующий возрасту активный и пассивный словарный запас (знает названия и назначение предметов ближайшего окружения, их качества, действия с ними; называет некоторые обобщающие понятия (овощи, фрукты, одежда, посуда, животные, птицы).

• В речи большей частью правильно согласует прилагательные с существительным в роде, числе, падеже, употребляет простые пространственные предлоги; названия животных и их детенышей в форме единственного и множественного числа.

• Может (самостоятельно или с помощью воспитателя) поддерживать разговор по поводу прочитанных книг, просмотренных мультфильмов, при описании предметов, картин, игрушек или в ходе наблюдений в природе.

• Способен сосредоточенно слушать, следить за развитием действия, понимать содержание художественного произведения.

• Может запомнить и воспроизвести небольшой стихотворный текст.

Художественно-эстетическое развитие

• Ребенок проявляет устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, мелкой пластике, книжной графике; владеет способами зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения восприятия.

• Может отображать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации) и в процессе художественного труда.

• Создает узнаваемые образы конкретных предметов и явлений окружающего мира; передает обобщенную форму и цвет доступными художественными способами (конструктивным, пластическим, комбинированным).

• Может исполнять метрический пульс в звучащих жестах, а также на маленьких маракасах, палочках, сопровождая музыку или стихи; любит манипулировать с музыкальными инструментами, может сыграть простейшие звукоизобразительные импровизации.

• Поет естественным голосом, с удовольствием подпевает с взрослым.

• Любит двигаться под музыку и двигается ритмично в умеренном темпе, меняет характер движения в соответствии с изменением характера или сменой частей музыки, ритмично исполняет элементарные плясовые движения.

• Прислушивается, когда звучит веселая, подвижная музыка, не может устоять, чтобы не двигаться под нее.

Физическое развитие

• Ребенок имеет достаточный уровень развития физических качеств и основных движений, соответствующий возрастно-половым нормативам.

• Проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности.

• Умеет ходить и бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление движения по желанию или по команде.

• Умеет прыгать в длину с места, энергично отталкиваясь на двух ногах в прыжках.

• Умеет катать мяч с расстояния по заданному направлению, бросать мяч двумя руками от груди, ударять мяч об пол, подбрасывает мяч вверх 2-3 раза подряд и ловит его.

• Правильно пользуется предметами личной гигиены (мыло, расческа, полотенце, носовой платок, умывается и моет руки при незначительной помощи взрослого.

• Имеет элементарные представления о ценности здоровья, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни и старается следовать им в своей деятельности.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к целевым ориентирам образовательной области «Речевое развитие» относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

Промежуточные планируемые результаты 3 – 4 года

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми:

• использует речь для инициирования общения с взрослыми и сверстниками;

• способен отвечать на вопросы, касающиеся ближайшего окружения;

• активно использует вербальные и невербальные средства в общении с взрослыми и сверстниками.

Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:

• понимает и правильно использует в речи антонимы, синонимы, обобщающие понятия;

• использует в речи простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами;

• владеет правильным произношением всех звуков родного языка (за исключением некоторых шипящих и сонорных звуков);

• способен построить небольшой связный рассказ самостоятельно или с помощью педагога.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи:

• пользуется элементарными формулами (вербальными и невербальными) речевого этикета

• способен участвовать в играх драматизациях, выразительно пе-редавая диалоги персонажей

Развитие литературной речи:

• с помощью воспитателя пересказывает содержание знакомых сказок;

• способен эмоционально реагировать на поэтические тексты, вы-разительно их воспроизводить;

• способен импровизировать на основе литературных произведений.

Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса:

• проявляет интерес к слушанию произведений разных жанров.

• способен адекватно реагировать на содержание произведения, поступки персонажей;

• способен устанавливать легко осознаваемые причинные связи в сюжете; в понимании содержания литературного произведения опирается на личный опыт;

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:

• имеет представление о том, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности;

• правильно понимание значение терминов «слово» и «звук».

Публикации по теме:

Фрагмент рабочей программы группы комбинированной направленности Наша группа «Солнышко» является группой комбинированной направленности. В составе группы 25 ребенок, 7 из которых с нарушением слуха, в.

Фрагмент рабочей программы во второй младшей группе на тему «Такие разные звуки» Понедельник Двигательная деятельность в интеграции с игровой деятельностью Звук А Аист над землей летает, Аист ветки собирает Аист собирает.

Фрагмент рабочей программы во второй младшей группе по теме «Удивительные места нашей планеты» Фрагмент рабочей программы во 2 младшей группе по теме : «Удивительные места нашей планеты» Цель: Сформировать представление о взаимосвязях.

Фрагмент рабочей программы по программе «Детство» во второй младшей группе «Где прячется буква» Цель: Закрепить знания детей о гласных звуках, буквах, их звучании. Задачи: Развивать фонематический слух и восприятие, внимание, память,.

Фрагмент рабочей программы во второй младшей группе по программе «Детство» Тема: «В мире геометрических фигур» Фрагмент рабочей программы во второй младшей группе по программе "Детство" Тема: «В мире геометрических фигур». Цель: - создать условия.

Фрагмент рабочей программы во второй младшей группе по реализации образовательной темы «Вопросов и ответов» (Времена года) Фрагмент рабочей программы во второй младшей группе по реализации образовательной темы «Вопросов и ответов» (Времена года, закрепление.

Конспект НОД по речевому развитию для детей второй младшей группы «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» (3–4 года) «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» Цель: организовать деятельность детей, направленную на формирование умения.

Конспект ОД по речевому развитию для второй младшей группы по ФГОС «Гостинцы для зайца» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Тербуны Тербунского муниципального.

Конспект занятия по речевому развитию для детей второй младшей группы. Пересказ сказки «Три желудя» Цель: обучать детей пересказывать короткий текст. Задачи: приучать детей слушать художественное произведение, анализировать, осмысливать.

Открытое занятие по речевому развитию «Мой дружок-язычок» для второй младшей группы. Задачи: Учить детей составлять короткий рассказ по предметной картине; учить детей отгадывать описательные загадки, находить соответствующие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Целевой раздел рабочей программы по речевому развитию для второй младшей группы
Опубликовано: 4 октября 2016 в 05:53
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Целевой раздел рабочей программы по речевому развитию для второй младшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Миронова (УИ 547550) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД