МААМ-картинки

Семинар-практикум для педагогов «Развиваем речь детей и взрослых»

Елена Ольховская
Семинар-практикум для педагогов «Развиваем речь детей и взрослых»
▼ Скачать + Заказать документы

Cеминар - практикум для педагогов

«Развиваем речь детей и взрослых»

Цель:

• Создание атмосферы психологической комфортности.

• Повышение профессионального мастерства.

• Воспитание интереса к речи как особому объекту познания.

• Выявление и развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Развиваем речь детей и взрослых“» размещена в разделах

Развитие коммуникативных и артистических способностей; развитие инициативности, самостоятельности, активности, умения творчески проявлять смекалку и сплоченность в командной игре.

Организация: Предложить разделиться на 2 команды, дать им названия; провести семинар в соревновательной форме между командами.

Теоретическая часть.

Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки: «с», «з», «ш», «ж», «л», «р», его губы и язык должны быть гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать переходы от одного движения к другому. Всему этому может научить артикуляционная гимнастика.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты. Когда с ними начнё т заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволяют и детям, и взрослым, научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.

• Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль, потом зеркало можно убрать.

• Постепенно темп упражнений увеличивается. Ребёнку задаются наводящие вопросы, например, «Где находится язычок?».

• Артикуляционной гимнастикой занимаются ежедневно, в течение 7-!0 минут.

• Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин более позднего становления речи.

Для чего нужна пальчиковая гимнастика.

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

5. Развивается воображение и фантазия.

6. В результате освоения упражнений пальчиковой гимнастики, кисти рук и пальцы приобретут силу, подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Необходимо помнить, что пальчиковая гимнастика будет эффективна только при регулярных занятиях. Заниматься нужно ежедневно около 5-10 минут. Сначала все упражнения выполняются медленно. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем-другой, наконец, двумя одновременно.

Формированию правильного звукопроизношения у детей способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух. Начиная с четырёх лет, детей знакомят с терминами «слово» и «звук», с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определённой последовательности. Обращается внимание на длительность звучания слова. Формируется умение различать на слух твёрдые и мягкие согласные; определять первый звук в слове; называть слова с заданным звуком; учат выделять звук в слове. Детей знакомят с делением слов на слоги.

Великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи это скороговорки. Скороговорка - это уникальное явление языковой культуры любого народа. Маленькие рифмованные фразы развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.

Как работать со скороговорками?

1. Прочитайте ребёнку скороговорку и по возможности покажите иллюстрацию к ней.

2. Объясните значение сложных слов.

3. Предложите ребёнку взять в руки мячик и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку.

4. Проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладонями.

5. Проговорить скороговорку три раза подряд в быстром темпе.

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Одним из направлений развития связной речи у детей является работа с пословицами. Пословицы - это краткие народные изречения афористического характера. Далеко не все взрослые, не говоря уже о детях, употребляют в своей речи пословицы, или говорят их к месту. Именно поэтому начинать работу с пословицами нужно как можно раньше, объяснять смысл пословиц, применять их к различным современным ситуациям. Работа с пословицами развивает у дошкольников и абстрактное мышление.

Практическая часть.

Педагоги, участники семинара-практикума, делятся на две команды: «Эрудиты» и «Интеллектуалы». Командам представляется жюри: дефектолог, старший воспитатель и заведующая МДОУ. Каждый конкурс оценивается от трех до пяти баллов.

Конкурс №1. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

Ведущий предлагает в качестве разминки выполнить всем участникам артикуляционную гимнастику в форме стихотворной сказки «У бабушки с дедушкой» (прилагаются картинки)

Толстые внуки приехали в гости.

С ними - худые, лишь кожа да кости.

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,

Поцеловать они их потянулись.

Утром проснулись, в улыбочку губы.

Чистим мы верхние, нижние зубы.

Блюдца поставим, положат блины нам.

Блинчик жуём с вареньем малиновым.

Дуем на блинчик, не в щёки, не мимо.

Чашки поставим, чтоб чаю налили нам.

Вкусный был завтрак, никто не обижен.

Скажем спасибо и губки оближем.

Дедушка сделал для внуков качели.

Все мы на них покачаться успели.

Вечером скачем на лошади ловко.

Звонко стучат по дороге подковки.

Вот замедляет лошадка шажочки

И на опушке мы видим грибочки.

• Знание органов артикуляции.

Ведущий задаёт командам вопросы по очереди

- Назовите главный артикуляционный орган (язык)

- Назовите части языка (кончик, спинка, корень, боковые края)

- Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков (язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твёрдое нёбо, голосовые связки, носовая полость).

- Как образуется голос? (в гортани смыкаются голосовые связки)

• Знание артикуляционных упражнений.

Представители команд получают от ведущего картинки к определённым артикуляционным упражнениям («Улыбаются лягушки», «Хобот слона», «Лопатка», «Лошадка», «Чистим зубы», «Качели»)

Команды должны назвать упражнения, показать, как они выполняются и для постановки каких звуков нужны.

• Знание упражнений пальчиковой гимнастики.

Командам предлагается показать по одному упражнению из пальчиковой гимнастики (желательно с речевым сопровождением).

Конкурс №2. Развитие фонематического слуха и восприятия.

• Называние слов на заданные звуки.

Ведущий говорит каждому члену команды по очереди звук (гласный, твёрдый согласный, мягкий согласный) - нужно назвать слово, начинающееся на этот звук.

• Придумывание рифмы к словам.

Представители команд выходят к мольберту, на котором - перевёрнутые обратной стороной картинки. Участники команд по очереди переворачивают картинки, называют их, а команды подбирают рифмы к этим словам. Например, кошка - окошко, улитка - калитка, корзина - картина, жучок - паучок и т. п.

• Подбор слов к трёхзвуковым схемам.

Ведущий обращает внимание участников на мольберт, на котором 5 вариантов трёхзвуковых схем (гласные звуки обозначены красным цветом, твёрдые согласные - синим, мягкие согласные - зелёным).

Командам даётся задание подобрать как можно больше слов к этим схемам. Слова должны быть названиями предметов из растительного и животного мира. ( примеры слов: лес, мак, пень, сад, тис, вяз, дуб, бук, лён, рис, лук, чай, луг, мох, рак, тля, вошь, пёс, сом, пёс, лось, лис, вол, бык, кот, кит, мул, як, лев, лещ, язь, сыч, мышь, чиж, жук, гусь, ёж, рысь, оса).

• Подбор слов с наибольшим количеством букв.

Командам выдаются чистые листы бумаги и маркеры. Даётся задание придумать самое «длинное» слово, написать его и подсчитать количество букв в названии. Например, слова: самоуничтожение, газонокосилка и т. п.

• Определение места звука в словах (динамическая пауза).

Участникам команд даё тся задание: если звук «л» будет стоять в начале слова (ведущий произносит ряд слов) - нужно поднять руки вверх и потянуться; если в середине слова - поставить руки на пояс; если же звук «л» будет стоять в конце слова - нагнуться и поставить руки на колени.

Ведущий произносит слова: лампа, кулак, стол, колба, осёл, ласточка, дятел, волосы, полка, лыжи, лопата, палатка, футбол, лошадь, молоко, пол.

• Игра “Хирурги”.

Задание: Составить слово из слогов.

Ведущий “режет” слово на слоги. Игроки быстро “сшивают” слово, произносят в быстром темпе и определяют количество слогов.

• Во – ро – бу – шек (воробушек,

• би-бли-о-те-карь (библиотекарь,

• трак-то-рист (тракторист,

• жи-вот-но-е (животное,

• и-ни-ци-а-ти-ва (инициатива,

• эн - ци – кло – пе – ди – я (энциклопедия,

• грам-ма-ти-ка (грамматика,

• шам-пинь-о-ны (шампиньоны).

Конкурс №3. Формирование правильного звукопроизношения и дикции.

• Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки со скороговорками. Первую скороговорку нужно быстро произнести, а вторую - быстро произнести с определённой интонацией.

Карточка № 1.

1. Гризли продавал гриву льва за гривну.

2. Компьютерному пирату в Интернете не рады. (сердито)

Карточка № 2 .

1. Вера и Люда кормили двугорбого верблюда.

2. Саша шустро сушит сушки. (удивлённо)

- Третью скороговорку (на свой выбор) команды предлагают произнести соперникам.

- И, наконец, последнее задание в этом конкурсе - каждой команде придумать самим скороговорку, все слова которой будут либо начинаться на один звук, либо иметь автоматизируемый звук в своём составе.

Например, скороговорка для автоматизации звука «р» : «Терминатор Арнольд Шварценеггер губернатор Калифорнии».

Конкурс №4. Развитие связной устной речи.

Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки с заданиями по пословицам.

1. Составьте пословицы и поговорки из набора слов:

Командам предложить карточки с перечнем слов.

Задание: Составить предложение.

• Язык, голова, болтает, отвечает, а. (Язык болтает, а голова отвечает).

• Порознь, а, вместе, хорошо, петь, говорить. (Петь хорошо вместе, а говорить порознь).

• Книга, не, манит, к, себе, а, пряник. (Книга не пряник, а к себе манит.)

• Ум, без, крыльев, птица, без, как, книги. (Ум без книги, как птица без крыльев).

• Всегда, пустой, нос, кверху, колос, дерет. (Пустой колос всегда нос кверху дерет).

• Дурак, а, умный, любит, учить, учиться. (Умный любит учиться, а дурак – учить).

• Зайца, зубы, носят, волка, хвост, бережет, лису, ноги, кормят. (Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет).

• За, день, плетень, не, привяжешь, уходит. (Уходит день – не привяжешь за плетень).

• Не, капусту, шинкуют, языком. (Языком капусту не шинкуют).

• Бранятся, тешатся, только, милые. (Милые бранятся, только тешатся).

2. Игра “Вся жизнь - игра”.

Задание: Необходимо инсценировать пословицы: показать мимикой, жестами, телодвижениями, танцами смысл каждой из них. Другая команда отгадывает, какую пословицу им изображают.

• Сытый голодного не разумеет.

• Любишь брать – люби и отдавать.

• Любишь кататься, люби и саночки возить.

• Мягко стелет, да жестко спать.

3. Назвать одну или несколько пословиц про труд.

- Человек славен трудом.

- Терпение и труд всё перетрут.

- Чтобы из ручья напиться, надо наклониться.

- Труд человека кормит, лень портит.

- Скучен день до вечера, коли делать нечего.

- Каков работник, такова ему и плата.

4. Рассказ.

Несколько игроков из одной команды удалить из зала. Задание: Одному игроку прочесть рассказ. Пригласить игрока, который выходил из зала. Игрок должен передать ему содержание рассказа близко к тексту. И так далее. Другой рассказ использовать для второй команды.

• Как - то раз к Аристотелю явился очень разговорчивый молодой человек. Он хотел выучиться ораторскому искусству. После много-словных излияний он спросил у философа, какую плату тот возьмет за обучение.

- С тебя – вдвое больше, чем с остальных.

- Почему же? – Изумился гость.

- Потому что с тобой предстоит двойная работа: прежде чем научить тебя говорить, мне надо научить тебя молчать.

• Гете прогуливался в парке. На дорожке, где мог пройти лишь один человек, ему встретился критик, который резко отзывался о его произведениях. Когда они сблизились, критик чванливо сказал: - Я никогда не уступаю дорогу дуракам. - А я наоборот, - ответил Гете и, улыбаясь, сделал шаг в сторону.

Ведущий объявляет об окончании практикума и предоставляет слово жюри. Жюри подводит итоги всех конкурсов и объявляет команду-победителя.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста «Развиваем речь детей по теме «Дикие животные лесов» Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста: «Развиваем речь детей по теме: «Дикие животные лесов». Дети должны знать:.

Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности»Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности» Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности» К 5 годам у детей отмечается существенное улучшение.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Семинар-практикум «Игры с цветом» для педагогов образовательных организацийСеминар-практикум «Игры с цветом» для педагогов образовательных организаций Цель. Информирование педагогов с эффективными методами запоминания у детей старшего дошкольного возраста на основе цветового гнозиса. Задачи. •.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I)Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I) Семинар-практикум для молодых педагогов "Общение воспитателя с родителями воспитанников"(часть I). Подготовила и провела педагог-психолог.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя»Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя» 1 слайд Психолог: Добрый день! Сегодняшняя наша встреча посвящена «Профессиональной компетентности воспитателя». 1. Игра «Качества" Назвать.

Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». ФотоотчетСеминар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». Фотоотчет В соответствии с годовым планом, 22 марта в нашем детском саду №1 "Колокольчик", я провела семинар-практикум для педагогов "Путешествие.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Развиваем речь детей и взрослых»
Опубликовано: 26 февраля 2024 в 22:18
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Развиваем речь детей и взрослых»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ольховская (УИ 213086) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД