Елена Ольховская
Семинар-практикум для педагогов «Развиваем речь детей и взрослых»
▼ Скачать + Заказать документы
Cеминар - практикум для педагогов
«Развиваем речь детей и взрослых»
Цель:
• Создание атмосферы психологической комфортности.
• Повышение профессионального мастерства.
• Воспитание интереса к речи как особому объекту познания.
• Выявление и развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Развиваем речь детей и взрослых“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
• Развитие коммуникативных и артистических способностей; развитие инициативности, самостоятельности, активности, умения творчески проявлять смекалку и сплоченность в командной игре.
Организация: Предложить разделиться на 2 команды, дать им названия; провести семинар в соревновательной форме между командами.
Теоретическая часть.
Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки: «с», «з», «ш», «ж», «л», «р», его губы и язык должны быть гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать переходы от одного движения к другому. Всему этому может научить артикуляционная гимнастика.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты. Когда с ними начнё т заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволяют и детям, и взрослым, научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.
• Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль, потом зеркало можно убрать.
• Постепенно темп упражнений увеличивается. Ребёнку задаются наводящие вопросы, например, «Где находится язычок?».
• Артикуляционной гимнастикой занимаются ежедневно, в течение 7-!0 минут.
• Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.
У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин более позднего становления речи.
Для чего нужна пальчиковая гимнастика.
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
5. Развивается воображение и фантазия.
6. В результате освоения упражнений пальчиковой гимнастики, кисти рук и пальцы приобретут силу, подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Необходимо помнить, что пальчиковая гимнастика будет эффективна только при регулярных занятиях. Заниматься нужно ежедневно около 5-10 минут. Сначала все упражнения выполняются медленно. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем-другой, наконец, двумя одновременно.
Формированию правильного звукопроизношения у детей способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух. Начиная с четырёх лет, детей знакомят с терминами «слово» и «звук», с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определённой последовательности. Обращается внимание на длительность звучания слова. Формируется умение различать на слух твёрдые и мягкие согласные; определять первый звук в слове; называть слова с заданным звуком; учат выделять звук в слове. Детей знакомят с делением слов на слоги.
Великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи это скороговорки. Скороговорка - это уникальное явление языковой культуры любого народа. Маленькие рифмованные фразы развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.
Как работать со скороговорками?
1. Прочитайте ребёнку скороговорку и по возможности покажите иллюстрацию к ней.
2. Объясните значение сложных слов.
3. Предложите ребёнку взять в руки мячик и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку.
4. Проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладонями.
5. Проговорить скороговорку три раза подряд в быстром темпе.
Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Одним из направлений развития связной речи у детей является работа с пословицами. Пословицы - это краткие народные изречения афористического характера. Далеко не все взрослые, не говоря уже о детях, употребляют в своей речи пословицы, или говорят их к месту. Именно поэтому начинать работу с пословицами нужно как можно раньше, объяснять смысл пословиц, применять их к различным современным ситуациям. Работа с пословицами развивает у дошкольников и абстрактное мышление.
Практическая часть.
Педагоги, участники семинара-практикума, делятся на две команды: «Эрудиты» и «Интеллектуалы». Командам представляется жюри: дефектолог, старший воспитатель и заведующая МДОУ. Каждый конкурс оценивается от трех до пяти баллов.
Конкурс №1. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
Ведущий предлагает в качестве разминки выполнить всем участникам артикуляционную гимнастику в форме стихотворной сказки «У бабушки с дедушкой» (прилагаются картинки)
Толстые внуки приехали в гости.
С ними - худые, лишь кожа да кости.
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,
Поцеловать они их потянулись.
Утром проснулись, в улыбочку губы.
Чистим мы верхние, нижние зубы.
Блюдца поставим, положат блины нам.
Блинчик жуём с вареньем малиновым.
Дуем на блинчик, не в щёки, не мимо.
Чашки поставим, чтоб чаю налили нам.
Вкусный был завтрак, никто не обижен.
Скажем спасибо и губки оближем.
Дедушка сделал для внуков качели.
Все мы на них покачаться успели.
Вечером скачем на лошади ловко.
Звонко стучат по дороге подковки.
Вот замедляет лошадка шажочки
И на опушке мы видим грибочки.
• Знание органов артикуляции.
Ведущий задаёт командам вопросы по очереди
- Назовите главный артикуляционный орган (язык)
- Назовите части языка (кончик, спинка, корень, боковые края)
- Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков (язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твёрдое нёбо, голосовые связки, носовая полость).
- Как образуется голос? (в гортани смыкаются голосовые связки)
• Знание артикуляционных упражнений.
Представители команд получают от ведущего картинки к определённым артикуляционным упражнениям («Улыбаются лягушки», «Хобот слона», «Лопатка», «Лошадка», «Чистим зубы», «Качели»)
Команды должны назвать упражнения, показать, как они выполняются и для постановки каких звуков нужны.
• Знание упражнений пальчиковой гимнастики.
Командам предлагается показать по одному упражнению из пальчиковой гимнастики (желательно с речевым сопровождением).
Конкурс №2. Развитие фонематического слуха и восприятия.
• Называние слов на заданные звуки.
Ведущий говорит каждому члену команды по очереди звук (гласный, твёрдый согласный, мягкий согласный) - нужно назвать слово, начинающееся на этот звук.
• Придумывание рифмы к словам.
Представители команд выходят к мольберту, на котором - перевёрнутые обратной стороной картинки. Участники команд по очереди переворачивают картинки, называют их, а команды подбирают рифмы к этим словам. Например, кошка - окошко, улитка - калитка, корзина - картина, жучок - паучок и т. п.
• Подбор слов к трёхзвуковым схемам.
Ведущий обращает внимание участников на мольберт, на котором 5 вариантов трёхзвуковых схем (гласные звуки обозначены красным цветом, твёрдые согласные - синим, мягкие согласные - зелёным).
Командам даётся задание подобрать как можно больше слов к этим схемам. Слова должны быть названиями предметов из растительного и животного мира. ( примеры слов: лес, мак, пень, сад, тис, вяз, дуб, бук, лён, рис, лук, чай, луг, мох, рак, тля, вошь, пёс, сом, пёс, лось, лис, вол, бык, кот, кит, мул, як, лев, лещ, язь, сыч, мышь, чиж, жук, гусь, ёж, рысь, оса).
• Подбор слов с наибольшим количеством букв.
Командам выдаются чистые листы бумаги и маркеры. Даётся задание придумать самое «длинное» слово, написать его и подсчитать количество букв в названии. Например, слова: самоуничтожение, газонокосилка и т. п.
• Определение места звука в словах (динамическая пауза).
Участникам команд даё тся задание: если звук «л» будет стоять в начале слова (ведущий произносит ряд слов) - нужно поднять руки вверх и потянуться; если в середине слова - поставить руки на пояс; если же звук «л» будет стоять в конце слова - нагнуться и поставить руки на колени.
Ведущий произносит слова: лампа, кулак, стол, колба, осёл, ласточка, дятел, волосы, полка, лыжи, лопата, палатка, футбол, лошадь, молоко, пол.
• Игра “Хирурги”.
Задание: Составить слово из слогов.
Ведущий “режет” слово на слоги. Игроки быстро “сшивают” слово, произносят в быстром темпе и определяют количество слогов.
• Во – ро – бу – шек (воробушек,
• би-бли-о-те-карь (библиотекарь,
• трак-то-рист (тракторист,
• жи-вот-но-е (животное,
• и-ни-ци-а-ти-ва (инициатива,
• эн - ци – кло – пе – ди – я (энциклопедия,
• грам-ма-ти-ка (грамматика,
• шам-пинь-о-ны (шампиньоны).
Конкурс №3. Формирование правильного звукопроизношения и дикции.
• Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки со скороговорками. Первую скороговорку нужно быстро произнести, а вторую - быстро произнести с определённой интонацией.
Карточка № 1.
1. Гризли продавал гриву льва за гривну.
2. Компьютерному пирату в Интернете не рады. (сердито)
Карточка № 2 .
1. Вера и Люда кормили двугорбого верблюда.
2. Саша шустро сушит сушки. (удивлённо)
- Третью скороговорку (на свой выбор) команды предлагают произнести соперникам.
- И, наконец, последнее задание в этом конкурсе - каждой команде придумать самим скороговорку, все слова которой будут либо начинаться на один звук, либо иметь автоматизируемый звук в своём составе.
Например, скороговорка для автоматизации звука «р» : «Терминатор Арнольд Шварценеггер губернатор Калифорнии».
Конкурс №4. Развитие связной устной речи.
Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки с заданиями по пословицам.
1. Составьте пословицы и поговорки из набора слов:
Командам предложить карточки с перечнем слов.
Задание: Составить предложение.
• Язык, голова, болтает, отвечает, а. (Язык болтает, а голова отвечает).
• Порознь, а, вместе, хорошо, петь, говорить. (Петь хорошо вместе, а говорить порознь).
• Книга, не, манит, к, себе, а, пряник. (Книга не пряник, а к себе манит.)
• Ум, без, крыльев, птица, без, как, книги. (Ум без книги, как птица без крыльев).
• Всегда, пустой, нос, кверху, колос, дерет. (Пустой колос всегда нос кверху дерет).
• Дурак, а, умный, любит, учить, учиться. (Умный любит учиться, а дурак – учить).
• Зайца, зубы, носят, волка, хвост, бережет, лису, ноги, кормят. (Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет).
• За, день, плетень, не, привяжешь, уходит. (Уходит день – не привяжешь за плетень).
• Не, капусту, шинкуют, языком. (Языком капусту не шинкуют).
• Бранятся, тешатся, только, милые. (Милые бранятся, только тешатся).
2. Игра “Вся жизнь - игра”.
Задание: Необходимо инсценировать пословицы: показать мимикой, жестами, телодвижениями, танцами смысл каждой из них. Другая команда отгадывает, какую пословицу им изображают.
• Сытый голодного не разумеет.
• Любишь брать – люби и отдавать.
• Любишь кататься, люби и саночки возить.
• Мягко стелет, да жестко спать.
3. Назвать одну или несколько пословиц про труд.
- Человек славен трудом.
- Терпение и труд всё перетрут.
- Чтобы из ручья напиться, надо наклониться.
- Труд человека кормит, лень портит.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Каков работник, такова ему и плата.
4. Рассказ.
Несколько игроков из одной команды удалить из зала. Задание: Одному игроку прочесть рассказ. Пригласить игрока, который выходил из зала. Игрок должен передать ему содержание рассказа близко к тексту. И так далее. Другой рассказ использовать для второй команды.
• Как - то раз к Аристотелю явился очень разговорчивый молодой человек. Он хотел выучиться ораторскому искусству. После много-словных излияний он спросил у философа, какую плату тот возьмет за обучение.
- С тебя – вдвое больше, чем с остальных.
- Почему же? – Изумился гость.
- Потому что с тобой предстоит двойная работа: прежде чем научить тебя говорить, мне надо научить тебя молчать.
• Гете прогуливался в парке. На дорожке, где мог пройти лишь один человек, ему встретился критик, который резко отзывался о его произведениях. Когда они сблизились, критик чванливо сказал: - Я никогда не уступаю дорогу дуракам. - А я наоборот, - ответил Гете и, улыбаясь, сделал шаг в сторону.
Ведущий объявляет об окончании практикума и предоставляет слово жюри. Жюри подводит итоги всех конкурсов и объявляет команду-победителя.