Галина Мартынова
Конспект занятия «Человек и время»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей представлений о времени, его текучести, периодичности, необходимости.
Задачи:
1. Учить детей давать количественную характеристику мер времени; определять время по часам с точностью до часа.
2. Систематизировать знания детей о «кусочках времени» : сутках (разрезные картинки,
неделе (дидактическая игра «Живая неделя», временах года (Игровое упражнение «Логическая цепочка»).
4. Познакомить детей с приборами, отсчитывающими промежутки времени (часы);
Публикация «Конспект занятия „Человек и время“» размещена в разделах
5. Воспитывать уверенность, самостоятельность, умение работать в подгруппах.
Материалы и оборудование:
Презентация «Какие бывают часы?»; модели часов, показывающие разные временные отрезки; сигнальные, цветные круги (утро, день, вечер); картинки: снежинка, шуба, санки, елка с шарами, солнце, листья, заяц белый - серый, птицы, радуга, река цветы, бабочки, дерево, грибы, зонтик, ежик; картины на части суток (утро, день, вечер, ночь); четыре мольберта; четыре маленьких стола; музыкальная колонка со звукозаписью
Раздаточный материал:
Пригласительный билет на каждого ребенка с математическими, временными символами; простой карандаш; предметная картинка на каждого ребенка, разрезанная на четыре части, квадрат зеленой бумаги, клей, кисть, салфетка; числовые карточки с кружочками от 1 до 7; лист бумаги в клетку с письменной инструкцией.
Ход непрерывной образовательной деятельности
1. Организационный момент
Игра-приветствие «Наши умные головки»
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся,
Игра начинается.
Воспитатель:
-Ребята, подойдите ко мне, встаньте в круг. Я буду задавать вам вопросы, а вы на них быстро отвечайте.
- Какое сейчас время года?
- Какое время года прошло?
- Сколько всего времен года? (перечислите их)
- Сейчас утро или вечер?
- Сегодня вторник, а завтра?
- А какой день недели, был вчера?
- А какой твой любимый день недели? Который он по счету?
- Как можно узнать время?
-Что общего во всех моих вопросах? (Время).
Воспитатель:
-Какие временные отрезки на часах вы знаете? (час, минута, секунда…. Какой самый короткий временной отрезок? (секунда). Секунда очень скоротечна, мы её не замечаем
-Назовите самый длинный временной отрезок? (Час). Час – это длинный промежуток времени, минута – короткий. Из секунд складываются минуты, из минут – часы.
- Ребята, нужны ли человеку часы? (Дети отвечают).
2. Создание проблемной ситуации
Воспитатель:
- Ребята, попробуйте продолжить народную поговорку «Без часов, как ….» Сегодня мы попробуем узнать заключительную часть поговорки.
-О том, как люди жили в старину и как они определяли время, давайте посмотрим. Проходите, садитесь на места.
(Показ презентации)
Воспитатель:
-Как же без часов в старину обходились люди?
-Оказывается, часы были и раньше, но в те давние времена они были другие — … живые! Живые часы — первая страница истории часов.
Первый слайд: Вы, наверное, удивитесь, но такие живые часы ты уже видел и их хорошо знаете. Вспомните, какая птица утром кричит и всех будит? Петух! Да, оказывается, петух – это тоже «часы». Он всем показывает, что уже наступило утро. Это живой будильник! Живыми часами в теплое время года могут быть птицы.
Второй слайд: Если запел соловей, то значит еще ночь, он поет самый первый.
Третий слайд: Позже поет жаворонок.
Четвертый слайд: А как вы думаете, во сколько начинает чирикать воробей? Встает только в 6 утра. Как воробьи проснулись, значит, нам пора идти в садик, в школу, на работу.
Пятый слайд: Затем люди научились определять время по положению солнца на небе. Такие часы называли - солнечные часы.
Шестой слайд: Появились песочные часы!
Седьмой слайд: И еще сделали часы с водой. И назвали их как? водные.
В современном мире часы являются неотъемлемой частью нашей жизни. Люди стали придумывать новые часы. И придумали много механизмов для часов. Сейчас существует много разных часов.
Восьмой слайд: Часы, которые стоят на полу называются «напольные». Они очень большие и тяжелые, их даже не переставить на другое место.
Девятый слайд: А часы, которые висят на стене называются – как? (Настенные).
Десятый слайд: Часы, которые носят на руке, называются – как? (Наручные).
Одиннадцатый слайд: Нас по утрам будят часы, которые называют – как? (Будильник).
Двенадцатый слайд: Еще есть часы на башнях. Их называют… (башенные). Кремлевские куранты, они находятся в столице нашей Родины - городе Москве, расположены на Спасской башне, по этим часам живет наша страна. Есть еще часы электронные, водонепроницаемые, противоударные и т. д.
• Работа с карточкой «Математические часики»
Воспитатель:
-Ребята, у меня есть пригласительные билеты, но от кого они, я не пойму. Для того, чтобы понять, кто нам их прислал, нужно выполнить задание - нужно доработать пригласительный билет, обозначив в кружок все математические символы. (Дети работают за столами).
Воспитатель:
-Где они чаще всего встречаются символы, которые вы обвели? (На часах).
- Кто же нас мог пригласить к себе в гости? (Часовщик)
-Сегодня мы вместе отправимся к нему в мастерскую.
Воспитатель:
-Часовщик бережёт свою мастерскую и любит наводить в ней порядок. Он давно хотел все часы расставить на полки, но он один и ему трудно.
-Что показывают часы (разное время утро, день, вечер). Одни часы показывают утреннее время, другие – дневное, третьи – вечернее время.
-Подумайте, как нужно расставить часы, используя сигнальные, цветные кружочки? (Дети работают у доски по одному). Почему ты поставил эти часы на верхнюю полку?
(2-3 ребенка)
Воспитатель:
-Молодцы, ребята, установили часы на полках, в соответствии с выбранным вами временным отрезком.
• «Части суток» (разрезные картинки)
Воспитатель:
-Ребята, из часов складываются дни-сутки. Давайте вспомним части суток. Назовите их. Прежде, чем мы начнем работать за столами, давайте разогреем наши руки.
• Пальчиковая гимнастика: «А часы идут, идут…»
А часы идут, идут, (Вращают ладошками вправо-влево)
Иногда вдруг отстают. (Хлопают в ладоши)
А бывает, что спешат, (Двигают ладошками вверх-вниз)
Словно убежать хотят! (Хлопают в ладоши)
Если их не заведут, (Сжимают и разжимают ладошки рук)
То они совсем встают. (Резко опускают руки вниз)
Воспитатель:
-У вас в розетках лежат разрезные карточки. Вы должны собрать все кусочки - пазлы на листе зеленого цвета, приклеить их на основу, чтобы получилась картинка – предмет. (Дети выполняют задание под музыку)
Воспитатель:
- Подумайте, к какому временному отрезку можно отнести ваш предмет, встаньте к тому мольберту, где изображена именно эта часть суток, к которой относится ваш предмет на картинке.
-Какая картинка у тебя получилась? (подушка)
-Какую часть суток ты выбрал? (ночь)
-Объясни, почему?
-Можно ли отнести твой предмет к другой части суток?
-Молодцы ребята, справились с заданием быстро.
• Дидактическая игра «Дни недели»
Воспитатель:
-Ребята, из часов складываются и дни недели. Сколько всего дней в неделе? Назовите их?
-Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Живая неделя». Под музыку каждый из вас берет числовую карточку. Вы должны построить живые недели. (Воспитатель задает вопросы двум командам, построившиеся в неделю)
-Назовите дни в своей неделе по порядку.
-Назовите день, который идет за субботой, между средой и пятни, рабочие дни.
• Логическая цепочка «Времена года»
Воспитатель:
-Ребята, а вы знаете, что из дней складываются месяцы, а из них образуется год. Сейчас вы будете работать подгруппами по 3-4 человека. Решите, кто с кем хочет работать. Посмотрите, перед вами картинки, рассмотрите их и объясните логическую цепочку.
Снежинка - шуба-санки-елка с шарами
Солнце – листья - заяц белый серый – птицы
Радуга-река – цветы-бабочки
Дерево - грибы – зонтик – ежик
(После выполненного задания дети объясняют, как связаны изображения на картинках) Например: Наступила осень. На деревьях появились желтые листья. В лесу много грибов. Люди взяли зонты, потому что идет дождь. Ежик готовится к зиме.
• Дидактическая игра «Что сначала, что потом?» (Работа на слайдах за столами)
Воспитатель:
-Посмотрите на картинку. Кто здесь изображен? (люди)
-Что можно сказать про них? (они разного возраста)
- Проведите возрастную связь от младшего до самого старшего (сначала родился малыш, потом он подрос, стал мальчиком, мальчик вырос, стал парнем, парень стал мужчиной, затем мужчина постарел, стал дедушкой).
-Давайте теперь проверим, правильно ли вы сказали. (Воспитатель показывает слайд с последовательным ростом людей)
• Молчаливый диктант
Воспитатель:
- Часовщик зашифровал картинку, вы должны по схеме разгадать, что это.
-Вы будете работать на листах в клетку. Но сначала давайте проведем гимнастику для глаз.
• Гимнастика для глаз (дети выполняют гимнастику стоя у столов под звукозапись)
Смотрит вправо, смотрит влево
Любопытный мальчик Сева,
Вверх посмотрит, что там есть,
Звезды на небе не счесть.
Смотрит вправо, смотрит влево
Любопытный мальчик Сева,
Смотрит мальчик на пол вниз,
Просто Сева, разогнись.
Воспитатель:
-Приступайте к расшифровке картинки.
-Что у вас получилось? (часы, будильник)
3. Рефлексия
Воспитатель:
-Наша игра завершилась. Подойдите ко мне, встаньте в круг.
-Какие бывают часы?
-Зачем нам нужны часы?
-Зачем человеку знать время?
-Скажите, как время влияет на человека?
-Кто может сейчас сказать поговорку до конца «Человек без часов, как без…»
–Мы сегодня с вами играли с пользой для ума, пролетело полчаса, как 1 минута. Молодцы, всем спасибо.