Наталья Кравцова
Конспект занятия «Как человек огонь приручил»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Как человек огонь приручил» НОД Социально-коммуникативное развитие. Ребёнок и окружающий мир.
Цель: познакомить детей с разнообразным применением огня в жизнедеятельности человека.
Задачи: - показать значимость огня в современной жизни;
- познакомить с творческой, изобретательской деятельностью человека;
- развить интерес к деятельности взрослых;
Публикация «Конспект занятия „Как человек огонь приручил“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Материал: блюдечко с кашей и ломтик белого хлеба; горстка злаковых зёрен; пинцет и шприц; кусочек кирпича и гранитный камешек; стеклянный стакан и цветные стеклянные бусы; столовая ложка; игрушечные паровоз и ракета, картинки с изображение изготовления хлеба, каши, выжигания травы, обработки мед. предметов, изготовления стекла, металла, паровоза, ракеты.
1 часть Вводная.
Воспитатель: Все, вы, видели огонь.
Какие свойства имеет огонь?
Огонь может быть опасным и обращаться с ним нужно очень осторожно!
Вот, что я, вам расскажу об огне.
2 часть Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на блюдечко с кашей и на кусочек хлеба.
Как вы думаете, какое отношение к этим предметам имеет огонь?
Оказывается, многое из того, что мы едим, приходится жарить, варить, печь. Огонь готовит нам пищу. Раньше, когда не было посуды, люди выбивали в большом камне углубление, наливали туда воду, клали мясо, коренья, а чтобы вода не остывала, бросали в неё небольшие камешки, раскаленные на костре, - так варили первый суп. Мясо обворачивали в листья, и зарывала в золу – получалось первое жаркое.
На прутик нанизывали кусочки мяса, держали их над костром – так и сейчас делают шашлыки. Чтобы огонь не погас, человек постоянно подбрасывал в костер прутья. Так человек «кормил» огонь, а огонь «кормил» человека.
Воспитатель: (показывает злаковые зерна)
А как огонь может помочь колоску вырасти?
Оказывается, он может быть и земледельцем. Когда человек стал выращивать хлеб, ему понадобились поля. Как убрать траву, кустарники, деревья? Вместе с первыми земледельцами на работу вышел огонь. Вырубленный лес сжигали, и получалось поле.
Воспитатель: (обращает внимание детей на пинцет и шприц)
Как вы думаете, для чего нужен огонь этим предметам?
Оказывается, он может быть и врачом. У многих народов древности гость, входя в дом, должен был перешагнуть через костер. Так, как хозяева верили, что огонь прогоняет зло, если под злом понимать вредные микробы. Почти все опасные микробы гибнут при высокой температуре. Сейчас на пакетах с молоком печатают «пастеризованное». Значит, прогретое так, что микробы в молоке погибли. Когда же люди узнали о вредных микробах, медики стали свои инструменты стерилизовать.
А ещё врачи рекомендуют делать физические упражнения.
Физ. Минутка.
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо – влево. (вращение головой)
А теперь руками крутим –
И для них разминка будет. (вращение рук вперед и назад)
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим. (руки вверх и в стороны)
Повороты вправо – влево,
Плавно производим. (повороты влево и вправо)
Наклоняемся легко,
Достаем руками пол. (наклоны вперед)
Потянули плечи, спинки
А теперь конец разминке. (дети садятся на места)
Воспитатель: (показывает кусочек кирпича и гранитный камешек)
А нужен ли этим предметам огонь, как вы думаете?
И этим предметам нужен огонь, потому что огонь можно назвать – строителем. Глину смешали с песком, обожгли - получился кирпич. Гранит - твердый, но чтобы его добыть, поступали так: на огромном камне разводили костер, камень раскалялся, его поливали холодной водой, и камень трескался на маленькие кусочки.
Воспитатель: (показывает стеклянный стакан и цветные стеклянные бусы)
Сейчас, я вам расскажу, как использовали огонь для изготовления этих предметов.
Огонь – стеклодел. Однажды путешественники развели костер, положив дрова на какие-то странные белые камни. Проснувшись утром, увидели красивые кусочки неизвестного материала. Так появилось первое стекло. В него превратился песок, смешавшийся с содой. Сначала из него делали украшения, затем стали делать посуду.
Воспитатель: (показывает столовую ложку)
Как огонь может помочь сделать этот предмет?
Все, что сделано из металла, тоже встречалось с огнем. В жарких печах из руды выплавляют металл. Затем в других печах варят, превращая металл в сталь. Сталь нагревают и изготавливают из неё разные металлические предметы.
Воспитатель: (показывает игрушечный паровоз и ракету)
В паровозе огонь нагревал воду в котле, превращал её в пар, пар вертел колеса. И в небо человека тоже поднял огонь. Первые воздушные шары наполняли горячим воздухом, огонь вырывается из сопла реактивного самолета, без огня не взлетают космические ракеты.
Воспитатель: (показывает альбом для рисования)
Измельченная на волокна древесина нагревается в специальном котле. Чтобы изготовить бумагу, её варят, как варят и сталь, и стекло.
3 часть Итог
Огонь может быть волшебником. Он только тем и занимается, что делает из одних вещей другие. На что ни посмотри, всюду огонь хоть немного да поработал.
Все, о чем мы говорили, придумывал какой - то человек – изобретатель.
Человек сделал огонь своим помощником!