Папки-передвижки

Что такое эмоциональное выгорание? Как с ним бороться?

Димиянова Вера Егоровна
Что такое эмоциональное выгорание? Как с ним бороться?

Термин «burnout» - «выгорание», «сгорание» предложил Г. Фрейденбергер в 1974 году для описания разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек».

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности.

Публикация «Что такое эмоциональное выгорание? Как с ним бороться?» размещена в разделах

Главной причиной СЭВ считается психологическое переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами, у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к СЭВ.

Эмоциональное выгорание педагога развивается под влиянием целого ряда внешних и внутренних признаков.

В среднем треть суток мы проводим на работе, кроме того, немало времени отводим ей дома.

Недостаточный уровень оплаты труда вынуждает многих учителей брать на себя лишнюю учебную нагрузку в школе, а зачастую и дополнительную работу, связанную с репетиторством. Ко всему этому, педагоги часто не испытывают удовлетворения от своей деятельности: им кажется, что несмотря на все усилия дети, с которыми они работают, недостаточно хорошо владеют необходимым материалом.

Перенапряжение возникает и из-за того, что профессия педагога сопряжена с ответственностью за жизнь и здоровье детей, с необходимостью постоянно контролировать собственные слова и поступки, сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги.

Каждый учитель ежедневно сталкивается с конфликтными ситуациями, которые ему, чтобы не допустить их перерастания в конфликт, приходится решать в оперативном порядке, предвидя последствия своих действий.

Эмоциональное напряжение усиливает и то, что учителю приходится взаимодействовать не только с детьми, но и с их родителями, коллегами.

В наше время, учителя, оказавшись втянутыми в водоворот модернизации образования, постоянно сталкиваются с различными, не всегда продуманными нововведениями, часто меняющимися требованиями, бесконечными проверками, необходимостью ведения неоправданно большого количества документации. Эти, нарушающие привычный, размеренный ход школьной жизни события, также создают дополнительное эмоциональное напряжение.

СЭВ у педагогов может усиливать неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов, нервозная обстановка.

Кроме этого, такие внутренние факторы, как неудовлетворенность профессиональным статусом, страх потерять работу из-за сокращения рабочих мест; неумение регулировать собственные эмоциональные состояния, а также различные обстоятельства личной жизни могут усугублять положение.

И, как правило, под влиянием этих факторов у многих педагогов через какое-то время «копилка» эмоций оказывается переполненной и приводит к ситуации сверхстресса, то есть стресса, превышающего «повседневный» психический потенциал человека.

Качества, помогающие избежать профессиональне выгорание

Во-первых:

• хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (занятия спортом, здоровый образ жизни);

• высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Во-вторых:

• опыт успешного преодоления профессионального стресса;

• способность конструктивно меняться в напряженных условиях;

• высокая мобильность;

• открытость;

• общительность;

• самостоятельность;

• стремление опираться на собственные силы.

Выделяют следующие фазы эмоционального выгорания :

1. Фаза напряжения. Развитию СЭВ предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, и через какое-то время наступает первый признак - истощение. Оно определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна.

Нервное напряжение служит предвестником и "запускающим" механизмом в формировании эмоционального выгорания.

2. Фаза резистенции (сопротивление нарастающему стрессу). В этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений.

3. Фаза истощения. Фаза истощения сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, оскудением психических ресурсов.

6 ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ:

1. Общие симптомы (чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения; человек не может отдаваться работе так, как это было прежде; дегуманизация - развитие негативного отношения к учащимся и коллегам; негативное самовосприятие);

2. физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; бессонница; плохое общее состояние здоровья, затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы);

3. эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд и профессиональных перспектив; чувство одиночества);

4. поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; импульсивность оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи - падения, травмы, аварии и пр.);

5. интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу в работе; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах, формальное выполнение работы);

6. социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).

Таким образом, СЭВ характеризуется выраженным сочетанием симптомов нарушения в соматической, психической и социальной сферах жизни.

Необходимо следить за тем, чтобы психо-эмоциональное истощение не достигло критических значений, так как это чревато потерей трудоспособности.

Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания

Профилактические и лечебные меры при СЭВ во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при его лечении.

При появлении и развитии признаков СЭВ у человека необходимо обратить внимание на улучшение условий его труда (организационный уровень, характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень, личностные реакции и заболеваемость (индивидуальный уровень).

1. Организационная поддержка:

снижение рабочего напряжения,

выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением,

поддержка творчески работающих педагогов: благодарности, грамоты, премии;

организация системы публичного поощрения педагогов (можно ввести для этого специальный стенд с названием «Вам говорим: «Спасибо» и др.

2. Оптимизация взаимоотношений в коллективе

Работа по сплочению коллектива, причем желательно, чтобы это позволяло учителям выйти из привычной роли: например, участие в спортивном празднике, совместная поездка на природу, в театр.

Очень сплачивает совместное пение.

Нужно придумать форму празднования дней рождения.

Хорошо, если в школе удастся организовать место для отдыха, где педагоги могут за чаем расслабиться и снять эмоциональное напряжение.

3. Профессиональная помощь

непрерывное повышение квалификации педагога, его психолого - педагогическое образование;

диагностика личностных особенностей и особенности проявления синдрома эмоционального выгорания педагогов;

проведение семинаров и тренингов: «Обучение способам саморегуляции», «Коммуникативные игры» и др.

Существенная роль в борьбе с СЭВ отводится, прежде всего, самому работнику.

4. Самоподдержка

Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, можно не только предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности:

определение краткосрочных и долгосрочных целей;

расчет и обдуманное распределение своих нагрузок;

использование "тайм-аутов"(отдыха от работы, что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия;

профессиональное развитие и самосовершенствование;

уход от ненужной конкуренции (не пытаться быть лучшим всегда и во всем);

эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);

поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: гиподинамия, неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ);

четкое разделение работы и личной жизни (постараться хотя бы большинство рабочих проблем оставлять за дверями школы);

попробуйте в личной жизни примерить на себя другую роль (если Вы начальник и вам приходится постоянно руководить, отдавать приказы и планировать деятельность, тогда в семье пальму первенства попробуйте отдать своей второй половинке, расслабьтесь и хотя бы дома не контролируйте все и вся. Если же ваша должность незначительная - дома берите на себя больше ответственности. Необязательно быть главой семьи, но нужно почувствовать собственную значимость);

овладение умениями и навыками саморегуляции.

Никогда не страдай в одиночку (не держи в себе свои тревоги, проблемы, поговори с тем, кому доверяешь - подругой, котом (молчаливым и благородным слушателем).

Прими теплый душ, расслабься и дай волю слезам (вода их смоет, а шум воды успокоит).

Тщательно проанализируй ситуацию - там, где нет выхода, должен быть вход (в новую ситуацию, жизнь).

Используйте все виды терапии:

• музыкотерапия (тихая, негромкая, любимая);

природотерапия: полистай альбомы с натюрмортами; прогулки по лесу.

• приласкай кота, собаку, погуляй на свежем воздухе;

трудотерапия: вымой посуду, полы;

лечение сном: спи, хоть иногда, сколько хочется, спи днем (15-40 минут, дневной сон-сон красоты;

• помогает частое мытье рук под струей холодной воды;

• баня, сауна, массаж;

• разрядка эмоций (выразить вслух или письменно все, что вы хотели и хотите сказать);

• дыхательная гимнастика;

• релаксация;

• самовнушение, самоприказы (“Именно сегодня у меня все получится”; “ Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной” и т. д.);

• самоодобрение, самопоощрение: люди часто не дополучают положительной оценки своего поведения со стороны. Это, особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок - одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим. В случае даже незначительных успехов хвалить себя, мысленно говоря: “Молодец!”, “Умница!”, “Здорово получилось!” и т. д. Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3-5 раз;

• хобби (рукоделие, кулинария, спорт, путешествия и т. д.

ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫГОРАНИИ

• НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.

• НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

• НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.

• НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.

Мы, учителя – максималисты, и часто страдаем от патологической ответственности. Поэтому психологи обращают внимание на следующие рекомендации.

Вы никогда не обязаны:

- быть безупречным на 100% ;

- следовать за всеми;

- извиняться за то, что вы были самим собой;

- жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;

- делать больше, чем Вам позволяет время;

- делать что-то, что Вы на самом деле не можете сделать;

- отдавать что-то, что Вам на самом деле отдавать не хочется;

- нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения.

И в качестве выводов мне хотелось бы посоветовать всем нам

1. Заботиться о своём психическом здоровье.

2. Не доводить уровень психических нагрузок до критических значений.

3. Уметь вовремя сказать «Спасибо, НЕТ», «Извините, НЕТ». Не залезать в "долгосрочный кредит" своих внутренних резервов и возможностей.

4. Не забывать о том, что не только наши подопечные, но и мы сами в неменьшей степени нуждаются в помощи по защите и сбережению нашего здоровья и психоэмоционального ресурса, который нам очень необходим, ибо

поделиться с другими можно только тем, чем располагаешь сам!

Публикации по теме:

Занятие для педагогов с элементами тренинга «Эмоциональное выгорание»Занятие для педагогов с элементами тренинга «Эмоциональное выгорание» Занятия с элементами тренинга на тему: «Профилактика синдрома ЭМОЦИОНАЛЬНОГО выгорания». Составила педагог-психолог Грачева Юлия Михайловна.

Конспект совместной НОД по развитию речи во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка – детский.

Что такое каприз и как с ним справиться Каприз – это эмоциональное давление на взрослого, это попытка заставить родителей сделать так, как хочется ребенку. Капризы – это всегда.

Конспект итогового занятия для детей средней группы «Что такое хорошо и что такое плохо?» Занятие для детей средней группы «Что такое хорошо и что такое плохо?». Цель: формирование у детей представления о нравственном понятии.

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы «Что такое хорошо и что такое плохо» Образовательные области: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое. Цель: закрепить с детьми представления.

Конспект НОД «Что такое хорошо, что такое плохо?» для детей старшего дошкольного возраста Цель: формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровые ситуации. Задачи: - показать детям, используя.

Эмоциональное выгорание педагогов В последние годы резко возрос интерес к синдрому эмоционального выгорания. Заинтересованность этой проблемой проявляют как руководители.

Тренинг «Эмоциональное выгорание». Практические упражнения I.Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения.

Тренинг «Эмоциональное выгорание педагогов» Тренинг с педагогами по теме: «Эмоциональное выгорание педагогов» Цель: Формирование эмоциональной устойчивости педагога Задачи: • Познакомить.

Эмоциональное выгорание педагогов в условиях современного образованияЭмоциональное выгорание педагогов в условиях современного образования «Эмоциональное выгорание педагогов в современных условиях» Цель проекта: Улучшение качества образования, средствами регуляции психоэмоционального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Что такое эмоциональное выгорание? Как с ним бороться?
Опубликовано: 25 сентября 2018 в 10:28
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД