Папки-передвижки

Цикл НОД, направленных на развитие связной монологической речи в подготовительной группе

Наталия Викторовна Князева
Цикл НОД, направленных на развитие связной монологической речи в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

НОД 1

Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Цветочная клумба на школьном дворе».

Цель: учить детей составлять коллективный последовательный рассказ по мотивам изображенного на картине.

Задачи:

Образовательные:

- Учить выявлять как можно большее количество объектов на картине и их структурировать.

- Обогащать словарь родственными словами и образными выражениями.

- Учить устанавливать взаимозависимости между объектами картины по разнообразным параметрам.

- Обогащать словарь детей синонимами.

- Учить детей «вхождению» в изображенное на картине через различные органы чувств.

Публикация «Цикл НОД, направленных на развитие связной монологической речи в подготовительной группе» размещена в разделах

- Развивать умение детей составлять коллективный рассказ по картине.

- Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен существительных.

- Закреплять умение составлять предложения со сложно – подчиненной связью.

Коррекционно – развивающие :

- Развивать внимание.

- Развивать воображение, творческие способности.

- Развивать связную речь и любознательность детей.

Воспитательные:

- Формировать положительную мотивацию на занятии.

- Воспитывать познавательный интерес к теме занятия.

- Воспитывать умение работать в коллективе.

Материал: альбомные листы бумаги по количеству детей, «волшебная палочка», картина «Цветочная клумба на школьном дворе», мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Отгадывание загадок:

Длинноногая я птица,

На болоте всем царица.

А лягушек я ловлю,

Потому что их люблю. (Цапля)

Жёлтые комочки,

Лёгкие, как вата!

Бегают за квочкой.

Кто они? (Цыплята)

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут. (Цветы)

2. Обогащение лексики родственными словами.

Цветы: цвет, цветок, цветник, цветочек, цвести, цветущий, цветной, цветочный…

3. Рассматривание и определение состава картины. Объединение выделенных объектов между собой.

Игра с «подзорной трубой». Игровые правила: выбрать и перечислить все объекты на картине, называть можно только один объект.

Игра «Ищу друзей (недругов)». Игровые правила: Ребенок выбирает два объекта на картине и составляет развернуто и доказательно рассказ с описанием эмоционально – духовных связей между ними.

4. Игра «Скажи по - другому» (с мячом)

Игровые правила: Логопед бросает мяч и называет слово, ребенок должен подобрать синонимы к нему.

Грусть – печаль

Смех – хохот

Легко – просто

Шагает – идет и т. д.

5. Описание картины с точки зрения восприятия изображенного различными анализаторами. Игра «Волшебник «Я только слышу».

Игровое правило: представить «различные звуки», которые издают объекты картины, и сочинить связный рассказ по теме «Я слышу звуки на этой картине».

Физкультминутка

Цапля ходит по воде,

И мечтает о еде.

Ноги выше поднимай

Ты, как цапля, не зевай!

(Рывком поднять ногу, согнутую в колене, как можно выше, потом другую.)

Чтоб поймать еду в водице,

Надо цапле наклониться.

Ну-ка тоже наклонись,

До носочка дотянись.

(Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню.)

6. Рассказ – фантазия «Кто о чем говорит»

Дети фантазируют о возможных диалогах между объектами по сюжету картины.

7. Составление коллективного рассказа по картине. Детям дается инструкция – придумать рассказ о том, как дети и учитель сажали цветы на школьном дворе. В конце дошкольники совместно с логопедом придумывают различные названия к составленному рассказу.

8. Итог занятия. Игра с мячом «Назови ласково».

Цветок – цветочек

Трава – травка

Лейка – леечка Ящик – ящичек и т. д.

НОД 2

Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок Н. Радлова «Собака и муха».

Цель: Учить детей составлять сюжетный, и описательный рассказы с использованием серии картинок.

Задачи:

Образовательные:

- Обогащать словарь детей антонимами.

- Учить устанавливать взаимозависимости между объектами картины по разнообразным параметрам.

- Развивать умение составлять описательные загадки.

- Учить составлять связный рассказ по серии сюжетных картинок.

- Учить детей «вхождению» в изображенное на картине через различные органы чувств.

- Развивать умения анализировать ответы своих сверстников.

- Обогащать словарь детей образными выражениями.

Коррекционно – развивающие :

- Развивать логическое мышление, внимание и память.

- Развивать воображение, творческие способности детей.

- Развивать связную речь.

Воспитательные:

- Формировать положительную мотивацию на занятии.

- Воспитывать познавательный интерес к теме занятия.

- Воспитывать уважение к чужому мнению.

Материал: альбомные листы бумаги по количеству детей, «волшебная палочка», серия сюжетных картинок Н. Радлова «Собака и муха», предметные картины на тему «Животные», мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Наоборот» (с мячом).

Условия игры: логопед называет слово, дети придумывают слова, противоположные по значению.

Правила игры – не повторять ответы других детей.

Антонимические пары:

Радостный – грустный, печальный,

светлеть – темнеть,

сухой – мокрый,

тишина – шум,

часто – редко,

мерзнуть – согреваться,

бежать – стоять

поссориться – помириться и т. д.

2. Игра на развитие логического мышления «Что перепутал художник». Игровые правила – художник перепутал и разложил картинки неправильно, необходимо разложить их в правильном порядке.

3. Рассматривание и определение состава картины. Объединение выделенных объектов между собой.

Игра с «подзорной трубой». Игровые правила: выбрать и перечислить все объекты на картине, называть можно только один объект.

Игра «Ищу друзей (недругов)». Игровые правила: Ребенок выбирает два объекта на картине и составляет развернуто и доказательно рассказ с описанием эмоционально – духовных связей между ними.

4. Описание картины с точки зрения восприятия изображенного различными анализаторами. Игра «Волшебник «Я только слышу».

Игровое правило: представить «различные звуки», которые издают объекты картины, и сочинить связный рассказ по теме «Я слышу звуки на этой картине».

5. Чистоговорка:

Жи-жи-жи, спят ежи.

За-за-за, спит стрекоза,

Жу-жу-жу, я их разбужу,

З-з-з, з-з-з, з-з-з.

6. Описание объектов картинок через сравнения (составление описательных рассказов).

Игра «Подбери такое же по цвету (форме, материалу)»

Игровые правила: Дети называют цвета (форму, материал) объектов или их частей на картине и находят данные признаки в предметах окружающего мира. Далее выделяются специфические признаки (действия, размер и т. д.) объектов. В конце дети составляют описательные загадки через связки «Как…» или «Но не…».

Физкультминутка

Если нравится тебе, то делай так.

(Два щелчка пальцами над головой.)

Если нравится тебе, то делай так.

(Два хлопка в ладони)

Если нравится тебе, то делай так.

(Два хлопка по коленям)

Если нравится тебе,

То другим ты покажи.

Если нравится тебе, то делай все.

(Все движения повторяются)

7. Составление сюжетного рассказа по серии картинок.

Детям дается инструкция: рассмотрев внимательно картинки, рассказать, как поссорились собачка Жучка и муха Зоя. Каждый рассказ должен быть индивидуальным.

Первый рассказ анализирует логопед, последующие рассказы дети.

8. Итог занятия.

Игра «День – ночь»

Условия игры: логопед показывает несколько предметных картинок на тему «Животные». Затем одна картинка убирается; дети должны сказать, что изменилось.

НОД 3.

Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Русская народная песенка».

Цель: Учить детей составлять творческий рассказ по мотивам изображенного на картине.

Задачи:

Образовательные:

- Закреплять умение согласовывать глаголы и существительные единственного числа.

- Учить выявлять как можно большее количество объектов на картине и их структурировать.

- Учить устанавливать взаимозависимости между объектами картины по разнообразным параметрам.

- Учить детей «вхождению» в изображенное на картине через различные органы чувств.

- Закреплять умение определять звук [С] в начале слова.

- Учить детей составлять рассказ, придумывая предшествующие или последующие изображенным на картинках события.

- Учить старших дошкольников использовать в рассказах словесные обороты, характеризующие временные отрезки.

- Учить детей ориентироваться в двух- и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении каждого объекта картины.

Коррекционно – развивающие :

- Развивать внимание детей.

- Развивать воображение, творческие способности.

- Развивать фонематический слух.

- Развивать связную речь.

Воспитательные:

- Формировать положительную мотивацию на занятии.

- Воспитывать познавательный интерес к теме занятия.

Материал: сюжетная картина (художник Т. Зеброва) «Русская народная песенка», «волшебная палочка», два цвета фломастера, красные и белые карточки по количеству детей, ватман, маркеры.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Гимнастика ума: упражнение на быстроту реакции «Точно и быстро. Кто?».

Условия игры: логопед называет слово – глагол, дети подбирают к нему подходящее слово – существительное.

Опорные слова:

мурлычет – кот хрюкает - …

лает - … каркает - …

мычит - … пищит - ….

жужжит - … чирикает - …

шипит - … кукует - …

ревет - … поет - …

воет - … квакает - …

фыркает - … крякает - …

2. Рассматривание и определение состава картины. Объединение выделенных объектов между собой.

А) Игра «Кружок, в котором живет…».

Логопед заранее рисует круги на ватмане (по количеству объектов картины). Игровое правило – дети называют, кто «живет» в каждом кружочке, обозначенном педагогом, т. е. перечисляют объекты на картине и их схематизируют. В кружке должен быть только один объект картины.

Б) Игра «Кто-то теряет, кто-то находит и что из этого выходит». Дети ищут физические связи между объектами, а логопед на ватмане проводит маркером линии между ними. Игровое правило – Найти физические связи между объектами и обосновать их. Не повторять ответы других детей.

3. «Живые картинки»

Дети «превращаются» в объекты картины и объясняют свое местонахождение в двухмерном пространстве. Затем картина моделируется в трехмерном пространстве (на ковре). Игровое правило: Найти местонахождение своего объекта относительно других объектов картины.

Физкультминутка

Руки подняли и покачали ими –

Это деревья в лесу.

(Руки через стороны поднять вверх, покачать ими вправо-влево)

Руки качнулись, кисти встряхнулись –

Ветер сбивает росу.

(Опустить руки к плечам, встряхивая кистями, опустить руки вниз)

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

(Поднять руки в стороны и взмахивать руками, как крыльями)

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад.

(Неглубокое приседание, руки завести назад за спину, соединить ладони вместе)

4. Описание картины с точки зрения восприятия изображенного различными анализаторами.

Игра «Волшебник «я ощущаю лицом и руками». Логопед взмахивает своей «волшебной палочкой», и дети могут «касаться руками и лицом» объектов. Игровое правило: Представить ощущении, возникшие при предполагаемом касании объектов на картине. Составить рассказ на тему «Я ощущаю лицом и руками».

5. «Путешествие с кем-то или чем-то на машине времени».

Ребенок выбирает объект картины и составляет рассказ о том, что было в прошлом и будет в будущем с объектом. Игровые правила: Нельзя рассказывать о времени, когда выбранного объекта не было. Живые объекты описываются в рамках смены частей суток, или времен года; а рукотворные в диапазоне времени их создания и использования. Нельзя подробно описывать момент существования объекта на картине.

6. Итог занятия.

Игра «Красный – белый». Игровые правила: Педагог произносит различные слова, если есть в слове звук [С] – дошкольники поднимают красную карточку, если нет – то белую.

НОД 4

Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок Н. Радлова «Гонки».

Цель: Учить детей составлять коллективный сюжетный, и творческий рассказы с использованием серии картинок.

Задачи:

Образовательные:

- Упражнять детей в образовании существительных множественного числа.

- Упражнять дошкольников в подборе рифмы.

- Учить составлять коллективные рассказы по серии сюжетных картинок.

- Развивать умение работать в коллективе.

- Учить детей «вхождению» в изображенное на картине через различные органы чувств.

- Учить устанавливать взаимозависимости между объектами картины по разнообразным параметрам.

Коррекционно – развивающие :

- Развивать внимание.

- Развивать воображение и творческие способности детей.

- Развивать логическое мышление и любознательность детей.

- Развивать связную речь детей

Воспитательные:

- Формировать положительную мотивацию на занятии.

- Воспитывать познавательный интерес к теме занятия.

- Воспитывать умение работать в коллективе.

Материал: Серия сюжетных картинок Н. Радлова «Гонки», мяч, фишки, ватман, маркеры, «волшебная палочка».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра (с мячом) : «Один – много».

Кот – коты

Крот – кроты

Дуга – дуги

Рука – руки

Цыпленок – цыплята и т. д.

2. Игра «Рифма».

Лягушка – подушка, квакушка, горбушка…

Котик – мостик…

3. Рассматривание и определение состава картины. Объединение выделенных объектов между собой.

А) Игра «Кружок, в котором живет…».

Логопед заранее рисует круги на ватмане (по количеству объектов картины). Игровое правило – дети называют, кто «живет» в каждом кружочке, обозначенном педагогом, т. е. перечисляют объекты на картине и их схематизируют. В кружке должен быть только один объект картины.

Б) Игра «Кто-то теряет, кто-то находит и что из этого выходит». Дети ищут физические связи между объектами, а логопед на ватмане проводит маркером линии между ними. Игровое правило – Найти физические связи между объектами и обосновать их. Не повторять ответы других детей.

4. Составление фраз по картинкам.

Логопед предлагает внимательно рассмотреть каждую картинку и придумать к ней предложения.

5. Выявление объектов и описание сюжетных картинок с точки зрения восприятия изображенного различными анализаторами.

Игра «Волшебный носик». Цель игры – учить представлять возможные запахи и передавать свои представления в законченном рассказе. Фантазировать на основе предполагаемых восприятий запахов. Игровые правила – представить запахи, присущие объектам, изображенным на картинах, и составить рассказ на тему: «Я чувствую запахи».

Физкультминутка

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Прыг – скок, прыг – скок,

(Энергичные движения плечами)

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

(Приседания)

Тише, тише. Высоко

Прыгай на носках легко.

(Прыжки на месте)

6. Составление коллективного рассказа по серии сюжетных картинок. Детям дается инструкция – придумать рассказ о соревнованиях на лугу. В конце дошкольники совместно с логопедом придумывают различные названия к составленному рассказу.

7. Итог занятия.

Игра «На что похоже?» (с фишками). Например, стрекозу можно сравнить с вертолетом, змею с веревкой и т. д.

НОД 5

Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Заяц».

Цель: Развивать умение детей составлять творческий рассказ по мотивам изображенного на картине.

Задачи:

Образовательные:

- Учить выявлять как можно большее количество объектов на картине и их структурировать.

- Учить устанавливать взаимозависимости между объектами картины по разнообразным параметрам.

- Закреплять умение составлять предложения со сложно – подчиненной связью.

- Учить детей ориентироваться в двух- и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении каждого объекта картины.

- Учить детей «вхождению» в изображенное на картине через различные органы чувств.

- Учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.

Коррекционно – развивающие :

- Развивать слуховое внимание, память.

- Развивать логическое мышление, и воображение.

- Развивать фонематический слух.

- Развивать связную речь.

Воспитательные:

- Формировать положительную мотивацию на занятии.

- Воспитывать познавательный интерес к теме занятия.

Материал: Сюжетная картина «Заяц» из серии «Ранняя весна», предметные картинки на тему «Животные», «волшебная палочка», аудиозаписи «Звуки природы».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра «Четвертый – лишний»

Условия игры: логопед раскладывает перед детьми четыре предметных картинки. Дети должны назвать, какая картинка лишняя и объяснить, почему.

Предметные картинки: корова, лошадь, заяц, овца.

2. Рассматривание и определение состава картины. Объединение выделенных объектов между собой.

Игра с «подзорной трубой». Игровые правила: выбрать и перечислить все объекты на картине, называть можно только один объект.

Игра «Ищу друзей (недругов)». Игровые правила: Ребенок выбирает два объекта на картине и составляет развернуто и доказательно рассказ с описанием эмоционально – духовных связей между ними.

3. «Живые картинки»

Дети «превращаются» в объекты картины и объясняют свое местонахождение в двухмерном пространстве. Затем картина моделируется в трехмерном пространстве (на ковре). Игровое правило: Найти местонахождение своего объекта относительно других объектов картины.

4. Описание картины с точки зрения восприятия изображенного различными анализаторами.

А) Игра «Волшебник «Я только слышу».

Игровое правило: представить «различные звуки», которые издают объекты картины, и сочинить связный рассказ по теме «Я слышу звуки на этой картине».

Физкультминутка

Скачут, скачут во лесочке,

Зайцы – серые клубочки.

(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки на месте)

Прыг – скок, прыг – скок,

Встал зайчонок на пенек.

(Прыжки вперед – назад)

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

(Движения по тексту)

Б) Игра «Волшебный носик».

Цель игры – учить представлять возможные запахи и передавать свои представления в законченном рассказе. Фантазировать на основе предполагаемых восприятий запахов. Игровые правила – представить запахи, присущие объектам, изображенным на картинах, и составить рассказ на тему: «Я чувствую запахи».

5. «Волшебник превращений»

Логопед с помощью «волшебной палочки» предлагает детям превратиться в объект картины. Выбирается специфический признак этого объекта. Логопед предлагает детям описать картину с точки зрения выбранного объекта.

6. Итог занятия (прослушивание аудиозаписи)

Игра «Что ты слышишь?» (шорох листьев, капли дождя, голоса зверей….)

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Развитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗРазвитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗ Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной. Под.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми»Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми» Дошкольный возраст – период активного развития речи детей. Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Цикл НОД, направленных на развитие связной монологической речи в подготовительной группе
Опубликовано: 24 мая 2020 в 16:07
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Цикл НОД, направленных на развитие связной монологической речи в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Викторовна Князева (УИ 502742) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД