Кнауб наталья
Занятие в логопедической группе «Рассматривание картины «Весенние работы в семейском огороде»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 2
Тема: Рассматривание картины «Весенние работы в семейском огороде»
Задачи:
- Формировать интерес к организации жизни и труда семейских;
- Развивать представление о различии трудовой деятельности в зависимости от пола;
- Развивать связную речь и обогащать словарь новыми словами (огородина, рассадник, бульба,
пословицами и поговорками;
- Учить детей отвечать на вопрос предложением, используя сам вопрос;
- Развивать умение составлять простые распространенные предложения;
- Развивать внимание, память, мышление, речевой ритм и координацию речи и движения;
Публикация «Занятие в логопедической группе „Рассматривание картины „Весенние работы в семейском огороде“» размещена в разделах
- Весна в картинах художников. Конспекты занятий
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Весна. Составление описательных рассказов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Огород. Конспекты занятий
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Формировать умение работать в коллективе, прислушиваться к ответам других детей.
Оборудование:
- Элементы костюмов семейских – запаны, ленты, пояса;
- сюжетная картина «Посадка лука в семейском огороде»;
- бумажные круги для схематического обозначения деталей картины, маркеры;
- игровое поле и плоскостные овощи из фетра для игры «Огород»
- лук для пальчиковой игры, зеркала, сухие салфетки;
-веревка, муляжи овощей для игры «Огородник»;
- мольберт.
Ход занятия:
Воспитатель и логопед с детьми входит в зал.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте поприветствуем их.
Дети: Здравствуйте гости дорогие!
Воспитатель:
Мы говорим вам- здравствуйте!
Чтоб пожелать здоровья доброго,
Удач, успехов и везенья!
И всем хорошего настроения!
Логопед:
Ребята, сегодня у нас не совсем обычное занятие. Мы с Натальей Викторовной приглашаем вас снова
отправиться в прошлое, в гости к семейским. А для этого нам нужно сделать одну волшебную вещь.
Давайте закроем глаза и повернемся вокруг себя. (Звучит музыка, дети кружатся. Музыка
останавливается, дети открывают глаза)
- Мы оказались с вами в одной из старинных семейских деревень (на экране-семейская деревня)
- Ну, а теперь вы не девочки и мальчики, а, как говорят семейские, - девки и парни. Наряжайтесь.
(Девочки надевают платочки, запаны, мальчики подпоясываются).
-Ой, какие девки бравенькие да парни баские!
- Ребята, вы знаете, как здоровались семейские? Они говорили друг другу: «Здоровате!».
- Что это означает? (пожелание здоровья)
- Давайте также поздороваемся друг с другом. Сначала девочки, потом мальчики.
- А теперь, ребята, проходите и садитесь на лавку.
Воспитатель:
- Я, ребята, недавно узнала новую загадку. Хотите загадаю?
Идет красавица,
Земли касается,
Где снег был, лед,
Трава цветет. (Весна)
- Догадались, чем эта загадка? Какие слова подсказали вам правильныйответ (цветет трава, все тает и т. д.)
Весна, пожалуй, самое любимое время года у многих людей. А вы, ребята, любите весну?
Весной у людей было много забот. Не зря говорили: «Весенний день год кормит»
-Как вы думаете, что это значит? (весной сажали овощи, хлеб, чтобы потом весь год быть сытыми)
-Семьи у семейских были большие, нужно было позаботиться о том, чтобы еды хватило до следующего урожая, вот и трудились люди с раннего утра до позднего вечера.
- Каким трудом занимались мужчины весной? (заготавливали дрова в лесу на целый год, готовили и
чинили орудия для пахоты, пахали землю, сеяли пшеницу, рожь, ячмень, коноплю. гречиху)
- А женщины? (сажали огород)
-А вы знаете, какие овощи семейские выращивали в огороде? (лук, брюкву, бобы, горох, капусту,
огурцы и т. д.) Как семейские называли картофель? (бульба).
Логопед:
- Ребята, а что нужно сделать прежде чем сажать огород? (вскопать землю, подготовить инструменты, отобрать хорошие семена)
Я приглашаю вас помочь подготовить огород к посадке овощей. (дети садятся за столы, берут зеркала)
Артикуляционная гимнастика
1. Сначала давайте посмотрим, не идет ли дождик.
(Поднять голову в исходную позицию, затем откинуть назад (вдох носом, вернуться в исходную позицию (выдох через рот) .
2. «Большой огород»
Пришли дети в огород, а он огромный! Открыли от удивления рот! (широко открыть рот, удерживать на счет 5-6)
3. Посморите,какая ровная гряда в огороде. (Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы).
4. Нужно вскопать землю. Для чего? (чтобы стала мягкой)
Приготовим лопаты. (Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии).
5. А теперь копаем землю (Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.)
6. Какие мы молодцы, хорошо потрудились! И настроение у нас отличное. (Зубы сжаты, растянуть губы в широкой улыбке)
Логопед достает мешочек с луковками.
- А теперь нужно выбрать хорошие луковки и посадить их.
1. Сложите пальцы одной руки в щепоть и положите на кончики пальцев луковицу. Теперь повторим упражнение другой рукой.
2. Покажите, какие у вас ловкие пальчики.
(указательный и большой палец правой руки удерживают лук и передают его в соответствующие пальцы левой руки. Затем лук удерживают большой и средний пальцы,большой и безымянный, большой и мизинец и передают в соответствующие пары пальцев другой руки).
3. А теперь посадим лук в лунку (лук с усилием проталкивается между большим и указательным, указательным и средним, безымянным и мизинцем до межпальцевой впадины.
Пальцы как бы не пускают лук, а затем не выпускают его)
Воспитатель: Молодцы, хорошо поработали. Но что, если в наш огород кто-нибудь заберется и потопчет урожай (Нужно огород огородить, поставить забор). Давайте поиграем в народную игру «Огородник»
Подвижная игра «Огородник»
Вокруг пенька выкладывают веревку в форме круга-«огород», в центре складывают муляжи овощей. Все играющие стоят за кругом, а «огородник» садится на пенек стеречь огород и при этом поет:
На пенечке я сижу,
Мелки колышки тешу,
Огород горожу.
По команде ведущего все стараются быстро забежать в «огород» и унести овощи. До кого «огородник» дотронется, тот выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше всех вынесет овощей.
Воспитатель:
- А сейчас, ребята, мы с вами отправимся на семейский огород и посмотрим,как работали весной на огороде женщины и дети. (показывает сюжетную картину)
- Посмотрите на картину.
-Какой день на картине? (ясный, солнечный, весенний)
- Кто изображён на картине? (мама и дочка) Давайте дадим имя нашей девочке. Я назову несколько старинных имен, а вы выберете то, что вам понравится: Меланья, Фекла, Матрена, Улита.
-Что еще вы видите на картине (дети перечисляют)
- Ребята, наша картина такая большая, что глаза разбегаются и трудно сразу рассказать, какие
предметы на ней нарисованы. Давайте сделаем из кулачка глазок и посмотрим на картину еще раз, но только так, чтобы в глазок попал только один предмет.
- Что теперь вы увидели?
-Что увидел Ярослав? А ты, Костя (воспитатель спрашивает каждого ребенка и схематично на бумажных кругах рисует, то что увидел ребенок, например, колодец, лопата, забор, ведро и т. д.
Рисунки располагаются на мольберте)
- А я, ребята, увидела рассадник. Рассадник – небольшой ящик, сделанный из бревен, в который насыпана земля и где выращивали ростки (рассаду) капусты, брюквы и подсолнечника. Когда на улице станет теплее, хозяйка высадит рассаду на грядки. (размещает свой заранее приготовленный
рисунок на мольберте). Повторите, пожалуйста, еще раз- рассадник.
-Вот сколько всего мы сумели разглядеть! А теперь давайте найдем каждой картинке друзей. С чем
дружит ведро? (с колодцем) Почему ты так думаешь? (Потому что в ведре принесли воду из колодца)
(Аналогично устанавливаются связи между остальными картинками, воспитатель добивается от каждого ребенка, чтобы ответ был полным)
- Давайте закроем глаза и шагнем в нашу картину, оживим ее.
- Что происходит рядом с вами? Что вы слышите? Начинать предложения нужно со слов:Я слышу.
(Я слышу как поет петух, смеется девочка, льется вода из ведра)
- Походите по картинке. Попробуйте что-нибудь пожевать или попить, если это не опасно.
Зачерпните воды из ведра. Какая она? Начинайте словами : Я чувствую…
-А на вкус? (Я чувствую, какая холодная вода)
-Какие запахи вы ощущаете (Я чувствую запах земли, запах дыма-топится печь в доме)
- А теперь откроем глаза и посмотрим на картину. Скажите, как мама с дочкой оказались в огороде?
-Давайте подумаем, что они делали до этого? Какие дела считались в старину только женскими (Мать топила печь, готовила завтрак для всей семьи. Девочка подметала пол, трясла половики, кормила кур и т. д.)
- Что сделала девочка прежде чем посадить лук (вскопала грядку, принесла воды из колодца и полила грядки.
Чтобы посадить лук, нужно в земле сделать бороздку и опустить его туда корешками вниз).
-Что нужно сделать дальше? Правильно, засыпать землей и полить водой еще раз.
- Давайте подумаем, а что будут делать мама и дочка в огороде, когда наступит лето (рыхлить, поливать, полоть сорняки)
- А теперь забежим еще вперед и представим, что наступила осень. Что будет делать хозяйка в огороде?
- Каким будет урожай лука? Какой будет он на вкус? (горький, сочный, острый и т. д.)
-Молодцы! Вы все сегодня порадовали меня, придумывали, фантазировали, интересно рассказывали.
А всему этому нас научила «волшебная» картина. А вы хотите, чтобы она ещё погостила у нас? (ответы детей). В следующий мы постараемся составить большой интересный рассказ.
Логопед:
Ребята, давайте поможем хозяйке посадить и другие овощи. Выберите себе любой овощ, а я буду говорить, на какую грядку его посадить.
Игра «Динамические картинки»
(На игровом поле из фетра расположен макет огорода с грядками. Дети выбирают овощи из фетра и по указанию логопеда выставляют их на макете.)
-Костя, что ты выбрал? Посади морковь в центре огорода. Владик, посади огурец слева от моркови.
Настя, посади брюкву в правый верхний угол.
(После окончания работы логопед спрашивает, добиваясь чтобы дети отвечали на вопрос предложением, используя сам вопрос).
- Ребята, скажите, где растут огурцы? (огурцы растут слева от моркови)Где растет брюква? (в правом верхнем углу)
Воспитатель:
- О чём мы сегодня говорили на занятии?
- Что понравилось больше всего?
- Что было сложного?
Логопед:
-Вот наше занятие и подошло к концу. Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Дети:
Приходите чаще к нам,
Рады мы всегда гостям!
До свидания, до новых встреч!