МААМ-картинки

Деятельность по профилактике и снижению тревожности дошкольников

Наталья Миронова
Деятельность по профилактике и снижению тревожности дошкольников

содержание модели:

На первом этапе работы были организованы семинары с воспитателями с целью разъяснения важности выявления тревожных детей. Совместно с ними разрабатывались и проигрывались нетрадиционные формы будущих занятий с родителями, которые бы не только были интересны родителям, но стали и для них уже обучающими.

Второй этап профилактической работы включает в себя групповые консультации и занятия с родителями по таким темам, как «Причины возникновения тревожности у детей»; «Способы проявления тревожности детьми дошкольного возраста»; «Идеальная модель общения в семье»; «Релаксационные упражнения, тренинги, танцы», а также «Семейные игры под рубрикой «Кто в семье психотерапевт?».

Публикация «Деятельность по профилактике и снижению тревожности дошкольников» размещена в разделах

Третий этап — это профилактическая работа с тревожными детьми с использованием метода игровой терапии, содержащая цикл занятий по программам, наполненными содержательными играми, предлагаемыми взрослым ребенку, со стандартным ролевым способом взаимодействия между ними. Работа с тревожными воспитанниками сопряжена с определёнными трудностями, как правило, занимает продолжительное время. С учетом этого в ДОУ организуем работу с такими детьми в трех направлениях:

- Повышение самооценки;

- Обучение ребенка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;

- Снятие мышечного напряжения.

Рассмотрим подробнее каждое из данных направлений.

Повысить самооценку за короткое время, конечно, невозможно. Необходимо проводить целенаправленную работу. Для этого воспитатели обращаются к ребёнку по имени, хвалят его даже за незначительные успехи, причем, не сравнивая с другими, а только с ним самим, подчеркивают, как улучшаются его собственные результаты. Во время организованной образовательной деятельности необходимо поощрять, подбадривать детей, предлагать работать совместно, постоянно оказывать помощь. В игре таким воспитанникам педагоги предлагают роль ведущего, что является способом повышения самооценки. Проводятся специальные игры и упражнения: «Комплименты», «Дружба начинается с улыбки», «Ветер дует на…», «Я дарю тебе», «Добрые волшебники» и т. п. Подобные игры направлены на сплочение коллектива, формирование доброжелательного отношения друг к другу, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека. Участвуя в этих играх, тревожные дети узнают от окружающих много приятного о себе, появляется возможность взглянуть на себя «глазами других детей».

Между тем воспитанники не сразу включаются в игры, вначале сторонятся или вступают в игру с осторожностью. В таких случаях педагог берёт тревожного ребенка за руку, постоянно находится рядом с ним, подбадривает, хвалит за каждое произнесённое слово. Воспитатели привлекают активных и общительных детей для того, чтобы они приглашали этих воспитанников в игру. Проведение таких игр способствует повышению самооценки и уверенности детей в себе.

Также важным является обучение ребёнка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто. А иногда даже скрывают их. В этом случае воспитанникам предлагается образовать круг и поговорить, об их чувствах и переживаниях в волнующих ситуациях. Каждый ребёнок говорит вслух о том, чего он боится. Подобные беседы помогают тревожным дошкольникам осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые как им казалось, характерны только для них.

Основные методы работы: Поскольку игра является ведущей деятельностью ребёнка, при реализации поставленных задач программы, предпочтение отдаётся игровым методам. Так же на занятие используются методы:

- арт-терапии, позволяющий раскрыть творческий потенциал ребёнка, помочь открыть его скрытые резервы, найти оптимальные способы решения проблемы;

- сказкотерапии, используя сказочную форму, совершенствовать взаимодействие с окружающим миром;

- психогимнастики, позволяющей детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Возраст задействованных дошкольников от 4 до 7 лет.

Критерии эффективности программы:

• повышение уверенности в себе;

снижение уровня тревожности;

снижение количества страхов;

• умение решать проблемные ситуации;

• повышение коммуникативных навыков;

• умение контролировать поведение.

Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Во время занятия дети сидят в кругу. Круг – это, прежде всего, возможность открытого общения. Он создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание. За время проведения занятий мы наблюдали повышение активности детей, их уверенности в себе. Дети все чаще не боялись высказывать свое мнение, проговаривать сложные слова, которые были включены в их деятельность. К концу работы они научились выполнять правила групповой работы: слушать не перебивая, не осмеивать ответы других.

Для обеспечения дошкольникам эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни и дома, и в детском саду необходимо было объединить усилия родителей и педагогов. Из-за перегрузок на работе, нехватки свободного времени снижается взаимодействие родителей и детского сада. Наблюдения показали, что многие родители приобретают педагогическую литературу, некоторые получают необходимую информацию через интернет, но часто пользуются случайной литературой, бессистемно. Иногда воспитывают детей интуитивно, «как воспитывали меня», некритично относятся к тем или иным проявлениям ребёнка.

Таким образом, возникает необходимость эффективного взаимодействия с семьёй с целью формирования активной родительской позиции по проблеме снятия психоэмоционнального напряжения у дошкольников и выстроить диалог детского сада и семьи, основанный на сотрудничестве, содружестве, взаимопомощи, чтобы затраченные усилия принесли плоды.

Алгоритм взаимодействия с семьё й включает в себя следующие стадии:

• изучение семьи, её индивидуальных особенностей;

• поиск контактов с ними;

• обсуждение, что необходимо развивать и воспитывать в ребёнке;

• установление общих требований к воспитанию ребёнка;

• упрочение сотрудничества в достижении общей цели;

• реализация индивидуального подхода;

• совершенствование педагогического сотрудничества.

Для этого с родителями проводиться просветительская работа и вовлечение родителей в образовательный процесс: родительские собрания, групповые консультации, наглядно-текстовая информация, индивидуальные беседы: дни открытых дверей, совместные праздники, досуги, выставки.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы общения. Главное донести и обогатить родителей. Проведение дней открытых дверей, совместных праздников и развлечений, дает возможность родителям увидеть стиль общения педагога с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность, обменяться мнениями, познакомиться с опытом семейного воспитания. Использование традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества ДОУ и семьи способствуют формированию адекватной родительской позиции, созданию благоприятного психологического климата в семье, изменению стиля воспитания. У детей снижается возбудимость, тревожность, агрессивность, повышается самооценка и уверенность в себе, им легче общаться с взрослыми и сверстниками.

Чему научатся наши дети, каким будет их эмоциональное состояние, зависит от нашего настроения, от нашего умения управлять собой, от нашей способности решать личные проблемы. Таким образом, чтобы не оказывать пагубного влияния на детей, нужно в первую очередь разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, причинами их вызывающими, найти выход из стрессовых ситуаций, только за тем — с причинами детских эмоциональных проблем и путями их коррекции.

В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках. В педагогических коллективах возможны конфликты, в основе которых - психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и пр. Поэтому важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить педагогов ДОУ с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком. Психологическое просвещение проходило в виде лекций, бесед, семинаров.

Основная сложность, с которой столкнулись при апробации психологической модели - это непонимание некоторой части педагогического коллектива и родителей важности профилактики детской тревожности.

Эффективность модели

• Обеспечение комфортности среды, положительного психологического самочувствия дошкольников, их родителей и воспитателей;

• Устранение наиболее актуальных проблем развития каждого ребенка;

• Выявление условий, способствующих снижению тревожности дошкольников;

• Устранение психофизиологических причин, определяющих неуспех ребенка в условиях дошкольного учреждения;

• Повышение эффективности взаимодействия педагога, родителей и психолога при обеспечении необходимой психолого-педагогической поддержки дошкольника в решении задач воспитания, развития и обучения;

• Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов;

• Повышение психологической компетентности родителей в вопросах психофизиологического развития детей.

педагогическими знаниями. Для этого используются как традиционные, так и нетрадиционные формы общения с родителями.

Публикации по теме:

«Быть здоровыми хотим!» Главная задача детского учреждения- сохранять и укреплять здоровье детей. С этой целью я разработала и реализовала проект по работе с детьми.

Презентация проекта «Воспитание интереса к физкультурным занятиям посредством нетрадиционных форм»Презентация проекта «Воспитание интереса к физкультурным занятиям посредством нетрадиционных форм» «Воспитание интереса к физкультурным занятиям через нетрадиционные формы физкультурных занятий» В нашем районе каждый год проходит конкурс.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деятельность по профилактике и снижению тревожности дошкольников
Опубликовано: 26 февраля 2015 в 11:34
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД