Декоративно-прикладное искусство «Золотая хохлома» старшая группа

Вера Алтаева
Декоративно-прикладное искусство «Золотая хохлома» старшая группа

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству в старшей группе

«Золотая Хохлома»

Подготовила и провела и провела воспитатель ГБОУСОШ № 1078 с. п. № 3 г. Москва

Тема занятия: «В гостях у Хохломы»

Цель: Расширение представления детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства (хохлома).

Обобщить и закрепить знания детей о традиционных русских промыслах хохломы. Познакомить с образцами растительного орнамента, обратить внимание на ритмически повторяющийся рисунок орнаментов, украшающий хохломские изделия. Учить создавать детей свой образ изделия, используя декоративные элементы.

Оборудование: Предметы народного творчества из дерева: ваза, ложки, тарелочки, стаканчики, половник, солоничка, компьютер с записями русских народных мелодий, иллюстрации, предметы с хохломской росписью; заготовки: картонные (бумажные) ложки, сахарница, элементы росписи); кисти, гуашь. клеенки, салфетки, банки с водой, палитра,

Предварительная работа: Рассматривание с детьми иллюстраций о русской избе, одежде женщин (сарафан) и быте. Разучивание пословиц, народных игр, хороводов, как на занятиях так и в повседневной жизни. Знакомство детей с изделиями хохломской росписи. Провели беседы и изучали узоры на изделиях, самостоятельно выполняли элементы хохломской росписи.

Организация проведения занятия

Воспитатель:

Дорогие ребята сегодня у нас не простое занятие, а необычное.

Подходите да поглядите, какая здесь у нас посуда собрана.

Эта посуда не простая - деревянная.

Ее сделали русские мастера-умельцы из Хохломы.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!

Дети рассматривают деревянные изделия.

Воспитатель:

Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищенное – ОХ! И восторженное АХ!

Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество?

Очень давно, в городе Семенов Нижегородской области, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева.

У каждой группы деревень был центр – крупное торговое село, куда крестьяне (деревенские) каждую неделю приезжали на базар продавать изготовленную посуду, и другую утварь. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.

В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается это совсем непросто.

1. Деревянное изделие вытачивается на станке.

2. Шкурят – протирают наждачной бумагой.

3. Олифят – покрывают специальным составом для деревянных поверхностей.

4. Лудят – покрывают алюминиевым порошком и закаляют в очень жаркой печи.

5. Покрывают изделие специальным лаком.

Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая Хохлома».

Воспитатель:

Вопрос: Какие цвета используют мастера?

Ответы детей: Красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки.

Вопрос: Какие узоры вы видите на посуде?

Ответы детей: Листики, ягодки, завитки, точечки, усики.

Вопрос: А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то подглядели?

Ответы детей: У природы – ягодки, веточки, листки, травка.

Сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и распишем наши ложки. Если кому-то из ребят захочется по экспериментировать над узором, приветствуется.

Выполним «травный узор», который состоит из таких элементов узора как:

- Осочки – самый простой элемент узора. Он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз.

- Травинки – это мазки с небольшим плавным утолщением.

- Капельки рисуются приемом прикладывания кисти к бумаге.

- Усики рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.

- Завитки выполняются с легким нажимом в середине элемента.

- Кустик – это наиболее сложный элемент, в его изображении могут участвовать все элементы травного орнамента.

Часто среди «травки» (травного узора) изображают ягодки, цветочки, листики (т. е. добавляют).

Воспитатель показывает как нужно рисовать.

А теперь вы сами попробуете расписать на шаблонах (трафаретах) ложки хохломские узоры.

В конце занятия воспитатель благодарит детей за выполненную творческую работу.

Ай да мастера! Какие оригинальные и необычные у вас получились изделия.

Декоративно-прикладное искусство «Золотая хохлома» старшая группа
Публикации по теме:

Проект по ознакомлению старших дошкольников с декоративно-прикладным творчеством ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА. На начальном этапе проекта с детьми была проведена ознакомительная беседа о видах и значении декоративно-прикладного.

О проведении районного досуга в подготовительной к школе группе «Путешествие в музей. Ожившая сказка»О проведении районного досуга в подготовительной к школе группе «Путешествие в музей. Ожившая сказка» Направление. Художественно-эстетическое. Цель: продолжать развивать интерес детей старшего дошкольного возраста к музыкальному фольклору,.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Декоративно-прикладное искусство «Золотая хохлома» старшая группа
Опубликовано: 20 марта 2015 в 22:07
+51Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 32.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 ноября. Всемирный день молочных коктейлей
Молочный коктейль – излюбленное лакомство всех детей и многих взрослых. В «хит-параде сладостей» он уступает по популярности лишь шоколаду и мороженому (которые, впрочем, тоже входят в его состав). День...
15 ноября. День вторичной переработки

Переработка отходов — единая проблема для всех стран. Ученые прогнозируют, что в недалеком будущем мусор, который производит человечество, просто негде будет утилизировать. Международный день вторичной...

Картотека подвижных игр для средней группы (часть 2)
21. «Лягушки и цапля». Цель: развивать у детей умение действовать по сигналу, ловкость. Упражнять в прыжках в высоту с места Ход игры: очерчивается квадрат -...
Картотека подвижных игр для средней группы (часть 1)
Дети младшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что видят. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего...
Фотоотчет детского творчества «Осенние фантазии» (часть вторая)
Уважаемые коллеги и дорогие друзья, доброе время суток! Осень – прекрасное время года. Сколько ярких красок природы можно увидеть осенью. А сколько...