Марина Антонова
Деловая игра для старших воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Ход деловой игры:
«Интел. -творч. разминка» :
Вопросы 1 команде:
1. Расшифруйте аббревиатуру:
- ФГОС ДО
- РППС
- ООП ДОУ
- КПК
Вопросы 2 команде:
1. Расшифруйте аббревиатуру:
- АООП ДОУ
- ИКТ
- НОД
- КГН
«Эрудиты»
Каждой команде необходимо написать как можно больше технологий профессионального развития педагогов.
• информационно-коммуникационные технологии;
• личностно-ориентированные технологии;
Публикация «Деловая игра для старших воспитателей» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
• технология портфолио воспитателя;
• коучинг технология;
• кейс-технология;
• игровые технологии и др.
"Знатоки»
Каждой команде раздаются карточки с критериями педагогических технологий и их характеристиками. Необходимо соотнести критерий с характеристикой.
Концептуальность Обладание признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех частей, целостностью.
Системность Гарантирование достижения определенного стандарта обучения, эффективность по результатам, оптимальность по затратам в конкурентных условиях
Управляемость Опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей
Эффективность Возможность применения, повторения, воспроизведения в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами
Воспроизводимость Возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов
Правильный ответ:
Концептуальность Опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей
Системность Обладание признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех частей, целостностью
Управляемость Возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов
Эффективность Гарантирование достижения определенного стандарта обучения, эффективность по результатам, оптимальность по затратам в конкурентных условиях
Воспроизводимость Возможность применения, повторения, воспроизведения в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами
«Простые истины»
Командам необходимо решить по одной педагогической ситуации, встречающейся в работе с педагогами. Проблема - неприятие педагогами инновационных педагогических технологий. Вам необходимо найти выход из конкретной ситуации, разыграть её, принимая на себя различные роли: воспитателя, старшего воспитателя, заведующего.
1-я ситуация:
Старший воспитатель предлагает воспитателям вместе с детьми принять участие в проекте «Город моей мечты». Один воспитатель отказывается, мотивируя отказ неумением, нехваткой времени и даже отсутствием материалов. Ваши действия?
2-я ситуация:
Педагог реализует технологию музейного воспитания и развития дошкольников, и пропагандирует данную технологию среди коллег. Для педагогов организуется выездная экскурсия в музей, находящийся в близлежащем городе. Один воспитатель сомневается в необходимости данного мероприятия и отказывается от участия в нем. Ваши действия?
«Цепочка»
Вам необходимо выстроить цепочку противоречий.
Например: Есть шоколад – это хорошо, вкусно, но может заболеть живот.
Живот болит – это хорошо, можно остаться дома и не ходить на работу. Сидеть дома – плохо, скучно, на улицу не пускают.
На улицу не пускают – можно в гости пригласить друзей и т. д.
Каждой команде необходимо продолжить фразу.
1 команда:
- Работать в детском саду воспитателем лучше, чем старшим воспитателем – воспитатель может сколько угодно играть с детьми, но старшим воспитателем быть перспективней…
2 команда:
- Применять эффективные технологии профессионального развития педагогов – это хорошо, будешь идти в ногу со временем…
«За и против»
Необходимо назвать плюсы и минусы технологий профессионального развития педагогов.
1 команда:
- Кейс-технология.
2 команда:
- Личностно-ориентированные технологии.
В чём видите перспективу использования данных технологий в работе с педагогами?
Рефлексия, подведение итогов
Уважаемые коллеги наша встреча подходит к концу, и я хотела бы, чтобы мы подвели итог. Предлагаю продолжить начатую фразу…
• Мне было интересно.
• Я научилась.
• Я узнала, что.
• Я нашла подтверждение тому, что.
• Я обнаружила, что.
• Я была удивлена тем, что.
• Я была разочарована тем, что.
• Самым важным для меня было.
Работа с воспитателями :
Работа с детьми:
https://dohcolonoc.ru/cons/14003-ispolzovanie-priemov-mnemotekhniki-v-razvitii-svyaznoj-rechi.html
Сентябрь
«Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Анкетирование родителей «Речевое развитие вашего ребенка»
«Мнемотехника в разучивании стихотворений»(составление тематического альбома)
«Артикуляционная гимнастика и игры для развития мелкой моторики рук»
Сообщение на родительском собрании.
Анкетирование родителей
Индивидуальные консультации для родителей.
Памятки для родителей в родительском уголке.
Октябрь
Выставка-список рекомендуемых дидактических игр для развития речи детей 5-6 лет на основе использования метода наглядного моделирования.
Составление дома детьми вместе с родителями сказки с использованием наглядных моделей-символов.
Папка-передвижка с образцами мнемотаблиц по сказкам.
«Дидактические игры по формированию грамматического строя речи»
Папка-передвижка в уголке для родителей.
Практикум для родителей.
Ноябрь
«Создание условий использования элементов мнемотехники в семье для речевого развития ребенка 5-6 лет»
Создание альбома «Наши любимые сказки»
Выставка «Любимые сказки глазами детей
Консультация для родителей
совместное изготовление альбома детьми вместе
с родителями и воспитателем.
Выставка в группе совместных работ родителей и детей на тему «Наши любимые сказки»
Декабрь
Презентация для родителей «Развитие речи и памяти детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники»
«Отгадываем и загадываем загадки с помощью мнемотаблиц»
Папка-передвижка с образцами мнемодорожек и мнемотаблиц составленных по загадкам.
Консультация для родителей.
Папка-передвижка в уголке для родителей.
Январь
Создание альбома «Загадки»
«Дидактический синквейн, его роль в развитии речи детей»
«Использование элементов мнемотехники в развитии звуковой культуры речи»
Совместная работа родителей, детей и воспитателя.
Мастер-класс для родителей старшей группы.
Февраль
Пополнить альбом «Истории нашей группы»
«Составь рассказ о своей семье»
«Учим детей правильно использовать предлоги»
Привлечение родителей к пополнениюальбома «Истории нашей группы»
Составление совместного рассказа детьми и родителями о своей семье используя прием дидактического синквейна
Папка-передвижка в уголке для родителей.
Март
Открытое НОД на тему: «Составление описательного рассказа по картине Саврасова «Грачи прилетели»
«Однокоренные слова в речи ребенка»
«Рассказываем сказки с помощью мнемотаблиц»
Открытое ООД для родителей в старшей группе.
Апрель
«Составляем и используем мнемотаблицы дома» «В гостях у сказки»
День открытых дверей в старшей группе.
Май
«Наши успехи».
Составление алгоритма «Весна»
«Нарисуй слово» -дидактические игры упражняющие детей в создании образов на основе схематического изображения.
Родительское собрание.
Наблюдения на прогулке с родителями, воспитателем; составление дома с родителями алгоритма «Весна»; рассказывание в группе о весне опираясь на свои алгоритмы.
Подборка дидактических игр в уголке для родителей.
Мастер-класс «Использование мнемотехники в работе педагога»
Консультация для воспитателей на тему : «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»
Рекомендации педагогам «Использование мнемотехники в работе с детьми
дошкольного возраста»
Взаимосвязь с логопедом: Использование приемов мнемотехники в работе с детьми с ОНР
Внесение мнемотаблиц в предметно –развивающую среду ( Разработать и поместить мнемотаблицы в уголках группы : элементы схем, моделей,предметные картинки, силуэтные изображения, геометрические фигуры, планы и условные обозначения)
Разработать дидактическое пособие по использованию мнемотаблиц при заучивании стихотворений (тематические недели)
Игры:
«Собери группу», «Нарисуй впечатления», «Выучи стихотворение», «Сетка памяти», «Фотопамять», «Рассказы с картинками», «День-ночь»
Дидактические игры «Волшебные карточки» (Венгер Л. А., «Что это такое?», «Закончи предложение», «Кто спрятался?»
Пособие «Мнемотехника для дощкольников»
3 2022/2023 уч. г. 3. 1. Обобщение опыта работы
2. Выступление с презентацией опыта работы на совете педагогов, на методическом объединении воспитателей. Опыт работы «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
4. Организационно-методические условия профессионального развития воспитателя.
4.1. Содержание профессионального роста и развития воспитателя
Первый год работы:
1. Реализация перспектив, выдвинутых в квалификационной работе на первую квалификационную категорию.
Второй год работы:
1. Участие в работе творческой группы по внедрению ФГОС ДО.
2. Создание персонального мини-сайта, странички на сайте (для обобщения опыта работы)
Третий год работы:
1. Выступление с презентацией опыта работы «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» по использованию в ДОУ на городском методическом объединении воспитателей.
2. Публикация статьи по проблеме: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» в электронных СМИ.
3. Аттестация на высшую квалификационную категорию.
4.2. План-график повышения квалификации по дополнительным профессиональным программам
№ п/п Наименование организации Образовательная программа Сроки Подтверждающий документ
1 ГБОУ ДПО НИРО «Психолого-педагогические основы проектирования РППС ДОО в современных социокультурных условиях»
2023г. сертификат
на 72 часа
5. Итоговый мониторинг компетентности воспитателя
Карта для диагностики профессиональной теоретической подготовленности к педагогической деятельности воспитателя
Инструкция: для получения данных необходимо проставить оценки от 0 до 3 баллов по каждому из показателей в таблицу.
0 баллов – отсутствие выраженности данного показателя у педагога;
1 балл – слабая выраженность показателя;
2 балла – достаточная выраженность показателя у педагога;
3 балла – оптимальная выраженность данного показателя.
Таблица № 1
Признаки Показатели оценивания Баллы
Научная подготовленность
1. Информированность о теоретических основах педагогики и методик развития детей дошкольного возраста 1. Ориентация в целях и задачах современного дошкольного образования.
2. Владение основными закономерностями и принципами педагогики и методик развития детей дошкольного возраста.
3. Оперирование научной терминологией.
4. Ориентация в отборе содержания образования детей дошкольного возраста на основе современной образовательной парадигмы, научных данных, фактов, понятий.
5. Понимание логики педагогической науки. 3
3
3
3
3
2. Информированность о методах дошкольной педагогики и педагогики
дошкольного возраста 1. Ориентация в многообразии методов дошкольной педагогики
2. Понимание сущности методов педагогики дошкольного детства
3. Представление о возможности эффективного использования методов в процессе практической работы с детьми.
3
3
3
3. Информированность о современных разработках в области педагогики дошкольного возраста 1. Ориентация в истории научных открытий.
2. Понимание необходимости ее использования в процессе воспитания детей дошкольного возраста
3. Владение знаниями об инновационных стратегиях в дошкольном образовании.
4. Представление о значимости использования этих знаний в образовании детей дошкольного возраста
3
3
3
3
Методическая подготовленность воспитателя ДОУ
1. Знание содержания образования для детей дошкольного возраста 1. Представление о роли воспитания и обучения в развитии личности ребенка (формирование базового доверия к миру, становление позитивной «Я-концепции»)
2. Понимание целей и задач развития детей дошкольного возраста
3. Ориентация в современных программах дошкольного образования и современных педагогических технологиях развития детей дошкольного возраста
4. Определение форм и методов развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
3
3
3
3
2. Информированность о методах и приемах развития детей дошкольного возраста 1. Понимание адекватности методов и приемов развития детей дошкольного возраста целям и содержанию дошкольного образования.
2. Ориентация в разнообразии и целевой направленности различных методов и приемов развития детей дошкольного возраста.
3. Понимание сущности различных методов обучения и специфики их использования в процессе работы с детьми разных возрастных групп.
4. Ориентация в современных педагогических технологиях в области развития детей дошкольного возраста. 3
2
3
3
3. Информированность о формах организации образования детей дошкольного возраста 1. Понимание взаимной связи содержания, форм и методов обучения детей.
2. Ориентация в специфике различных форм организации детей дошкольного возраста.
3. Ориентация в современных и нетрадиционных формах организации обучения детей, в их сущности и условиях успешного использования в практической работе.
3
3
2
4. Информированность о средствах обучения детей дошкольного возраста 1. Ориентация в разнообразии, специфике и условиях использования различных средств обучения для детей дошкольного возраста
2. Понимание роли и функций средств обучения в активизации познавательных процессов детей дошкольного возраста
3
3
3. Понимание необходимости управления развитием познавательных процессов у детей дошкольного возраста и месте педагога в этом процессе 3
4. Владение приемами планирования и организации личного труда и деятельности детей дошкольного возраста 3
5. Ориентация в содержании контрольно-аналитической деятельности педагога в процессе развития детей дошкольного возраста 2
6. Владение приемами педагогической техники 3
Психологическая подготовленность
1. Информированность о психологических особенностях детей дошкольного возраста, основных этапах их развития 1. Ориентация в психологических особенностях дошкольников и необходимости их учета при отборе содержания, форм и методов обучения.
2. Понимание роли психодиагностики в построении индивидуальных образовательных программ.
3. Ориентация в диагностических методах оценки развития детей дошкольного возраста
3
3
3
2. Информированность о психологических закономерностях обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста 1. Понимание закономерностей познания.
2. Ориентация в компонентах обучения, их сущности и логической взаимосвязи.
3. Понимание психологических основ обучения, воспитания и развития личности дошкольника в разных возрастных группах.
3
3
2
Коэффициент профессиональной подготовки – оптимальный.
Оценивание профессиональной компетентности воспитателя ДОУ
№
п/п
Компетенции Показатели (индикаторы) оценивания
1 Получение воспитателем информации о результатах развития детей раннего возраста на основе результатов педагогической диагностики 7. Анализ психофизических особенностей и динамики развития детей; 9
8. Анализ необходимости применения инновационной стратегии развитии детей дошкольного возраста; 9
9. Проектирование ожидаемого результата в применении инновационных технологий; 9
10. Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к осуществлению образования; 8
11. Соотношение результатов достижений ребенка с требованиями государственного стандарта по дошкольному образованию; 7
12. Анализ индивидуальной траектории развития ребёнка; причин задержки развития ребенка (по необходимости) 9
2 Демонстрация воспитателем знаний дошкольной педагогики и педагогики развития детей раннего возраста, методик; современных инновационных педагогических технологий в области развития детей раннего возраста Владение основами дошкольной педагогики и педагогики развития детей раннего возраста, методик; современных инновационных педагогических технологий в области развития детей раннего возраста:
g) Знание и применение в педагогической деятельности принципов педагогики развития детей дошкольного возраста и методик; 8
h) Владение и использование современных форм организации образования детей дошкольного возраста; 8
i) Использование современных педагогических технологий; 9
j) Использование нетрадиционных форм образования /индивидуальная работа с детьми, 8
k) Использование инновационных направлений в дошкольном образовании; 8
l) Использование метода проектов как одной из современных тенденций в дошкольном образовании, 8
3 Организация времени на педагогическую и инновационную деятельность, использование пространства группы, развивающих пособий для реализации задач инновационной деятельности; ТСО и информационных технологий (компьютерных) в целях воспитания и обучения детей раннего возраста 1) Решение задач мотивации:
l) привлекает внимание детей перед объяснением нового материала, 8
m) дает ясные, четкие, полные указания по ходу деятельности, доступные пониманию ребёнка дошкольного возраста 8
n) наглядные пособия и материалы находятся в доступном для самостоятельной познавательной детской деятельности месте, открыты для их использования, в достаточном количестве 8
o) эффективность детской деятельности стимулируется поддержанием интереса, внесением ярких, образных стимулов 8
p) воспитатель умело показывает детям значимость результата их деятельности, поощряя их самостоятельность. 8
q) Эффективное использование времени на образовательную деятельность: использование проблемных ситуаций в окружающей жизни для повышения познавательной активности детей, 8
r) осуществление индивидуального и дифференцированного подходов в ходе образовательного процесса, умение видеть всех детей, держать на контроле их деятельность, 8
s) использование предметно - развивающей среды группы в процессе образовательной работы, наполнение предметно - развивающей среды материалами для занятий, 8
t) использование ТСО в ходе образовательной работы с детьми, 8
u) использование компьютера в образовательной работе с детьми, создание и адаптация развивающих образовательных программ для детей раннего возраста; 7
v) внесение музыкального фона в процесс образования (режимные моменты, прием детей, занятия, самостоятельная деятельность детей). 8
4 Общение, взаимодействие педагога с детьми 1) В общении с детьми:
i) создает условия для развития эмоционального общения детей со взрослыми. 8
j) помогает детям наладить положительные контакты со сверстниками. 7
k) создает условия для развития предметного взаимодействия с детьми (сотрудничества, предлагая им различные образцы действий с предметами. 8
l) поощряет и стимулирует интерес детей к чтению книжек. 8
m) создает условия для формирования у детей представления о себе. 8
n) создает условия для развития речи детей. 8
o) организует продуктивные и творческие виды деятельности детей. 8
p) создает условия для овладения детьми ходьбой, сложными локомоциями, тонкой моторикой рук. 8
2) Педагог, взаимодействуя с детьми
i) проявляет уважение к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему. 8
j) чутко реагирует на инициативу детей в общении, на их потребность в поддержке взрослых. 8
k) создает условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками. 8
l) не ограничивает естественный шум в группе (оживленную деятельность, игру, смех, свободный разговор); голос педагога не доминирует над голосами детей. 8
m) в ходе обучающих занятий учитывает возрастные возможности и интересы детей. 7
n) организует процессуальные игры детей как творческую деятельность. 8
o) поддерживает положительное самоощущение детей, способствуют формированию у них знаний о себе. 8
p) не прибегает к физическому наказанию или другим негативным дисциплинарным методам, которые обижают, пугают или унижают детей 8
5 Демонстрация педагогом современных методов воспитания и обучения 1) Актуализация образовательной информации (подготовка к восприятию учебной информации) :
b) мотивация деятельности; 8
б) проблемно - поисковые методы в образовательной деятельности; 8
в) использование экспериментирования и детского проектирования при организации разных видов деятельности; 8
г) использование схем, моделей для создания устойчивого познавательного интереса детей к деятельности; 8
д) использование разнообразных проектов по направлениям инновационной деятельности в дошкольном образовании. 8
2) Предъявление образовательной информации:
b) доступность преподнесения познавательной информации; 8
б) последовательность изложения материала; 8
в) использование методов развивающего обучения; 7
г) использование современных педагогических технологий;8
д) сменяемость видов детской деятельности в ходе предъявления образовательной информации; 8
е) поддержание интереса детей к содержанию информации; 8
ж) стимулирование самостоятельной познавательной активности. 8
3) Выявление освоенности содержания образования:
b) оценивание активности детей; 8
б) анализ уровня освоенности каждым ребенком содержания информации; 8
в) анализ эффективности применяемых методов и приемов; 8
г) анализ результативности образовательного мероприятия; 7
д) установление «обратных связей» (реакция детей); 8
е) Анализ результативности применения инновационных технологий в образовании детей дошкольного возраста; 8
ж) Анализ уровня паритета здоровья и образованности детей дошкольного возраста. 8
6 Поддержание положительного микроклимата в коллективе (эмоционально-положительной атмосферы) 1) Передача положительного отношения к детям:
b) посредством зрительного контакта, мимики; 8
б) посредством голосовых интонаций и модуляций; 8
в) тактильным контактом; 8
г) жестами. 8
2) Стимуляция интереса ребенка к жизни в группе:
b) мотивация всех видов детской деятельности; 8
б) обыгрывание интересных аспектов каждого вида деятельности; 7
в) использование юмора, шуток; 8
г) поддержание положительных нравственных проявлений детей в определенных видах деятельности. 8
3) Демонстрация тепла и дружелюбия:
b) приятный тон голоса, зрительного контакта;8
б) использование имен детей в теплой, дружественной манере;10
в) теплота, дружелюбие демонстрируются путем тактильного контакта, проявлением внимания; 10
г) теплота, дружелюбие демонстрируются посредством улыбок, юмора. 8
4) Помощь детям в выработке позитивной самооценки: 8
b) речь педагога свободна от насмешек и сарказма; 8
б) воспитатель ведет себя с детьми учтиво, вежливо, уважительно; 8
в) персонализированное поощрение за выполненную работу, проявленную доброту к другим детям; 8
г) персонализированная поддержка и одобрение при трудностях. 8
7 Поддержание организованного поведения Поддержание включенности ребенка в разные виды деятельности:
а) мотивация разных видов деятельности поддержание интереса; 8
б) поиск методов активного включения в работу пассивных, замкнутых, робких детей; 8
в) поощрение проявления творчества и самостоятельности; 8
г) использование невербальных средств воздействия в целях вовлечения ребенка в деятельность; 8
д) высказывание личного отношения к проявлению негативного поведения ребенка. 8
Уровень профессиональной компетентности оптимальный
Оценивание состояния профессиональной компетентности
как основание построения личностно ориентированного
повышения квалификации:
Пятый уровень профессионально-педагогической квалификации
Имеется широкий багаж профессионально полезных знаний. Их размерность характеризуется полезностью всех составляющих и соблюдением необходимых пропорций. Освоенные знания осознанно используются и в традиционных, и в проблемных ситуациях. В случаях изменения условий педагог целенаправленно повышает профессиональную квалификацию. Выражена потребность и способность к повышению образованности, изменению размерности профессионально значимых личностных знаний. Педагогическая направленность ярко выражена.