Приложение МААМ

Деловая игра-практикум по инклюзивному образованию для педагогов детского сада «Исследуй-исцеляй»

Олеся Вязовая
Деловая игра-практикум по инклюзивному образованию для педагогов детского сада «Исследуй-исцеляй»
▼ Скачать + Заказать документы

Деловая игра «Исследуй - исцеляй»

Автор: старший воспитатель

Вязовая О. Ю.

Слайд 1-2

Цель: повышение психолого-педагогической компетенции педагогов по проблеме инклюзивного образования.

Оборудование: Доска, мел, листы бумаги, ручки

Ход деловой игры:

Стихотворение Сони:

СЛАЙД 3

Мне страшно. Голова гудит.

Публикация «Деловая игра-практикум по инклюзивному образованию для педагогов детского сада „Исследуй-исцеляй“» размещена в разделах

Там мечутся слова и просятся уйти.

“Пусти нас, Соня, в мир пусти!”

Но рот мой на замке,

А ключ к замку в мозгу-

И как его достать?

Ну помогите ж мне!

Я не хочу немой остаться,

Но страх засовом запер рот.

Слова рождаются, живут и чудеса творят

В мирах, что в голове я создаю… И вот

В конце концов и умирают. Чтоб им жить,

Их надо в мир, вовне пустить.

Но как? Скажите мне!

А вдруг их люди не поймут?

Сквозь рот мой проходя,

Изменятся слова, их мир не примет,

Оттолкнёт, а в месте с ними- и меня?

Как жить? Мне страшно. Голова гудит”.

Комментарии ведущего: (Соня Ш., у девочки аутизм. На момент написания стихотворения ей было 8 лет).

СЛАЙД 4

1. Уважаемые педагоги, сегодня я хочу рассказать вам притчу, которая называется «Рискнуть попробовать»

Цель: выявление своих возможностей.

(Ахунова А. Р.)

"Король предложил своим придворным испытание, чтобы выбрать из них достойного на важный пост при дворе. Множество сильных и мудрых людей собрались вокруг него. Он подвел всех собравшихся к двери в отдаленном уголке сада. Дверь была огромных размеров и, казалось, вросла глубоко в землю. «Кто из вас сможет открыть эту каменную громаду?» - спросил король. Один за другим его придворные выходили вперед, оценивающе оглядывали дверь, говорили «нет» и отходили в сторону. Другие, слыша, что говорят их предшественники, вообще не решались на испытание. Только один визирь подошел к двери, внимательно посмотрел на нее, потрогал ее руками, испробовал много способов сдвинуть ее и, наконец, дернул сильным рывком. И дверь открылась. Она была оставлена неплотно прикрытой, и необходимо было только желание осознать это и мужество действовать решительно. Король сказал: «Ты получишь пост при дворе, потому что ты не полагался только на то, что видел и слышал, ты привел в действие собственные силы и рискнул попробовать».

• Почему другие претенденты отказались от возможности попробовать открыть? (ответы)

• Какие черты характера характеризуют последнего претендента? (ответы)

"Часто бывает так, что человек воспринимает ситуацию, полагаясь на свои ощущения, он осмысливает прочувствованное (увиденное) и ему кажется, что он может реалистично ее оценить и сделать правильные выводы. Однако часто бывает так, что чувства обманывают людей и тогда они не в состоянии сделать правильных логических выводов. Как же тогда быть? Ответ простой - нужно попробовать проверить свои ощущения и правильность выводов. Философское определение «Практика - критерий истины».

В результате воздействия многих неблагоприятных факторов за последние 2 десятилетия резко возросло число детей с различными формами нарушений психического и соматического развития.

СЛАЙД 5

Что такое инклюзия?

СЛАЙД 6

Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Согласно статистике, сегодня в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всей детской популяции, из них около 700 тысяч — дети с инвалидностью. Ежегодно численность данной категории детей растёт.

Также в последние годы наблюдается новая тенденция — родители не хотят отдавать своих детей в закрытые учреждения интернатного типа (не имеют возможности) и воспитывают их в семье, устраивая их в общеобразовательные школы и детские сады. И это желание родителей закреплено законодательно.

Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики в области образования.

ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ – дети, которые вследствие заболевания или увечья ограничены в проявлениях жизнедеятельности.

СЛАЙД 7

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Они могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии (нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержки психического развития, интеллекта, расстройства аутистического спектра и множественными нарушениями развития) в диапазоне от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ.

Коллеги, скажите, может ли ребёнок с ОВЗ одновременно быть инвалидом и наоборот? (ответы)

Дети с ОВЗ не являются инвалидами, пока не признаны таковыми федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) Таким образом, ребенок с ОВЗ может одновременно быть инвалидом. И наоборот, ребенок-инвалид может не относиться к обучающимся с ОВЗ.

Одним из первых представлений о инклюзии являлось простое «перемещение»учащихся из специализированных школ и детских садов в школы по месту жительства или из специальных классов — в классы, группы общеобразовательные. Однако, как показывает практика, этого оказывается недостаточно для повышения уровня социальной адаптации и, тем более, улучшения уровня образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. И часто приводит к нарушению образовательного процесса для всех детей.

СЛАЙД 8

2. Выберите определение понятия «инклюзивное образование» :

а) образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками;

б) развитие предельно доступного образования для каждого, более гибкого для удовлетворения различных потребностей в обучении, наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала;

в) нововведения в педагогической системе, качественно улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса;

Возникает вопрос, вернее множество вопросов: готовы, ли педагоги, специалисты, руководители дошкольных образовательных учреждений работать по-новому и как сделать так, чтобы образование детей с ОВЗ стало качественным?

Поэтому коллеги, для начала давайте проговорим с вами проблемы, которые непосредственно волнуют каждого из нас.

СЛАЙД 9

3. Упражнение «О чем печалитесь?»

Цель: выявление проблем связанных с внедрением инклюзивного образования.

Педагоги, предлагаю по очереди обратиться друг к другу со словами «О чем печалитесь?» в ответ педагог должен ответить «А печалюсь я о том, что….» и назвать проблему, связанную с внедрением инклюзивного образования, которая его особенно волнует. (записывают на доске все проблемы)

Уважаемые педагоги, все вы видите, что проблемы существуют и их очень много. Предлагаю их ещё раз обозначить (прошу кого-нибудь перечислить).

СЛАЙД 10

4. Упражнение "Синквейн" (делимся на 2 группы)

Цель: активизировать познавательную активность педагогов.

Чтобы справиться с нашими трудностями, нам необходимо глубже разобраться с понятием «Инклюзивное образование». Для этого я предлагаю вам составить синквейн к понятию «Инклюзивное образование». Все вы знаете, что слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».

СЛАЙД 11

(Работа в группах. Каждая группа зачитывает свои варианты синквейна).

1. Существительное 1 слово (заголовок).

2. Прилагательные (2 слова).

3. Глаголы (3 слова).

4. Фраза из 4 слов, в которой автор выражает свое личное отношение к объекту, о котором идет речь.

5. Одно слово - существительное (резюме).

СЛАЙД 12

5. Упражнение «Я проектировщик»

Цель: определение основных направлений работы педагогического коллектива в связи с внедрением инклюзивного образования в практику дошкольного учреждения.

СЛАЙД 13

Специальные условия в ДОО, которые необходимо создать для детей с ОВЗ по мнению государства – найди лишнее

- Наличие развивающей среды

-Использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания

- Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

- Предоставление услуг ассистента (помощника, оказывающего воспитанникам необходимую техническую помощь;

- Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;

- Обеспечение доступа в здание ДОО и другие условия, без которых невозможно

---

- Обеспечение ДОО техническими средствами обучения

- Наличие специального образования у воспитателя

- Стимулирование педагогов методом повышения оплаты труда

СЛАЙД 14

6. Игра – динамическая пауза "Детский сад" (15 мин)

Ведущий приглашает одного игрока, который выбирает табличку с названием профессий сотрудников детского сада. Все участники, кроме играющего, не должны видеть надпись. Они задают вопросы, касающиеся этой профессии и должны догадаться, кем он «работает». Профессии: психолог, шеф-повар, делопроизводитель.

Вопросы: Вы часто общаетесь с детьми и родителями? Вы творческий человек? Много ли я знаете скороговорок, поговорок, стишков? Вы пришли на работу, что вы делаете первым делом? Вы всегда чувствуете настроение детей? Вы умеете петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах? Как вы думаете, для вашей работы нужно дополнительное образование? Часто вам приходится разрешать конфликтные ситуации? Для вашей работы нужен отдельный кабинет с высокой кроватью? У вас тяжелая работа? У вас сильные руки? Любите ли вы спорт? Вы умеете играть в шашки?

СЛАЙД 15-16

7. Упражнение «Ваше понимание!»

Как вы понимаете выражение «Нельзя выводить детей туда, где их не понимают». (Налбандян О. Г., первый проректор МСГИ, д. физико-математических наук) Согласны ли вы с этим высказыванием, почему?

СЛАЙД 17

8 Упражнение «Продолжи фразу …»

8 принципов ИО

• Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

• Каждый человек способен чувствовать и думать;

• Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека;

• Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных

• взаимоотношений;

• Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

• Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они

• могут делать, чем в том, что не могут;

• Все люди нуждаются друг в друге

Главный принцип инклюзивного образования по мнению Б. Шоу. «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как ….» (Люди)

СЛАЙД 18

9. Упражнение «Котенок».

Участники встают в круг. Ведущий просит передать по кругу газету. Потом предлагает представить, что на этой газете уснул маленький котенок, и теперь газету нужно передавать друг другу очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать его.

В конце упражнения ведущий говорит, что точно такое же бережное отношение важно сохранять для общения с особыми детьми.

СЛАЙД 19

10. Упражнение «Мать инвалида».

Выбирается участник для роли матери ребенка-инвалида. При помощи лент ведущий демонстрирует то, какие ограничения в обществе испытывают родители детей с ОВЗ (см. таблицу).

Группа участвует, отвечая на вопросы.

Таблица Упражнение «Мать инвалида»

Часть тела (завязываются лентами) Символическое значение

Глаза Родителям сложно принять своего ребенка, увидеть его таким, какой он есть; сложно выводить его в общество и в буквальном смысле «быть на виду»

Рот Родители боятся рассказывать о своем ребенке, говорить о нем, рассказывать о своих трудностях и потребностях

Уши Родители не хотят слышать диагноз ребенка и боятся общественного мнения и осуждения

Руки Родители чувствуют себя связанными, их жизнь меняется и во многом ограничивается. Страх того, что не в их силах вылечить ребенка, человек «опускает руки»

Сердце Неутихающая боль, чувство постоянно присутствующее («сердце разрывается», «болит душа»)

Живот Это область дыхания, центр нашей жизненной силы и энергии. Многие семьи детей с нарушеньями развития как бы «живут вполсилы», «дышат в полдыхания»

Бедра Многие родители боятся рожать детей, ухудшаются супружеские отношения, формируются супружеские дисгармонии

Ноги Родителям сложно идти дальше по жизни. Они в буквальном смысле боятся сами «сделать шаг», ограждают и ребенка от самостоятельных жизненных шагов. Семья замирает, не развивается

Комментарии ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА : в такой изоляции и социальном «коконе» оказываются родители детей с нарушениями в развитии. Преодолеть это состояние можно, ощущая тепло и поддержку, как родных людей, так и людей, работающих с особенными детьми. Чувство командного единства чрезвычайно важно, поскольку иногда именно детский сад — первая ступенька общества и образования, которая может показать семье, что они включены в это общество и этот мир. И им уже не так страшно обращаться в социальные сферы, водить детей в школы и активно включать в мир отношений.

СЛАЙД 20

11. Упражнение «Кенгуру»

Цель: развитие чувства сопереживания другим, эмпатии, корректирует агрессивные тенденции в поседении.

Участникам на пояс завязывается шарф или косынка, образуя «сумку кенгуру». В нее сажают детеныша — мягкую игрушку-зверушку. По команде ведущего «кенгуру» начинают прыгать к условленному месту, стараясь не выронить малыша. Руками придерживать нельзя. Побеждают самые быстрые и заботливые кенгуру.

История о бегунах: Несколько лет назад на параолимпийских играх в Сиетле девять бегунов (с умственными и физическими нарушениями) выстроились в ряд на линии старта стометровки. Раздался сигнальный выстрел, и они рванули вперед — не скажешь, что очень стремительно, но с явной решимостью добежать до финиша и победить. Все, кроме одного парня, который, запнувшись, едва не упал. Шатаясь, он проковылял пару шагов и заплакал. Остальные восемь участников забега услышали его плач. Они замедлили бег, остановились, затем развернулись и пошли назад. Все до единого! Девушка с синдромом Дауна поцеловала беднягу и сказала: «Это тебя вылечит!» Потом все девятеро взялись за руки и вместе дошли до финишной ленты. Десять минут весь стадион рукоплескал им стоя.

Педагог-психолог предлагает дать проведенному мероприятию оценку с использованием следующей шкалы:

Общекультурная польза 0% 100%

Практическая польза ___

Новизна информации ___

Качество мероприятия ___

Усвоение содержания ___

психолог

шеф-повар

делопроизводитель

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Деловая игра для педагогов Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов как составляющей имиджа образовательного учреждения и конфликтологической компетентности.

Деловая игра для педагогов ДОУ «Дети с ОВЗ» Деловая игра "Ребенок с ОВЗ". Семинар-практикум ___ Оборудование: видеопроектор, компьютер, письменные.

Деловая игра для педагогов ДОУ «На пути к совершенству» Провела: воспитатель МДОБУ №4 «Лукоморье» Мартынова Е. К. Цель: активизировать деятельность педагогов, способствовать приобретению опыта.

Деловая игра для педагогов «Физкультурно-педагогический забег» Задачи: Систематизировать знания педагогов по данной теме. Развить творческий потенциал педагогов. Учить анализировать и оценивать деятельность.

Деловая игра для педагогов «Организация здоровьесберегающей работы в ДОУ» Деловая игра для педагогов «Организация здоровьесберегающей работы в ДОУ» Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах.

Деловая игра для педагогов «Работа с одаренными детьми» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 5 с. Бураево» муниципального района Бураевский.

Деловая игра для педагогов «Скороговорки-языколомки» Деловая игра для педагогов «Скороговорки-языколомки» У каждого участника игры на стуле лежит буква (гласные и согласные в равном количестве).

Деловая игра с воспитателями детского сада «Я — читатель» Деловая игра с педагогами "Я - читатель" Цель встречи: - повысить профессиональный уровень педагогов -развивать коммуникативные навыки.

Семинар-практикум для педагогов детского сада «Использование театрализованной деятельности в работе педагога детского сада» Цель: Развитие творческих способностей педагогов. Знакомство с новыми способами и методами работы с детьми. Задачи: • Познакомить педагогов.

Семинар-практикум для педагогов «Конфликтные дети в группе детского сада» 1. Вступительная часть. Слайд 1. Педагог-психолог: уважаемые коллеги, сегодня мы поговорим о детях в детском саду, которые создают конфликтные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деловая игра-практикум по инклюзивному образованию для педагогов детского сада «Исследуй-исцеляй»
Опубликовано: 6 февраля 2018 в 20:54
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Деловая игра-практикум по инклюзивному образованию для педагогов детского сада «Исследуй-исцеляй»» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Вязовая (УИ 1267890) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД