Лучший педагог года

Деловая игра «Психологическая безопасность  образовательной среды в рамках ФГОС до«

Шовгенова Дариета
Деловая игра «Психологическая безопасность  образовательной среды в рамках ФГОС до«

Деловая игра

«Психологическая безопасность  образовательной среды

в рамках ФГОС ДО»

Цель: построение эффективного командного взаимодействия, активизация педагогов в формировании психологической безопасности образовательной среды в условиях образовательного учреждения.

 

Задачи:

Публикация «Деловая игра „Психологическая безопасность  образовательной среды в рамках ФГОС до„» размещена в разделах

1.   Создать благоприятную психологическую атмосферу, максимально мобилизующую внутренние возможности ее участников;

2.   Раскрыть систему понятий и общую ориентацию в формировании психологической безопасности образовательной среды в условиях образовательного учреждения;

3.   Создать условия  для практической работы по определению деятельности педагогов ДОУ в соответствии с критериями психологической безопасности.

 

Форма проведения – деловая игра

Продолжительность -1 час  25 мин

Организационный этап:

3стола, стулья по количеству участников, на каждого участника по 3 геометрические фигуры разного цвета.

Лист ватмана на каждый стол с изображением силуэта головы (для каждой группы, лист ватмана на каждый стол.

  Материалы для работы: карандаши, фломастеры;

Компьютер, проектор, презентация.

 

Ход игры

1.   Ритуал встречи и приветствия. Деление участников на группы.

Ритуал встречи и приветствия

В аудитории на имеющихся столах также заранее  формируется 3 рабочих зоны.

 Ведущий просит  присутствующих  распределиться  на три группы ( участники распределяются: ЯБЛОКО – ГРУША – СЛИВА)

 

2.    Ведущий: Чтобы продуктивнее была наша работа, проведем разминку на активизацию мыслительной деятельности, создания комфортной среды в микро – группах.

Разминка

Упр. 1. 

Инструкция:

Используя фигуры разного цвета ( на столе у каждого 3 фигуры: красный круг соответствует ответу «ДА», зеленый треугольник – ответу «НЕТ», желтый четырехугольник – ответу «МОЖЕТ БЫТЬ»).

Ответьте  на вопросы, поднимая фигуру ту, которая соответствует вашему ответу. Звучит вопрос, участники отвечают на вопросы, поднимая фигуры определенного цвета.

Вопросы.

1.     Я считаю, что недостатки людей также естественны, как дождь, и потому отношусь к ним терпимо.

2.     Во всех своих неприятностях, прежде всего, виню себя.

3.     Никогда не скучаю, даже если пребываю в одиночестве.

4.     Смогли бы вы помочь другим в ущерб себе?

5.     Считаете ли вы, что цель оправдывает средства?

6.     Согласны   ли вы с пословицей «Один в поле НЕ воин»?

7.     Считаете    ли, что в большинстве случаев вы правы?

8.     Знаете ли вы себя полностью?

9.     Трудно ли вас вывести на откровенное хамство?

10. Во всех делах во главу угла ставлю принцип «Не нарушай естественный ход событий»

 

  Обсуждение:

1.   Были ли вопросы, над которыми Вы раньше не задумывались?

2.   Открыл ли кто из вас что-то новое для себя?

Вы узнали больше друг о друге, а теперь узнаем, что представляют собой каждая из групп.

 

Упр. 2 "Презентация групп"

Инструкция.

Нарисуйте овал во весь лист, пусть это будет лицо группы. Для того чтобы оживить его, нарисуйте:

- вместо глаз то, на что вы больше всего любите смотреть;

- вместо носа то, чем вы больше всего любите дышать, что вам нравится нюхать;

- вместо рта то, о чем больше всего любите говорить; - вместо ушей то, что больше всего любите слушать;

 - вместо волос - опишите свои мечты.

Предлагаю вам, используя нарисованный образ, представить свою группу. Нашлись ли в группе люди со схожими интересами? (Ответы участников)

 

 Упражнение3. «Нарисуй опасность»

Группам предлагаются  силуэты головы. Необходимо нарисовать опасности, которые мы слышим, осязаем, видим, говорим.

  Обсуждение: (насколько  одинаково / по -  разному мы  видим опасность)

 

Упр. 4  Ассоциативный ряд на слово - психологическая безопасная среда.

Инструкция.  Какие ассоциации возникают у вас на слова - психологическая безопасность образовательной среды.

(Ответы участников)

Вед. : Ассоциации разные, все они с разных сторон приближают нас к определению понятия психологическая безопасность образовательной среды.

 

 

Основная часть.

Мини-информация

Психологическая безопасность - это состояние образовательной среды, свободное от пРоявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно - доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психологическое здоровье включенных в нее участников. Понятие «Психологическая безопасность» чаще всего раскрывается  через использование понятий «здоровье» и «угроза». Само содержание понятия «психологическая безопасность» означает отсутствие  угроз  (опасности) или возможность надежной защиты от них.

 

Категория психологической безопасности (автор И. Баева).

1.                  Защищенность  от психологического насилия по таким структурным компонентам, как унижение, угрозы, недоброжелательное отношение, игнорирование, принуждение, но ликвидация этих негативных действий для психологической безопасности образовательной среды недостаточно, т. к. они скорее краткосрочные, их нивелирование может снять текущие проблемы, но не обеспечить страховки от проявления комплексов и неврозов в будущем.

2.                 Референтная  значимость среды (отношение к среде, принятие  ее ценностей и норм). Референтная среда - это среда, в которую человек стремится быть принятым в качестве равноправного члена или, если он уже является членом этой группы, сохранить и упрочить свое положение в ней. Референтная среда рассматривается как значимость в плане влияния на установки личности.  Человек  в своей деятельности и поведении ориентируется не только на симпатии и антипатии к отдельным людям, но и на коллективные цели, мнения, ценности; соотносит свои цели, мнения, оценки с групповыми. Это явление и названо референтностью.

Показатель  удовлетворенности основными  характеристиками процесса взаимодействия: Удовлетворенность и благополучие - синонимичны. Благополучие весьма значимо для всего внутреннего (субъективного) мира личности: благополучие обусловлено самооценкой и гармонией чувств. Психологическое благополучие - это гармония сферы чувств, ощущения внутреннего равновесия. Социальное благополучие - удовлетворенность своим статусом в своем микроокружении. Взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса обусловлено:

·                   Эмоциональный комфорт

·                   Уважительное отношение к себе

·                   Возможность высказать свою точку зрения

·                   Сохранение  личного достоинства

·                   Возможность обратиться за помощью

·                   Учет личных проблем и затруднений

·                   Внимание к просьбам и предложениям

Таким образом, в модель психологической безопасности образовательной среды, авторов В. В. Рубцова и И. А. Баевой, включены 3 условия:

1.  защищенность от психологического насилия

2.  удовлетворенность в личностно-доверительном общении

3.  Референтная  значимость среды.

Эти три условия и обеспечивают психологическую безопасность образовательной среды.

 

Конфликтные ситуации среди сотрудников дошкольного образовательного учреждения способствуют нарушению психологической безопасности.

Как правило, основу конфликтов между педагогами составляют профессиональные разногласия, личная неприязнь, конкуренция между членами коллектива, низкий уровень культуры поведения и коммуникации.  

Предлагаю вам следующие ситуации. Подумайте -  каковы причины  данных конфликтов, и какие шаги надо предпринять для их разрешения

 

Ситуация  1

В ДОУ на должность педагога дополнительного образования была принята женщина, имеющая высокую квалификацию и большой профессиональный опыт. Воспитатель одной из групп увидела в новой сотруднице конкурентку и начала вмешиваться в ее работу. Когда педагог дополнительного образования занималась постановкой детского праздника, воспитатель стала проявлять инициативу, пыталась самостоятельно распределять роли между детьми, навязывала свои советы.  

Педагог дополнительного образования игнорировала ее рекомендации. Тогда воспитатель пошла на конфликт, стала делать резкие замечания в адрес новой коллеги. В результате педагог дополнительного образования решила отказаться от работы с группой, что поставило под угрозу проведение детского праздника. Информация о возникшем конфликте быстро распространилась по детскому саду и стала известна заведующему.  

Как руководитель может конструктивно решить этот конфликт? 

Шаг 1. Необходимо собрать подробную информацию о произошедшей конфликтной ситуации, пообщавшись с каждым педагогом лично. При этом нужно постараться свести к минимуму негативные эмоции, которые они испытывают по отношению друг к другу; выяснить объективную причину конфликта.  

Шаг 2. На основе полученной от участников конфликта информации следует оценить ситуацию, воздержавшись от субъективного взгляда на проблему (это будет непросто, т. к. одна из сотрудниц - новый член педагогического коллектива). 

Шаг 3. Исходя из опыта разрешения подобных ситуаций, определить, какой способ урегулирования конфликта между членами педагогического коллектива является наиболее конструктивным в данный момент.  

Шаг 4.  Составить план действий по урегулированию конфликта

·                     провести беседу с педагогом дополнительного образования, во время которой необходимо подчеркнуть, что ее профессиональные качества оценены руководством по достоинству, а также объяснить, что под угрозой срыва важное для ДОУ мероприятие;

·                     обсудить ситуацию с воспитателем. Во время разговора нужно сделать акцент на том, что ее профессионализм ценится администрацией ДОУ, но ей не стоит вмешиваться в работу других специалистов. Каждый сотрудник отвечает за деятельность в рамках своей компетенции;

·                     определить перспективы взаимодействия коллег в будущем. Чтобы не прерывать процесс подготовки детского праздника, оптимальным вариантом будет поручить сопровождение занятий с данной группой другому воспитателю (до тех пор, пока личные отношения между участницами конфликта не будут налажены).

Шаг 5. Приступить к реализации намеченного плана.  

 Ситуация  2 

В детском саду давно назревал конфликт между старшим воспитателем и молодым специалистом - воспитателем одной из групп. На протяжении нескольких месяцев воспитатель работала неплохо: ее деятельность соответствовала образовательной программе, но отсутствовало стремление к применению инноваций. Старший воспитатель на основании объективной оценки деятельности педагога давала рекомендации по улучшению качества работы, делилась новыми разработками.  

Однако молодой специалист игнорировала все предложения старшего воспитателя, действовала строго по программе. В итоге между педагогами состоялся деловой разговор, который быстро перерос в выяснение отношений.

Как должен поступить руководитель ДОУ, ставший свидетелем конфликта? 

Шаг 1. Собрать полную информацию о конфликте, пообщавшись наедине с каждым его участником.

Шаг 2.  Объективно оценить конфликтную ситуацию (при этом важно соблюдать беспристрастность, чтобы субъективное отношение к личности каждой из коллег не повлияло на оценку конфликта).

Шаг 3. Составить план действий по разрешению конфликта

·         побеседовать со старшим воспитателем, отметив положительные профессиональные и личностные качества молодого специалиста. Подсказать, каким образом старшему воспитателю следует давать рекомендации своим коллегам. Подключиться к контролю выполнения членами педагогического коллектива значимых предложений со стороны старшего воспитателя;

·         в беседе с молодым специалистом сначала подчеркнуть плюсы ее работы, затем объяснить, что старший воспитатель является педагогом с большим стажем, помощником и координатором деятельности педагогов, поэтому все его предложения важны, к ним необходимо прислушиваться и применять в своей педагогической практике.

·         Шаг4. Реализовать составленный план.

·          Шаг 5. Несмотря на то, что конфликт успешно разрешен, какое-то время педагоги будут бессознательно проявлять антипатию друг к другу. Задача руководителя - сократить этот период, тем самым предотвратив повторный конфликт между ними. Чтобы снять напряжение в отношениях конфликтующих сторон, нужно помочь им проанализировать произошедшую ситуацию.

·          Конфликтные ситуации между администрацией ДОУ и подчиненными  могут возникнуть, в случае если педагогические работники не оправдывают ожиданий руководства. Подчиненных, в свою очередь, может не устраивать стиль управления коллективом, завышенные требования со стороны начальства и неадекватная оценка их труда.  

Основные этапы разрешения конфликта между руководителем и подчиненным:

1.     Создание атмосферы сотрудничества.

2.     Стремление к ясности отношений и общения.

3.     Признание наличия конфликта.

4.     Определение процедуры решения проблем (где, когда и как).

5.     Исследование возможных вариантов разрешения спорной ситуации.

6.     Установление договоренности с подчиненным.

7.     Определение срока решения конфликтной ситуации.

Ситуация  3 

Заведующий ДОУ попросила педагога-психолога заменить заболевшего воспитателя. Педагог-психолог ответила, что у нее много своей работы. Заведующий не восприняла данные слова как отказ и решила, что ее просьба будет выполнена.  

На следующий день педагог-психолог в группу не пришла, а занималась в своем кабинете обработкой результатов проведенного ранее психологического тестирования. С группой пришлось работать старшему воспитателю. В конце дня информация дошла до заведующего. Она вызвала педагога-психолога к себе в кабинет для того, чтобы высказать свои претензии и прояснить сложившуюся ситуацию.  

По мнению заведующего, педагог-психолог вполне могла бы заменить заболевшего воспитателя, поскольку у нее есть педагогическое образование. Педагог-психолог придерживается своей первоначальной позиции. Как разрешить данную конфликтную ситуацию?

Шаг 1. Вспомнить свой опыт участия в конфликтах с подчиненными (как позитивный, так и негативный) и попробовать применить его к данной ситуации.

Шаг 2. Максимально объективно проанализировать конфликт, воздерживаясь от субъективных взглядов на проблему и личность педагога-психолога.

Публикации по теме:

Деловая игра для педагогов ДОУ по развитию речи Деловая игра для педагогов по развитию речи «Устами педагога…» Актуальность. Дошкольное образование – это первая ступень в общей системе.

Деловая игра для воспитателей «Его величество Проект» Ход игры: - Внимание, внимание! Его величество Проект приглашает вас, уважаемые коллеги, на игровую площадку, для того чтобы оснастить нас,.

Деловая игра в старшей группе «Безопасность в сети интернет»Деловая игра в старшей группе «Безопасность в сети интернет» Цель: Обучение воспитанников основам безопасной работы в Интернете, воспитание грамотного и ответственного пользователя сети Интернет. Задачи:.

Деловая игра «Знатоки ФГОС дошкольного образования» Для начала – легкая разминка! 1. Что означает аббревиатура ФГОС ДО? Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деловая игра «Психологическая безопасность  образовательной среды в рамках ФГОС до«
Опубликовано: 19 марта 2024 в 12:16
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД