Получи документы

Дети и развитие мозга. Что мы знаем о том, как дети познают мир

Юлия Николаевна Кузнецова
Дети и развитие мозга. Что мы знаем о том, как дети познают мир

Мозг, как и дом при строительстве, базируется на прочном фундаменте. Фундамент закладывается ещё до рождения, и этот процесс является чрезвычайно важным в течение первых трёх лет жизни. Клетки мозга являются «сырьевым» материалом так же, как и пиломатериалы являются сырьём при строительстве дома. А опыт и взаимодействие ребёнка помогают строить здание, прокладывать электропроводку и красить стены.

Как происходит развитие детского мозга?

Публикация «Дети и развитие мозга, Что мы знаем о том, как дети познают мир» размещена в разделах

Мозг является частью центральной нервной системы и играет решающую роль в управлении многими функциями организма, включая как произвольную деятельность, например, ходьба или речь, так и непроизвольную, например, дыхание или моргание. Мозг имеет два полушария, каждое из которых состоит из четырёх долей. Доли имеют многочисленные складки, и не все складки созревают одновременно. Химические вещества, способствующие развитию мозга, высвобождаются волнами, в результате чего различные участки мозга развиваются в предсказуемой последовательности. Временные рамки этих изменений в развитии объясняют, в частности, почему существует лучшее время для определённых видов обучения и развития.

Различные участки мозга контролируют различные функции. Большинство видов деятельности, которые мы считаем умственным трудом, такие как мышление, планирование, запоминание, выполняются корой головного мозга. Другие части мозга отвечают за память и обучение, в том числе таламус, гиппокамп, миндалевидное тело и базальный передний мозг. Гипоталамус, миндалевидное тело и другие части головного мозга также играют важную роль в реагировании на стресс и в контроле над эмоциями.

Основными строительными блоками мозга являются нейроны — нервные клетки, составляющие центральную нервную систему.

Мозг начинает формироваться пренатально, примерно через три недели после зачатия. Мозг плода вырабатывает примерно в два раза больше нейронов, чем ему понадобится — это запас прочности, который повышает шансы новорождённого на здоровый мозг. При рождении мозг младенца содержит 100 миллиардов нейронов. Это примерно столько же, сколько звёзд в галактике Млечный Путь, и это почти все нейроны, которыми когда-либо будет обладать мозг.

У каждого нейрона есть один аксон и много дендритов. Аксон — это выходящий отросток, который посылает импульсы другим нейронам. У каждого нейрона также есть много дендритов — это короткие, похожие на волосы входящие отростки, которые получают импульсы от других нейронов. Таким образом, нейроны идеально сконструированы для формирования соединений, так называемых синапсов. Синапсы — соединения между клетками мозга. При рождении человеческий мозг находится в удивительно незавершённом состоянии. Большинство из его 100 миллиардов нейронов ещё не связаны между собой. Формирование и укрепление этих связей являются ключевыми задачами раннего развития мозга.

Связи между нейронами формируются по мере того, как растущий ребёнок исследует окружающий мир и формирует привязанность к родителям, членам семьи и другим, заботящимся о нём людям.

В течение первых десяти лет жизни мозг ребёнка формирует триллионы связей или синапсов. Аксоны соединяются с дендритами, а химические вещества, называемые нейротрансмиттерами, помогают посылать импульсы через образовавшиеся синапсы. Каждый отдельный нейрон может быть связан с 15 000 других нейронов, образуя сеть нейронных путей, которая является чрезвычайно сложной. Эту сложную сеть иногда называют проводкой или схемой мозга. По мере созревания нейронов создаётся всё больше и больше синапсов. При рождении количество синапсов на нейрон составляет 2 500, но к возрасту трёх лет это количество достигает 15 000 синапсов на нейрон.

Это всё равно, что в Инстаграме вместо 100 друзей у вас вдруг стало 600, каждый из которых, в свою очередь, также имеет 600 друзей.

По мере взросления ребёнка количество нейронов остаётся относительно стабильным, но каждая клетка растёт, становясь больше и тяжелее. Частично этот рост связан с тем, что дендриты ветвятся, образуя разветвлённые дендриты, которые могут принимать сигналы от множества других нейронов.

Нейронная сеть расширяется в геометрической прогрессии. Но если связи используются не регулярно или недостаточно часто, мозг их ликвидирует. Поэтому опыт играет решающую роль в развитии мозга маленького ребёнка.

Что всё это значит. Развитие мозга не прекращается после периода раннего детства, но именно в этот период закладывается фундамент, на основе которого мозг продолжает развиваться. Раннее детство — это время строительства либо прочного фундамента, либо хрупкого и ненадёжного. Ранние годы очень важны для развития, которое продолжается на протяжении последующих этапов детства, юности, а также во взрослой жизни.

Окна возможностей в развитии ребёнка.

Окна возможностей (в Монтессори – педагогике их называют сензитивными периодами) — это периоды особой чувствительности в жизни ребёнка, в рамках которых происходит овладение определёнными видам деятельности. Например, учёные определили, что нейроны, отвечающие за зрение, начинают активно посылать и принимать сигналы в возрасте от 2 до 4 месяцев, а интенсивность их работы достигает пика в возрасте 8 месяцев. Поэтому именно в этот период дети начинают проявлять активный интерес к окружающему миру.

Примеры

Зрение. Острота зрения развивается с рождения до 6–7 лет; бинокулярное зрение развивается в возрасте от 1 до 3 лет. При рождении младенцы могут видеть отчётливо и избирательно, особенно предметы (например, человеческие лица) на расстоянии 20–25 сантиметров. Сосредоточение обоих глаз на одном удалённом предмете, развитие глубинного восприятия и зрительно-моторной координации — всё это требует большего времени. Яркость и движения ребёнок различает на любом расстоянии.

Для стимуляции зрения с первых месяцев жизни используйте развивающие мобили и контрастные чёрно-белые картинки. Регулярно проверяйте зрение малыша у специалистов.

Чувства. Одними из первых схем, которые строит мозг, являются схемы, управляющие эмоциями. Первые две эмоции противоположны: ощущение покоя и расслабленности и ощущение стресса и напряжения. Начиная примерно с двухмесячного возраста, они начинают развиваться в более сложные чувства. Эмоции развиваются слоями, каждый из которых сложнее предыдущего. Стрессовая реакция развивается сразу же, с рождения до 3 лет; эмпатия и зависть начинают развиваться со второго года жизни и примерно до 10 лет.

Обеспечьте любовь и заботу, которые дадут мозгу ребёнка правильную эмоциональную стимуляцию. Пренебрежение ребёнком может вызвать мозговые волны, которые приглушают ощущение счастья. Жестокое обращение может вызывать тревогу, чрезмерный стресс и фактически повредить развивающийся мозг.

Язык. Языковые навыки наиболее остро проявляются в раннем возрасте, и развиваются на протяжении всей жизни. Перед рождением ребёнок учит мелодию голоса своей матери. В течение первых шести лет его мозг настраивает схему, необходимую для понимания и воспроизведения сложного языка. Шестимесячный ребёнок может распознать гласные звуки, которые являются основными составляющими речи. Распознавание речи начинается с рождения и продолжается до 6 или 7 лет; словарный запас начинает увеличиваться на втором году жизни и продолжает увеличиваться в течение жизни.

Младенцы рождаются с интересом к человеческим голосам и склонностью к лепетанию. Разговор с ребёнком, особенно в стиле высокочастотной речи, известном как родительский, ускоряет процесс выучивания новых слов и помогает младенцам соединить предметы со словами.

Движения. Развитие моторики начинается с более крупных мышц (шея, руки и ноги) и переходит к более мелким мышцам (пальцы рук и пальцы ног). Базовые двигательные навыки начинают развиваться вскоре после рождения; мелкая моторика начинает развиваться во второй половине первого года. Музыкальная аппликатура раскрывается примерно в 5 лет. При рождении движения младенцев резкие и неконтролируемые. В течение следующих четырёх лет мозг будет совершенствовать схемы, необходимые, чтобы дотянуться до предмета, для захвата, сидения, ползания, ходьбы, бега и прыжков. Предоставьте детям свободу исследования в безопасных пределах. Способность дотягиваться до предметов помогает мозгу развивать зрительно-моторную координацию и помогает мышцам усвоить шаблоны действий. Как только ребёнок будет готов к ним, такие занятия, как рисование и игра на скрипке или фортепиано, помогут развить мелкую моторику.

Как стресс влияет на развитие детского мозга?

Переживания ребёнка — как положительные, так и отрицательные — оказывают влияние на соединения и связи в мозге и нервной системе. Тёплые отношения между ребёнком и заботящимися о нём взрослыми активно стимулируют его мозг, вызывая тем самым рост синапсов и укрепление существующих связей. Если ребёнок часто или в течение длительного времени испытывает такие проблемы, как жестокое обращение, пренебрежение или нищета без поддержки взрослых, то развитие может замедлиться. Стрессовые ситуации переносятся легче, если присутствуют взрослые, способные поддержать ребёнка и помочь ему снизить уровень стресса. Примеры стресса - потеря близкого человека, болезнь, травма или нищета в случае, когда ребёнку помогает адаптироваться заботящийся о нём взрослый. Некоторые стрессовые ситуации считаются положительным, например, когда наблюдается незначительная доля страха, печали или повседневных проблем. В случае положительного стресса система может вернуться в спокойное состояние за относительно короткий период времени. Когда дети сталкиваются с физическим или эмоциональным стрессом или травмой, высвобождается гормон стресса кортизол, мозг посылает сигнал из гипоталамуса в кору надпочечников, железу, расположенную над почкой. Высокий уровень кортизола может привести к гибели клеток мозга и ослаблению связей между клетками в определённых областях мозга, нанося вред жизненно важным цепям мозга.

Проводка в доме может быть серьёзно повреждена или неправильно подключена, если ребёнок подвергается многократному и длительному стрессу без помощи со стороны заботящегося о нём взрослого. Малыши, имеющие устойчивую положительную эмоциональную связь с теми, кто заботится о них, демонстрируют более низкий уровень кортизола в мозге.

Как мы можем поддержать развитие малышей?

1. Обеспечение здоровья, безопасности и хорошего питания. Регулярный дородовой уход; кормление грудью, если это возможно; регулярное обследование и своевременная вакцинация ребёнка; обеспечение безопасности в местах, где дети играют; использование автокресла, когда ребёнок путешествует в автомобиле.

2. Создание тёплых, заботливых отношений с детьми. Покажите детям, что они вам глубоко не безразличны. Выражайте радость от того, кто они есть. Помогите им чувствовать себя в безопасности.

3. Отвечайте на потребности развития ребёнка. Как в теннисном матче, то, как вы реагируете на сигналы и подсказки ребёнка, имеет большое значение в процессе познания. Обращайте внимание на его ритмы и настроение, даже в первые дни и недели жизни. Реагируйте на детей, когда они расстроены, а также когда они счастливы. Старайтесь понять их чувства, сигналы, выражаемые словами или действиями, их попытки что-либо сделать. Держите их на руках и прикасайтесь к ним; играйте, следуя за ними. Включайтесь в игру, когда дети этого хотят, и отходите, когда кажется, что стимуляции достаточно.

4. Осознайте, что каждый ребёнок уникален. Имейте в виду, что с самого рождения дети обладают разным темпераментом, они растут в собственном темпе, и этот темп варьируется от ребёнка к ребёнку. В то же время, верьте в то, что каждый ребёнок обладает силой и способен добиться успеха.

5. Говорите, читайте и пойте детям — окружите их языком. Постоянно говорите о том, что вы делаете и что делают другие. Пойте им, слушайте вместе музыку, рассказывайте истории и читайте книги. Просите угадать, каким будет продолжение рассказа, играйте в игры со словами, задавайте детям открытые вопросы: «Что ты думаешь о. ?». Попросите детей представить себе события, которые произошли в прошлом или могут произойти в будущем. Обеспечьте их материалами для чтения и письма, включая мелки и бумагу, книги, журналы и игрушки. Это ключевой опыт для последующего обучения чтению.

6. Поощряйте безопасные исследования и игры. Дайте детям возможность передвигаться, исследовать и играть; будьте готовы вмешаться в случае, если они могут причинить вред себе или окружающим.

7. Помогите детям разобраться в отношениях. Позаботьтесь о том, чтобы дети проводили время с другими детьми, как своего возраста, так и других возрастов, и оказывайте поддержку в разрешении неизбежно возникающих конфликтов.

8. Придерживайтесь дисциплины в процессе обучения. Поговорите с детьми о том, какие чувства они могут испытывать, и научите словам, способным описать эти чувства. Скажите, что вы их любите, даже, несмотря на то, что вам может не нравиться их поведение. Объясните правила и последствия тех или иных действий, чтобы дети могли понимать смысл вашей просьбы. Говорите им о том, как бы вы хотели, чтоб они себя вели, а не только о том, что вам не нравится в их поведении. Отметьте, как их поведение влияет на окружающих.

9. Установите распорядок дня. Соблюдайте распорядок дня и ритуалы во время особых моментов, например, во время еды, дневного и вечернего сна. Постарайтесь быть предсказуемыми, чтобы дети знали, что могут положиться на вас.

10. Заботьтесь о детях и принимайте участие в дошкольном образовании. Поддерживайте постоянный контакт с воспитателями или учителями ваших детей, чтобы быть в курсе, чем они занимаются. Иногда, особенно во время переходных периодов, будьте рядом с детьми, когда за ними присматривают другие взрослые. Отношения, основанные на заботе, которые формируются вне дома, входят в число самых важных для детей.

11. Берегите себя. Вы сможете обеспечить наилучший уход за маленькими детьми только в том случае, если о вас тоже заботятся. Научитесь справляться со стрессом, чтобы ребёнок мог рассчитывать на вашу помощь в подобных ситуациях. Благополучие ребёнка зависит от вашего здоровья и хорошего самочувствия.

Публикации по теме:

«Что рисуют наши дети?» Здравствуйте,уважаемые педагоги! Каждый из нас желает узнать,что происходит в маленькой головке малыша?Тогда дайте ему в руки карандаши.

Развитие полушарий мозга. Методическая разработка дидактического пособия «Классики для рук»Развитие полушарий мозга. Методическая разработка дидактического пособия «Классики для рук» Пояснительная записка Наш мозг состоит из двух полушарий, это всем известно. Каждое из них выполняет свои особые функции. Левое отвечает.

Музыка и детиМузыка и дети Сегодня к нам опять приходили долгожданные гости из музыкальной школы. Наши ребята познакомились с новыми музыкальными инструментами, их.

План — программа НОД в области «познавательное развитие» на тему «Взрослые и дети» с детьми младшей группы.План — программа НОД в области «познавательное развитие» на тему «Взрослые и дети» с детьми младшей группы. Идею данного НОД я позаимствовала у В. Н. Волчковой. Занятие было интересное и я решила провести его со своими малышами. Цель: учить детей.

Протокол группового родительского собрания «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»Протокол группового родительского собрания «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Протокол Группового родительского собрания в средней группе от 13.02.2018. Тема: «Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы.

Стихотворение «Дети мира» Данное стихотворение готовила на районный конкурс с темой - "Дети за мир на всей планете", где получила первое место. Стихотворение лучше.

Театр и дети Нам, взрослым всегда почему-то хочется вернуться в мир детства. Но мы ушли оттуда, и назад пути нет. Наверное, поэтому нас иногда так и.

«Внимание, дети!» (фотоотчёт)«Внимание, дети!» (фотоотчёт) В старшей логопедической группе мы постоянно ведем работу по правилам дорожного движения. Эта работа в основном ведется в вечернее время.

Все дети любят рисовать!Все дети любят рисовать! Все дети любят рисовать. Добрый день,уважаемые коллеги! Всем давно известно, что все дети любят рисовать. Рисуют с удовольствием карандашами,.

Значение театрализованной игры в работе с малышами «Театр — это мир, в котором дети играют, радуются, познают окружающее»Значение театрализованной игры в работе с малышами «Театр — это мир, в котором дети играют, радуются, познают окружающее» Проблема использования театрализованной деятельности в воспитательно - образовательном процессе в работе с детьми раннего возраста носит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дети и развитие мозга. Что мы знаем о том, как дети познают мир
Опубликовано: 17 февраля 2022 в 05:59
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД