Лучший педагог года

Детская исследовательская деятельность (технология Савенкова А. И.)

Валентина Яковлева
Детская исследовательская деятельность (технология Савенкова А. И.)

МБДОУ «Детский сад №122 «Солнечный лучик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей г. Чебоксары

Детская исследовательская деятельность

(технология Савенкова А. И.)

Подготовила:

воспитатель

Яковлева Валентина Сергеевна

Чебоксары 2016

Публикация «Детская исследовательская деятельность (технология Савенкова А, И,)» размещена в разделах

Детская исследовательская деятельность дошкольников (технология Савенкова А. И.)

Современные дети живут и развиваются в эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Ребёнок - дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшими задачами современного образования.

Представляю вашему вниманию «Методику проведения учебных исследований в детском саду», автором которой является Савенков Александр Ильич, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета.

Исследование – поиск информации по какой-либо проблеме, за которым следует ее обобщение (написание исследовательской работы и заключение)

Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский характер, и, таким образом передать детям инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Учебное исследование дошкольника, так же,

как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбеж-

но включает следующие элементы:

• выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);

• выработку гипотез;

• поиск и предложение возможных вариантов решения;

• сбор материала;

• анализ и обобщение полученных данных;

• подготовку и защиту итогового продукта (сообщение, доклад,

макет и др.).

Предлагаемая методика позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в детском саду. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей наблюдению и экспериментированию, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности. От определения проблемы, до представления и защиты полученных результатов.

Для того чтобы познакомить детей с методикой потребуется 1—2 фронтальных тренировочных занятия, для проведения которых группу лучше разделить на подгруппы по 10—13 человек.

«Тренировочные занятия»

Подготовка к занятиям:

Для занятий необходимы карточки с символическими изображениями «методов исследования» : на тыльной стороне каждой карточки словесное обозначение каждого метода, карточки с рисунками, обозначающими темы возможных детских исследований.

Кроме того, надо приготовить ручки, карандаши, фломастеры и небольшие листочки бумаги для фиксации детьми, полученной в ходе исследования, информации.

Не будут лишними, также небольшие кафедры, мантии и академические головные уборы.

Проведение занятия:

Для того чтобы показать детям как вести себя на каждом из этапов исследовательского поиска надо выделить на добровольных началах пару наиболее активных ребят. Желательно подобрать детей энергичных, активных, с хорошо развитой речью.

Они вместе с педагогом будут выполнять главную работу исследователей от первого до последнего этапа, все остальные дети на первых занятиях будут участвовать как активные помощники.

1. Выбор темы

Шаг первый — выделенная нами пара «исследователей» определяет тему своего исследования. Для того чтобы дети смогли это сделать, предложить им заготовленные карточки с различными изображениями — темами будущих исследований.

После короткого обсуждения, направляемого педагогом, дети обычно останавливают свой выбор на какой-либо теме — выбирают ту или иную карточку.

2. Составление плана исследования

Объясним исследователям, что их задача - получить как можно больше новых сведений о том, что (кто) является предметом их исследования и подготовить о нем сообщение — небольшой доклад

Начнем с обычных проблемных вопросов, например: «Что мы должны сделать вначале?» «Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый

В ходе коллективного обсуждения дети обычно называют методы исследования, последовательность его проведения и необходимо выложить карточки с обозначением методов:

«подумать самостоятельно».

«спросить у другого человека»

«наблюдение и эксперимент».

«узнать из книги»

«посмотреть в компьютере»

«обратиться к специалисту».

3. Сбор материала

Используемое на этом этапе пиктографическое письмо позволяет отразить информацию, полученную посредством различных сенсорных каналов (зрение, слух, вкус, температура и т. п.).

4. Обобщение полученных данных

На этом этапе необходимо выделить главные идеи, отметить второстепенные, а затем и третьестепенные.

5. Доклад.

При проведении учебных исследований, сообщить об усвоенном важно, прежде всего, тому, кто это сообщение подготовил.

После выступления исследователей — завершения доклада, надо обязательно устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задать вопросы.

После освоения общей схемы деятельности, можно перейти к другому варианту организации этой работы — самостоятельной исследовательской практике детей. Теперь каждый ребенок сам будет проводить собственное исследование.

подготовка

Вновь понадобятся карточки с изображениями тем для будущих исследований, специальная «папка исследователя» на каждого ребенка группы и неограниченное количество маленьких листочков бумаги и ручку.

Устройство папки-исследователя : на лист картона формата А4 на-

клеены небольшие (3Х3 см) кармашки из плотной белой бумаги. На

каждом кармашке схематическое изображение «метода исследова-

ния». В эти кармашки дети будут вкладывать свои пиктографические

записки с собранной информацией.

На этом этапе в активный исследовательский поиск вовлекаются

все участники занятия. В ходе занятия дети должны иметь полную свободу перемещений по группе.

Выбрав тему, каждый ребенок получает специальную «папку иссле-

дователя», листочки для сбора информации и ручку, карандаш и фло-

мастеры. План исследования в данном случае проговаривать необя-

зательно, т. к. он изложен и уже зафиксирован на кармашках папки.

Вооружившись всем необходимым, каждый ребенок начинает действовать самостоятельно: включается в собственный исследовательский поиск. Задача педагога — выполнять обязанности активного помощника, консультанта исследователей, помогать тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.

Как только подготовлены первые сообщения, детей можно собрать и усадить для прослушивания докладов. Надеваем на докладчика мантию и специальный головной убор. В качестве кафедры может служить небольшой столик.

Правила для педагогов при использовании технологии А. И. Савенкова

Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они будут заниматься.

o На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей.

o Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.

o Научите детей прослеживать межпредметные связи; не торопится с вынесенными суждениями.

o Помогайте, детям научится управлять процессом усвоения знаний.

o Подходите ко всему творчески.

Соблюдение этих рекомендаций дает хороший эффект, но не менее значимо и другое, методика исследовательского обучения помогает детям:

o уметь видеть проблему и ставить вопросы;

o уметь доказывать;

o делать выводы;

o высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Список литературы:

1. Савенков, А. И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» : Лекции 5–8. / А. И. Савенков. — М. : Педагогический университет «Первое сентября». - 2007. — 92 c.

2. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников / А. И. Савенков. Серия: - Издательство: Дом Федорова. – 2010.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Детская исследовательская работаДетская исследовательская работа Структурное подразделение детский сад «Золотой петушок» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней.

Детская исследовательская работа «Буренка» Информационно-исследовательский проект «Бурёнка»Методические советы: в рамках реализации проекта предполагается проведение опытов. Со стороны.

Детская познавательно-исследовательская работа «Снег и лед» Участники: Баранов Денис 6 лет, воспитатель Ресненко Е. В. Цель: Выявить и сравнить свойства снега и льда через познавательно–исследовательскую.

Детская исследовательская работа «Польза молока и молочных продуктов» «Польза молока и молочных продуктов» Выполнил: Хольшин Матвей, подготовительная группа. Руководитель: Сматрова О. А. Содержание. 1. Введение.

Детская исследовательская работа «Семейные традиции» в рамках конкурса «Я-исследователь» Тема: Семейные традиции Актуальность: Семья в жизни человека занимает важное место. В семье и растет, развивается, формируется его характер.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности по методике А. И. Савенкова «Нашей Родины войска» Конспект познавательно - исследовательской деятельности по методике А. И. Савенкова на тему: «Нашей Родины войска» в старшей группеАвтор:.

Детская исследовательская работа «Для чего на аккордеоне столько разных кнопочек?»Детская исследовательская работа «Для чего на аккордеоне столько разных кнопочек?» Научно-исследовательская конференция для детей старшего дошкольного возраста «Я познаю мир» Тема: «Для чего на аккордеоне столько разных.

Родословная моей семьи (исследовательская работа учащегося)Родословная моей семьи (исследовательская работа учащегося) Накануне Дня семьи ежегодно проводится много различных интересных мероприятий, направленных на воспитание у подрастающего поколения ценностного.

Детская экспериментально-исследовательская работа «Вода — удивительное вещество» МБДОУ «РОВЕНЬСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА» ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ВОДА – УДИВИТЕЛЬНОЕ ВЕЩЕСТВО» Воспитатель:.

Детская исследовательская работа «Электрические цепи, или в мире электричества»Детская исследовательская работа «Электрические цепи, или в мире электричества» Так была выбрана тема для моего первого настоящего исследования! У меня часто возникали вопросы: Как электричество заставляет гореть лапочки?.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детская исследовательская деятельность (технология Савенкова А. И.)
Опубликовано: 16 октября 2016 в 19:38
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД