елена мосева
Детский творческий проект «Давайте жить дружно!»
Проект подготовили и провели:
воспитатели старшей логопедической группы №8 :
Палазюк Н. Д., Мосева Е. Н. ,
учитель –логопед Каштанова Л. Н.
воспитанники и родители группы №8
Актуальность темы:
День ребёнка в детском саду наполнен различными делами и событиями. Однако многие из них проходят мимо сердца ребёнка, не вызывают у него сочувствия, огорчения, радости. Именно общение со сверстниками играет важную роль в его нравственном развитии, т. е. необходимо формирование «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить своё поведение нравственным нормам.
Главными двигателями нормального поведения должны быть мотивы доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной деятельности.
Наблюдая за детьми во время их общения, мы обратили внимание на то, что они не могут играть дружно друг с другом длительное время, ссорятся, дерутся, выясняют отношения, т. е. не умеют просто находиться рядом. Эта проблема и определила тему нашего проекта – «Дружба начинается с улыбки», целью которого стало формирование у детей представления о дружбе, доброжелательном отношении друг к другу.
Цель проекта:
Формировать у детей понятие о том, что значит уметь дружить, установить дружеские отношения между сверстниками.
Задачи проекта:
- научить детей правилам общения друг с другом;
-научить детей правильно оценивать свои поступки и поступки своих друзей;
-совершать благородные поступки, радоваться результату;
-вовлечь родителей в участие в проекте, вызвать желание оказать помощь в создании возможности реализации проекта.
Разработка проекта:
-подобрать иллюстративный материал по теме проекта;
-разработать цикл занятий по данной теме;
-подобрать методическую и художественную литературу по теме проекта;
-организовать развивающую, познавательную предметную среду в группе
(подобрать пособия, д/игры, материал для продуктивных видов деятельности) ;
-коллективная реализация проекта;
-презентация проекта.
Этапы проекта
I. этап Информационный
-Создание информационного банка данных по данному направлению и работы, с проведением диагностики детей и анкетирования родителей по выявлению проблем в данном направлении.
-Проведение диагностики по выявлению проблем в воспитании детей;
-Проведение анкетирования родителей воспитанников по определению цели работы в данном направлении деятельности.
Данный этап мы начали с проведения диагностики детей.
Диагностическая методика №1. Беседа с детьми о дружбе.
Цель: выявить уровень сформированности понятия дружбы у детей.
Метод: беседа.
Для проведения беседы были разработаны вопросы:
1. С кем из ребят в группе ты дружишь?
2. Почему ты дружишь именно с этими детьми?
3. Для чего нужны друзья?
4. С каким человеком ты не стал бы дружить?
5. Что такое дружба?
Уровень сформированности понятия дружбы у детей
Нами были получены следующие результаты:
Высокий уровень 20%:
дети перечисляют друзей, обосновывая свой выбор; дают развернутые ответы на вопросы; определяют те качества, которыми обладают их друзья; описывают нравственные качества человека, с которым не стали бы дружить; ценят дружбу и осознают ее важность, значимость в жизни; дают свое определение дружбе.
Средний уровень 53%:
дети отвечают на вопросы неполно, иногда затрудняются ответить; не могут объяснить своего выбора друзей; затрудняются дать определение дружбе;
Низкий уровень 27%:
дети не отвечают на большинство вопросов; не дают определение дружбе; не могут обосновать выбор друзей; не могут назвать нравственные качества друзей, отделить "плохих" от "хороших".
II.этап Организационно-практический
-формирование умения объяснять поступки персонажей, оценивать их. -выяснить, как дети понимают слова «хорошо» и «плохо»,
- сформировать умения оказывать помощь друг другу.
-воспитывать желание совершать только хорошие, добрые поступки.
Методы и приемы:
-Художественное творчество,
-Рассказы,
-Сюжетные игры.
-Воспитание доброжелательных взаимоотношений, желания помочь в трудной ситуации;
План реализации проекта:
1. Беседа: «Умейте дружбой дорожить». 2. Конспект НОД в средней группе «С чего начинается дружба». 3. Чтение художественной литературы: М. Пляцковский «Урок дружбы», Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», В. Катаев «Цветик - семицветик», русская народная сказка «Лиса и журавль», 4. Инсценировка сказки «Заюшкина избушка». 5. Дидактические игры: «Добрые и вежливые слова», «Передай своё настроение», «Угадай настроение», «Скажи, кто твой друг?» (узнать друга по описанию, «Да - нет», «Дорисуй рисунок». 6. Пословицы и поговорки о дружбе. 7. Заучивание стихотворений о дружбе. 8. Пальчиковые игры: «В гости к пальчику большому», «Апельсин», «Сороконожки», «Дружные пальчики», «Дружат в нашей группе». 9. Подвижные игры: «Котята и щенята», «Найди себе пару», «Лавата», «Подтолкни шарик», «Теремок». 10. Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «В кафе», «Детский сад». 11. Создание фотовыставки «Мы – дружные ребята». 12. Мирилки – которые помогают детям помириться. 13. Консультации для родителей: «Дружба крепкая», «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера ребенка».
III. этап Презентационно-завершающий
Обобщение накопленного опыта и распространение его в условиях дошкольного учреждения, через проведенную презентацию Привлечение участвовать не только детей, но и их родителей.
Мероприятия:
-Развлечения,
-Выставки (рисунков).
-Создание свода правил «Правила дружбы» творческий продукт
-создание презентации для педагогов ДОО с привлечением родителей воспитанников
IV. этап Контрольно-рефлексивный
Анализ полученных результатов деятельности в хорде реализации проекта. Подведение итогов реализации проекта через создание накопительного материала по данной проблеме
V. Этап Защита проекта
Создание альбома с детскими рисунками "правила поведения": https://disk.yandex.ru/d/XhySlX5dOx37YQм
Результат проектной деятельности - дети стали осознанно выполнять правила общения, оказывать друг другу помощь, сообща играть, заниматься, трудиться.
В группе стала царить благоприятная атмосфера, коллектив детей стал дружным, сплоченным.