Соловьева Светлана
Детско-родительский проект в старшей группе «Герб семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день! Сегодня вашему вниманию я представляю доклад на тему: «Детско-родительский проект «Герб моей семьи».
Эпиграфом я привожу слова В. А. Сухомлинского «От того, как прошло детств, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Вид проекта : творческий, краткосрочный, информационно-практико-ориентированный, социально-просветительский.
Публикация «Детско-родительский проект в старшей группе „Герб семьи“» размещена в разделах
Место проведения: старшая группа №1» детского сада №53.
Участвовали в проекте дети старшей группы, родители, воспитатели.
Реализовывался проект краткосрочно, в течение 2 недель.
МЫ внедряли метод детских проектов с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство; развития познавательного интереса старших дошкольников, социально-коммуникативных и речевых навыков, творческих способностей при изготовлении герба семьи.
Задачи проекта :
• Познакомить детей с изображением и значением гербов в разных странах, городов;
• Формировать у детей элементарные представления о гербе, как эмблеме духовной общности семьи;
• Формировать у детей патриотические чувства, гендерную, семейную, гражданскую принадлежность;
• Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
• Развивать речевые навыки старших дошкольников.
У проекта были свои особенности:
• доступность материала для детей дошкольного возраста;
• опора на личный опыт детей, полученный ими в семье;
• максимальная включенность родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями;
• интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.
• Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;
• Недостаток знаний у дошкольников о своей семье;
• Разобщенность между семьей и детским садом.
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни и частью которого является. Какую сторону развития ребёнка мы бы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности играет семья. Перед нами стоит важная задача сохранения семейных ценностей в очень непростое время. Укрепление и возрождение семейных традиций становится особенно актуальным. Таким образом, обозначилась тема проекта - «Герб моей семьи».
Данная тема позволит удовлетворить потребность воспитанников поделиться впечатлениями, личным опытом; развивать речь дошкольников, даст возможность воспитателю актуализировать у детей понятия «Моя семья», «Мой дом», «Герб семьи». Родители дошкольников научатся вместе с детьми содавать герб семьи и смогут почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса. И самое главное, проект будет способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно.
Проект состоит из 3 этапов.
І этап — Подготовительный. Введение в тему проекта.
Задачи: пробудить интерес родителей и детей к созданию герба своей семьи.
• Ввод в игровую ситуацию.
Что же такое «герб моей семьи»? А поможет нам в этом разобраться Домовёнок «Кузя» (появляется игрушечный Домовёнок, который присутствует на протяжении всего проекта). Он живет в нашем садике, охраняет и сторожит его. «Кузя» очень добрый и хочет поближе познакомиться с вами, узнать о ваших семьях и родственниках. Мы будем вместе с ним играть в игры, читать стихи и рассказы, а ваши родители будут нам помогать. С ним вы нарисуете свою семью, создадите герб своей семьи, и все вместе мы создадим герб группы, как одной большой и дружной семьи.
• Размещение информации о предстоящей выставке «Герб моей семьи» на информационном стенде группы.
ІІ этап: Основной
Задачи: 1) Познакомить детей с гербами России, других стран, символами малой родины. 2) Формировать у детей элементарное представление о гербе, как эмблеме семьи. 3) Способствовать сплочению семьи ребенка посредством развития интереса к общему делу. 4) Изготовление гербов.
• 1. В ходе проекта мы актуализировали знания о семье
Цель: Способствовать формированию у детей понятия «семья», воспитывать любовь и уважение к членам семьи, проявлять заботу о родных людях.
Формы работы с детьми — беседы «Моя семья», «Моя родословная», «Традиции моей семьи» ,
• читали сказки, пословицы поговорки, разучили песни, стихи, пальчиковую гимнастику «Наша семья»,
• дидактические игры и упражнения (Д/ и: «Как мы помогаем родным», «Родство», «Семья», лото «Моя семья», Д/ у: “Кто ты для…”, “У кого сегодня день рожденья?”, “Кем ты приходишься своим родителям?”, “Кто ты для бабушки?”, Огорчится ли мама, если…”,
• Словесные игры «Кто старше?», «Кто младше?», «Подскажи словечко», «Исправь Незнайку», «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать», «Родственные отношения».
• Настольно-печатные игры «Кем быть?», «Кому, что нужно для работы?»
• Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки- матери».
• Строительные игры «Дом для кукол», «Дом моей мечты», «Мебель для дома».
• Подвижные игры «Наседка и цыплята», «К куклам в гости».
Рисование и оформление альбома «Моя семья».
Цель: развивать творческие способности детей, учить доставить радость другому, доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе.
Образовательные путешествия «Герб и флаг России», «Путешествие по малой родине — город Белгород».
Цель: Познакомить с символикой страны. Воспитывать чувство любви к Родине, чувство гордости за нее. Расширить представления о родном крае, его главных символах, об уникальности данной ландшафтной зоны.
В рамках проекта дети узнали, что существует целая наука – гербоведение. Она изучает гербы, их историю, происхождение, значение различных изображений, цвета.
Если бы учёные не исследовали историю гербов, мы не узнали бы, как появился герб нашей Родины – России, что означает фигура двуглавого орла, всадника. Гербоведение – это ещё и наука о составлении гербов. Учёные и художники работают над эскизами гербов, знамён, различных эмблем для армии, для лётчиков, пограничников.
Форма герба может быть разной : круглой, квадратной, прямоугольной, овальной, в форме старинного воинского щита. На гербе воина изображали священный знак: крест, фигуру животного, какой-либо предмет. Это символическое изображение, священный знак должен был помогать воину в бою, оберегать от стрел и сабельных ударов.
Поле герба можно разделить на две или несколько частей. Необходимо выбрать цвета для герба. Цвет очень важен для человека. Окружающий нас мир многокрасочен. Небо – голубое, трава – зеленная, солнце – золотое, луна – серебряная. Раньше каждый цвет связывали с явлениями природы: чёрный – земля; синий – вода; красный – огонь; голубой – небо; зелёный – растительность.
Однажды нашу группу посетила Королева Красок и рассказала о значении цветов. Красный цвет называется червлёным и служит символом храбрости и мужества, а также символизирует кровь, пролитую за веру, государя, отечество.
Синий - именуется лазурным и символизирует красоту.
Голубой - символизирует красоту, величие, верность, доверие, безупречность, а также развитие, движение вперёд, надежду, мечту.
Зелёный - символ надежды, молодости, радости и изобилия, плодородия, свободы, покоя и мира.
Чёрный - говорит о печали, благоразумии и смирении. Кроме того, это символ образованности, скромности, осторожности.
Жёлтый и белый сравнивают с драгоценными металлами – золотом и серебром. Золотой чаще всего является символом богатства, а серебряный – чистоты.
Фиолетовую краску получали из очень дорогих и редких ракушек. Из-за высокой стоимости её могли использовать лишь при царских или королевских дворах. Впоследствии фиолетовый цвет символизировал царское или королевское происхождение.
Дети узнали о значении животных и предметов:
Бык - символ труда и терпения, плодородия и скотоводства.
Волк - символ жадности, злости и прожорливости. Помещается в гербах как знак победы над жадным, злым противником.
Олень - символ воина, перед которым бежит неприятель.
Медведь - символ предусмотрительности и силы.
Лев - символ власти, силы, храбрости и великодушия.
Кошка - символ независимости.
Кабан - символ неустрашимости и могущества.
Овца - символ кротости, доброты и сельской жизни.
Пчела - символ трудолюбия и неутомимости.
Сова - символ мудрости, смекалки и расторопности.
Змея - символ мудрости, добра и предосторожности.
Голубь - символ смирения и чистоты, святого духа.
Орёл – зоркость.
Книга - любовь к чтению.
Мяч - спортивные игр.
Карандаши - умение рисовать.
Кукла - любовь к играм.
С детьми мы поиграли в д/игру — «Назови, что обозначает животное?» и обратная ей-«Угадай по описанию».
Дети познакомились с презентацией «Какие разные гербы». Дети подробно рассмотрели Герб России и других стран. Посмотрели, чем они отличаются от семейных гербов.
Следующим этапом ребята создали «Коллаж герба своей семьи», они сами выбирали форму и цвет герба, символично отобразили увлечения семьи и профессии родителей.
Для родителей была проведена консультация «Как создать герб своей семьи?».
Родители вместе с ребёнком создавали герб семьи – схематический рисунок с геометрическими фигурами, изображениями птиц и зверей, - глядя на который, любой человек быстро сможет понять, кто вы и чем занимаетесь. Каждая семья отразила в гербе то, чем она отличается от других и чем она может гордиться. Семейный герб рассказывает о его владельцах, чем гордится семья, её достижения и успехи, семейные традиции.
На гербе семьи Смоляковой Алисы и Мороз Никиты красиво написана начальная буква фамилии его владельцев. Рядом с ней рисуются предметы, которые рассказывают о семье. В гербах отражены род деятельности членов семьи (книга – для учителей, компьютер – для программистов) и дальше всё, что подскажет вам и ребёнку фантазия, изобретательность и знания.
Совместно с детьми был создан герб группы, как одной большой и дружной семьи старшей группы №1. На нем голубь, как символ смирения и чистоты несет в клювике радугу (символ того, что мы все разные, но все вместе). По центру расположен цветок. В его центре — дети, а на лепестках — их увлечения. И,конечно же, солнышко, обогревающее всех своим теплом.
3 этап - Заключительный.
• Выставка рисунков и фотографий «Моя семья».
• Выставка коллажей «Герб моей семьи», созданных детьми.
Цель: расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать речь, творческие способности.
• Презентация детьми семейных гербов, выполненных совместно с родителями.
Цель: воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека, развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности.
Ценно то, что каждая семья подошла к созданию своего герба творчески, все гербы отличаются самобытностью, стилем, содержанием. В основе всех – детское творчество.
В результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта : беседы, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат. Дети узнали больше о своей семье. Расширился кругозор и обогатился словарный запас детей. Совместная деятельность способствовала укреплению детско-родительских отношений. После проведенного проекта желание продолжать работу в данном направлении появилось не только у педагогов данной группы, но и у педагогов других групп. Укрепились отношения с родителями, появилось желание чаще проводить совместные детско-взрослые проекты, речь детей обогатилась новыми словами, стала более уверенной.