МААМ-картинки

Диагностические методики для детей дошкольного возраста

Елена Абубакарова
Диагностические методики для детей дошкольного возраста

Диагностические методики «Социальное развитие»

Методика «Паровозик» С. В. Велиева

Цель: определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.

Стимульный материал: паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.

Публикация «Диагностические методики для детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Инструкция: «Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т. д.».

Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.

Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка.

Обработка данных:

1 балл присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый – на третью; красный, желтый, зеленый – на шестую.

2 балла присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый – на вторую; красный, желтый, зеленый – на седьмую, синий – на восьмую.

3 балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий – на седьмую; красный, желтый, зеленый – на восьмую позицию.

Оценка результатов:

Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается:

менее 3 баллов – позитивное психическое состояние

4-6 балла – негативное психическое состояние низкой степени

7-9 балла – негативное психическое состояние средней степени

более 9 баллов – негативное психическое состояние высокой степени

Методика определения эмоциональной самооценки А. В. Захаров (эмоциональная самооценка)

Цель: определение уровня эмоциональной самооценки у ребёнка.

Возраст: 4-7 лет.

Инструкция: Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди. Укажи, где находишься ты. Поставь букву «Я» в нужном кружке.

Оценка результатов: нормой для ребенка является указание на третий – четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я – образа», осознает свою ценность и принимает себя.

При указании на первый – второй круг – завышенная самооценка.

При указании на круги далее четвёртого – заниженная самооценка.

Методика «Кинетический рисунок семьи» Кауфман

Цель: выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи. Тест КРС состоит из 2 частей: рисование своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш и ластик.

Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом».

После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:

1. кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи,

2. где работают или учатся члены семьи;

3. как в семье распределяются домашние обязанности,

4. каковы взаимоотношения с остальными членами семьи.

Методика «Цветовой тест М. Люшер» (эмоциональные состояния)

Цель: определить психофизиологическое состояние ребенка, его, активность и коммуникативные способности.

Возраст: 4-7 лет.

Процедура обследования: для диагностики потребуется 8 цветных квадратиков, которые представлены на рисунке. Ребенку предлагается выбрать квадратик, который похож на его настроение во время занятия, а потом квадратик-настроение во время общения с педагогом. Далее для сравнения вы можете предложить ребенку выбрать цвет, который похож на его настроение дома, в детском саду, когда он общается с мамой, другом и т. д.

Оценка результатов:

Таким образом, синий, зеленый, красный, желтый и фиолетовый цвета говорят об эмоциональном благополучии ребенка, а коричневый, черный и серый — о неблагополучии. На основе интерпретации цвета и наблюдений за поступками и поведением ребенка вы можете понять, насколько комфортны для него занятия.

Методика «Кактус» М. А. Панфилова (личностные характеристики)

Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Возраст: с 4-х лет.

Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!

Процедура обследования: Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:

1. Кактус домашний или дикий?

2. Его можно потрогать? Он сильно колется?

3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?

6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

Обработка результатов и интерпретация

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

• пространственное положение

• размер рисунка

• характеристики линий

• сила нажима на карандаш

Агрессия - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, в центре листа

Зависимость, неуверенность - маленькие рисунок внизу листа.

Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков, необычность форм.

Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм - использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов.

Тревога - использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии.

Женственность - наличие украшения, цветов, мягких линий, форм.

Экстровертированность - наличие других кактусов, цветов.

Интровертированность - изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка, изображение домашнего кактуса.

Стремление к одиночеству - изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус.

Методика «Рене Жиля»

Цель: получить информацию об отношении ребёнка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям, а именно показатели, характеризующие конкретно-личностные отношения ребёнка с другими людьми; показатели, характеризующие особенности самого ребёнка (любознательность, стремление к доминированию в группе, стремление к общению с другими детьми в больших группах, отгороженность от других, стремление к уединению, социальная адекватность поведения и др.)

Материалы: стимульный материал - сюжетные картинки, вопросы, ключи

Инструкция: Перед началом работы с методикой ребёнку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребёнок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребёнок должен выбрать себе место среди изображённых людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определённого лица. В текстовых заданиях ребёнку предлагается выбрать типичную форму поведения, причём некоторые задания строятся по типу социометрических.

Диагностика методики «Познавательное развитие»

Сенсорное развитие. Задания направлены на проверку уровня сформированности практической ориентировки на форму, величину, цвет, целостное восприятие предметного изображения, а также умение называть основные качества и свойства предметов.

Методика «Найди свои домики для фигурок»

Цель: направлено на выявление у ребенка уровня сформированности ориентировки на форму.

Оборудование: деревянная (или пластмассовая) доска с тремя прорезями – круглой, треугольной, квадратной или с шестью прорезями – круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной, с шестью плоскими геометрическими фигурами, основания каждой из которых соответствуют форме одной из прорезей.

Проведение обследования: педагог показывает ребенку доску, обращает его внимание на фигурки и по очереди вынимает их. Затем предлагает ребенку вставить эти фигурки в прорези: «Вставь фигурки в свои прорези (домики)».

Обучение: проводится в том случае, если ребенок не понимает, что нужно делать, пытается вставить фигуру при помощи силы, т. е. не учитывает форму прорези. Педагог показывает медленно, как надо вставлять фигурки в прорези, используя метод проб: «Вот фигурка. Мы попробуем вставить ее в эту прорезь. Сюда она не подходит, попробуем в другую, вот сюда подходит». После объяснения ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно. Если у него не получается, надо действовать вместе с ним. Потом ему снова дается возможность выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принимает задание, выполняет задание самостоятельно, действует целенаправленно, выполняет задание после обучения; способ выполнения задания: метод проб, хаотичные действия, совместные действия со взрослым; обучаемость во время обследования; результат.

Методика «Покатай матрешку» (скользящая тесемка)

Цель: направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, умения использовать вспомогательное средство (тесемку).

Оборудование: матрешка находится в машинке с кольцом, через кольцо продета тесемка, рядом со скользящей тесемкой – ложная.

Проведение обследования: перед ребенком на другом конце стола находится тележка, до которой он не может дотянуться рукой. В зоне досягаемости его руки находятся два конца тесемки, которые разведены между собой на 50 см. Ребенка просят достать машинку. Если ребенок тянет только за один конец тесемки, машинка остается на месте, тесемка выскальзывает. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался подтянуть машинку за оба конца тесемки (соединил оба конца либо тянул за оба конца тесемки обеими руками, и машинка поехала.

Обучение: обучение не проводится.

Оценка действий ребенка: если ребенок тянет за оба конца, то отмечается высокий уровень выполнения. Если же ребенок тянет сначала за один конец тесемки, то ему надо дать возможность попробовать еще раз, но это уже более низкий уровень выполнения. Взрослый за экраном продевает тесемку через кольцо и, убрав экран, предлагает ребенку достать машинку. Если ребенок не догадывается использовать тесемку, то это оценивается как невыполнение задания; фиксируется также отношение ребенка к результату, оценивается сам результат.

Методика «Покажи картинку»

Цель: направлено на выявление уровня сформированности представлений о явлениях живой природы (животные, птицы).

Оборудование: картинки с изображением нескольких домашних животных (кошка, собака, лиса, заяц – 4 пары) и птиц (петух, утка, ворона, воробей – 4 пары).

Проведение обследования: перед ребенком вначале раскладывают картинки с изображением животных (не более четырех) и просят показать: «Покажи, где собака. Как она лает?» и т. д. Затем раскладывают картинки с изображением птиц и также предлагают ему показать: «Покажи, где петух. Как он кричит?» и т. д.

Обучение: если ребенок не может показать по словесной инструкции ни одну из предложенных картинок, педагог берет одну из картинок и предлагает выделить такую же, как у него в руке. Если ребенок не выделяет зрительно, педагог указательным жестом соотносит: «У тебя такая, и у меня такая же».

Оценка действий ребенка: принятие задания, понимает ли ребенок речевую инструкцию, делает ли выбор картинки по называнию животного или птицы, соотносит ли название животного с его изображением, результат.

Методика «Покажи много, покажи один»

Цель: направлено на выявление уровня сформированности ориентировки на количественный признак.

Оборудование: грибочки одного размера и одного цвета (12 штук).

Проведение обследования: перед ребенком на подносе раскладывают грибы и просят его взять один гриб: «Возьми один гриб». Если ребенок выполнил правильно, его спрашивают: «Сколько взял?» После правильного ответа его просят взять «много» грибов.

Обучение: при неправильном выполнении задания педагог обучает: «Смотри и делай, как я». Берет один гриб, кладет на свою ладошку и спрашивает: «Сколько здесь?» Затем просит ребенка взять один гриб и спрашивает: «Сколько взял?» Если ребенок выполнил задание правильно, то педагог берет много грибов и спрашивает: «Сколько у меня?» Затем предлагает ребенку взять тоже много: «Возьми много грибов, как у меня», а затем спрашивает: «Сколько взял грибов?»

Оценка действий ребенка: принимает ли ребенок задание, способы выполнения: по показу, по подражанию; обучаемость, результат.

Методика «Покажи картинку»

Цель: направлено на выявление уровня развития понимания обращенной речи, изучение словарного запаса ребенка (существительные, глаголы).

Оборудование: два набора картинок: один набор с изображением картинок (6, знакомых ребенку из каждодневного опыта (чайник, чашка, автобус, ложка; яблоко, огурец); второй – с изображением простых действий (4 картинки): девочка одевается, мальчик умывается; мальчик катается на коньках, девочка рисует.

Проведение обследования: перед ребенком раскладывают 4 картинки и предлагают показать одну из них. Например: «Покажи, где яблоко». Если ребенок правильно выбирает картинку, педагог просит сказать, что на ней изображено. Если ребенок не может правильно выбрать картинку, взрослый делает это сам, называет предмет и просит его повторить и т. д. Затем уточняется назначение предметов: «Чем мы едим суп?», «Из чего мы пьем?».

Другой пример. Педагог просит ребенка: «Покажи, где девочка рисует. Что девочка делает?» Если ребенок не отвечает, педагог сам говорит: «Девочка рисует» – и просит ребенка повторить фразу.

При этом педагог фиксирует умение ребенка называть предметы (действия) звуком, слогом, звукоподражанием, словом или показывать жестом; отмечается наличие фразовой речи (понятной или малопонятной для окружающих).

Методика «Спрячь игрушку»

Цель: направлено на выявление умений у ребенка выполнять словесные инструкции различной сложности, а также понимание простых предлогов (на, в, под, уровень сформированности фразовой речи.

Оборудование: игрушки – игрушечный домик, собачка, машинка, зайка.

Проведение обследования: ребенку предлагают выполнить следующие действия: поставить домик в машину; спрятать собачку под стол; посадить зайку на стул.

После каждого выполненного действия педагог просит ребенка сказать, что он сделал: «Скажи, куда поставил домик», «Скажи, куда спрятал зайку» и т. д.

Если ребенок не выполняет речевую инструкцию, взрослому следует повторить ее. Повторять задания не следует больше трех раз.

Оценка: фиксируются выполнение действий в соответствии со словесным указанием, речевые высказывания детей.

В процессе обследования выясняется состояние речи ребенка, при этом отмечается, употребляет ли он предложения, состоящие из трех слов, употребляет ли прилагательные и местоимения, употребляет ли предложения, состоящие из одного или двух слов; пользуется ли облегченными словами (би-би, произносит ли правильно некоторые слова (например, машина, называет ли предметы и действия на эмоциональном подъеме (в момент, когда ребенка что-то сильно заинтересовало или удивило); пользуется ли облегченными словами в момент его двигательной активности, удивления, радости.

Оценка речевого развития ребенка: принятие и понимание задания, способы выполнения: самостоятельная речь, умеет ли повторить за взрослым фразу, слова, лепетные слова, звуки, отсутствие активной речи.

Диагностические методики «Обследование деятельности»

Методика «Действия по образцу»

Цель: выявление целенаправленности и самостоятельности ребенка в предметной деятельности.

Организация предметной среды: пластмассовый грузовичок, у которого легко снимаются колеса и кузов. Можно также использовать деревянную пирамидку в форме собачки (солдатика, матрешки, башни и пр.); пластмассовый конструктор с жестким креплением для постройки домика (типа «Лего»). В каждой пробе взрослый одобряет правильные действия ребенка и порицает неправильные. При этом взрослый оказывает малышу необходимую помощь, но не выполняет действия за него, стимулируя самостоятельность ребенка.

Процедура проведения диагностики:

Проба 1. «Грузовичок» («Пирамидка»). Взрослый обращается к ребенку: «Посмотри, какой у меня грузовичок. Его можно собирать и разбирать». Взрослый разбирает игрушку и говорит ребенку: «Чтобы он смог снова ездить, его нужно правильно собрать. Попробуй сам его собрать».

Проба 2. «Конструктор». Взрослый выкладывает на стол набор кубиков из конструктора «Лего» и обращается к ребенку: «Это особые кубики, их можно соединить, и они будут крепко держаться».

Взрослый показывает ребенку, как соединяются детали. «Из этих кубиков можно построить все, что захочется. Построй мне, пожалуйста, домик». Образец в этой пробе не предусмотрен. Если ребенок хочет построить что-то другое, взрослый соглашается с ним. Главное, чтобы взрослый мог проследить, насколько ребенок стремится воплотить замысел.

Поведение ребенка в каждой пробе регистрируется в протоколе в графе «Действия по образцу»

Методика «Нарисуй» (клубок, дорожку)

Цель: выявление уровня сформированности предметного рисунка и интереса к изобразительной деятельности.

Оборудование: фломастеры разных цветов или набор цветных карандашей, несколько листов белой бумаги для рисования.

Проведение обследования: ребенку предлагается нарисовать дорожку, а затем клубочек. Способы рисования не показываются.

Обучение проводится. Если ребенок не выполняет задание по речевой инструкции, взрослый показывает, как рисовать дорожку (клубок, и предлагает выполнить задание по показу.

Оценка действий ребенка: понимает ли ребенок речевую инструкцию; выполняет ли специфические действия с карандашом/фломастером; анализ способов выполнения рисунка: черкание, преднамеренное черкание, предметный рисунок; отношение к рисованию; результат.

Методика «Построй фигурку»

– направлено на выявление уровня сформированности конструктивной деятельности, умения действовать по показу, по подражанию.

Оборудование: плоские палочки одного цвета, из которых надо сложить определенную фигурку.

Проведение обследования: педагог строит перед ребенком определенную фигурку – первую палочку кладет вертикально, вторую рядом слева, вверху – горизонтально, третью – рядом справа, внизу опять горизонтально, предлагает ребенку и затем просит построить такую же.

Обучение: при затруднениях педагог предлагает выполнить задание по подражанию: «Смотри и делай, как я».

Оценка действий ребенка: принимает ли задание, способы выполнения – по показу, по подражанию; обучаемость, конечный результат.

Примечание: предложенные выше задания надо проводить с ребенком индивидуально и предлагать ему не на одном занятии, а на протяжении нескольких дней (например, 3-4 дня). После проведения обследования результаты анализируются и отмечаются способы выполнения каждого из предложенных заданий. Если задание выполнено самостоятельно, то в таблице фиксируется актуальный уровень, после выполнения задания ребенком по показу или по подражанию в таблице отмечается тот факт, что уровень выполнения задания находится в зоне ближайшего развития. В тех случаях, когда ребенок не может выполнить задание ни по подражанию, ни по показу, отмечается, что уровень его находится ниже зоны ближайшего развития. Выявленные данные фиксируются в таблице 1 в виде знаков «+» или «–».

Методика «Поиграй» (набор сюжетных игрушек)

Задание направлено на выявление уровня развития игры: отношение к игрушкам и развитие предметно-игровых действий, умение произвести по подражанию несколько последовательных игровых действий.

Оборудование: кукла, детская коляска, мебель для куклы (стол, стул, кроватка с постельными принадлежностями, буфет с набором посуды, строительный набор, машинка, мячик.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть с куклой: «Посади ее в коляску и покатай». Если ребенок катает куклу, взрослый предлагает ее покормить: «Посади ее за стол и покорми». В случаях отказа от игры с куклой ребенку предлагают нагрузить кубики в машинку и отвезти их на другой столик. Обучение: если ребенок не начинает играть, взрослый дает ему мячик и предлагает покатать друг другу, затем сажает куклу в коляску, предлагая ее прокатить. В дальнейшем сажает куклу за стол, просит ее покормить, т. е. взрослый включает ребенка в совместную игру.

Оценка действий ребенка: проявление интереса к игрушкам; наличие интереса к одной игрушке; характер действий с ними — адекватные или неадекватные, специфические или неспецифические манипуляции, предметно-игровые действия, процессуальная или сюжетная игра, выполнение игровых действий по подражанию. (Всего на игру отводится 10—15 мин.)

1 балл — ребенок не начинает играть даже после того, как взрослый предложил выполнить совместные действия; интерес к игрушкам не проявляет.

2 балла — ребенок начинает выполнять совместные со взрослым игровые действия, при этом повторяет действия взрослого и не привносит в игру от себя новых действий; отмечаются процессуальные действия, манипуляции.

3 балла — ребенок играет самостоятельно; выполняет несколько предметно-игровых действий (катает куклу, сажает ее за стол, кормит); проявляет интерес к игрушкам и действиям с ними, но играет молча; подражает действиям взрослого.

4 балла — ребенок выполняет ряд логически последовательных действий, объединяя их сюжетом; сопровождает свои действия речью.

ПРИЛОЖЕНИЕ D5

Методика «Дорисуй»

Задание направлено на выявление уровня развития продуктивного воображения и графических навыков. Оборудование: лист бумаги с изображением шести полукругов, фломастеры (цветные карандаши).

Проведение обследования: ребенку предлагают рассмотреть полукруги и дорисовать их так, чтобы получилось шесть разных предметов. Обучение не проводится.

Оценка действий ребенка: принятие задачи и понимание ее условий; умение самостоятельно выполнить задание; анализ рисунков.

1 балл — ребенок не принимает и не понимает условия задания; после обучения действует неадекватно.

2 балла — ребенок принимает задание, но условия задания не понимает.

3 балла — ребенок принимает и понимает цель задания; может нарисовать три или четыре предмета.

4 балла — ребенок принимает и понимает цель задания; рисует шесть предметов.

Публикации по теме:

Диагностические задания по программе «Детство» в младшей группе Раздел «Ребенок открывает мир природы»I.Уровень знаний ребенка о деревьях, кустарниках, травянистых растениях Дидактические игры, упражнения,.

Методики психодиагностики в помощь учителю Методика «Чего не хватает на этих рисунках?» Возраст: от 5 – 12 лет Цель: Исследование целостности восприятия и образного мышления. Инструкция:.

Музыкально-слуховое развитие «Музицирование» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Музицирование» для детей раннего возраста (1–3 лет, с использованием методики К. Орфа 1. Упражнение.

Музыкально-слуховое развитие «Музыкальный домик» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Музыкальный домик» для детей раннего возраста (1–3 лет, с использованием методики К. Орфа.

Музыкально-слуховое развитие «Найди, где звучит» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Найди, где звучит» для детей раннего возраста от года до трёх лет, с использованием методики.

Необычные методики помогают в социализации и реабилитации подопечных столичных центров для детей-сирот 2243470-1658385007 Ребятам из центров содействия семейному воспитанию важно как можно быстрее адаптироваться к социуму, раскрыться и.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Специальные методики для развития внимания у детей дошкольного возрастаСпециальные методики для развития внимания у детей дошкольного возраста Уровень успешности ребенка зависит от степени его внимания. Внимание – это один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности.

Упражнения по музыкально-слуховому развитию для детей раннего возраста от года до трёх лет с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Упражнения по музыкально-слуховому развитию для детей раннего возраста от года до трёх лет, с использованием методики К. Орфа.

Занятие для детей 5–6 лет «Весенняя йога. Применение методики О. В. Журавской»Занятие для детей 5–6 лет «Весенняя йога. Применение методики О. В. Журавской» Цели и задачи: закрепить знания детей о согласных и гласных звуках. При помощи Йога - азбуки развить гибкость, улучшить координацию, освоить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностические методики для детей дошкольного возраста
Опубликовано: 14 сентября 2022 в 15:48
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД