Татьяна Гандабеско
Диагностический инструментарий. Социально-личностное развитие детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программного материала
Направление: Социально – личностное развитие детей дошкольного возраста
Образовательная область «Социализация»
Область Цели
Социализация Освоение первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
развитие игровой деятельности детей;
Публикация «Диагностический инструментарий, Социально-личностное развитие детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и
взрослыми (в том числе моральным);
формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства
принадлежности к мировому сообществу.
4 – 5 лет
Задачи Формы организованной образовательной деятельности Содержание дидактического
Задания Критерии оценки
Развитие
игровой деятельности Наблюдение
Методика «Изучение игровой деятельности» (модифицированный вариант методики Р. Р. Калининой)
1.«Распределение ролей» 3 балла – самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более человек). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю.
2 балла – распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль? Кто хочет быть? и т. д.
1 балл - отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел белый халат – врач, взял посуду – повар).
2. «Основное содержание» 3 балла – выполнение действий, определяемых ролью, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая».
2 балла – действие с предметом в соответствии с реальностью.
1 балл – действие с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как чем).
3. «Ролевое поведение» 3 балла – роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.
2 балла – роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.
1 балл – роль определяется игровыми действиями, не называется.
4. «Игровые действия» 3 балла – игровые действия многообразны, логичны.
2 балла – расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать, игровые действия жестко фиксированы.
1 балл – игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия ( например: кормление).
5. «Использование атрибутики и предметов - заместителей» 3 балла – использование небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом).
2 балла – широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.
1 балл – использование атрибутики при подсказке взрослого; самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т. д.).
6. «Использование ролевой речи» 3 балла – развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», называет свою роль.
2 балла – наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «больной» и т. д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», называет свое имя.
1 балл – отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.
7. «Выполнение правил» 3 балла – соблюдение заранее оговоренных правил на протяжении всей игры.
2 балла – правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.
1 балл - отсутствие правил.
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) Беседа по сюжетным картинкам
Задание
Материал: сюжетные картинки
«Дети в детском саду»
(приложение№1)
Ребенку предлагают разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие и объяснить.
3 балла – правильно раскладывает, эмоциональные реакции выражены ярко, адекватно, проявляются в мимике, активной жестикуляции; развернуто обосновывает свой выбор, называет моральную норму или правило поведения.
2 балла – правильно раскладывает, но эмоциональные реакции выражены неярко; объяснение действий неверное.
1 балл – путает картинки, эмоциональные реакции отсутствуют или неадекватны, объяснение действий объяснить не может даже с помощью взрослого.
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Беседа по вопросам Задание№1 «Расскажи о себе»
-Назови свое имя, отчество, фамилию.
-Сколько тебе лет?
-Когда ты вырастишь ты будешь мамой или папой? бабушкой или дедушкой?
-Как мальчики должны относиться к девочкам? А к мальчикам? (а девочки к мальчикам)
-У тебя есть друг (подружка? Во что вы любите играть вместе?
Задание№2 «Моя семья»
Расскажи о своей семье.
-С кем ты живешь?
-Кто еще есть в вашей семье?
-Где живут дедушка и бабушка? Они чьи – папины или мамины?
-Как помогаешь дома близким?
Задание №3 «Как мы в садике живем»
-Как называется сад (группа) в который ты ходишь?
-Как зовут ваших воспитателей (И. О.? Младшего воспитателя?
-Кто еще работает в детском саду?
-Куда выходите заниматься в детском саду?
-Что ты умеешь делать самостоятельно? (кушать, играть, одеваться и раздеваться и т. д.)
-Какие правила поведения в группе ты знаешь? (играть дружно, убирать игрушки, не уходить из сада и др).
-Когда ты приходишь в детский сад, что говорят взрослым и детям? (здравствуйте) А когда уходишь из сада? (до свидание).
Задание №4 «Родная страна»
-Как называется наша страна?
- Как называется наш город?
- Кто служит в армии? (пограничники, моряки, летчики)
- Какие праздники ты знаешь? 3 балла – знания детей содержательные, системные.
2 балла – знания детей четкие, но краткие.
1 балла – знания детей отрывочные, фрагментарные.