Диагностический инструментарий. Социально-личностное развитие детей 4–5 лет

Татьяна Гандабеско
Диагностический инструментарий. Социально-личностное развитие детей 4–5 лет

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программного материала

Направление: Социально – личностное развитие детей дошкольного возраста

Образовательная область «Социализация»

Область Цели

Социализация Освоение первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальныхотношений через решение следующих задач:

развитие игровой деятельности детей;

приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и

взрослыми (в том числе моральным);

формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства

принадлежности к мировому сообществу.

4 – 5 лет

Задачи Формы организованной образовательной деятельности Содержание дидактического

Задания Критерии оценки

Развитие

игровой деятельности Наблюдение

Методика «Изучение игровой деятельности» (модифицированный вариант методики Р. Р. Калининой)

1.«Распределение ролей» 3 балла – самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более человек). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю.

2 балла – распределение ролей под руководством взрослого,который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль? Кто хочет быть? и т. д.

1 балл - отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел белый халат – врач, взял посуду – повар).

2. «Основное содержание» 3 балла – выполнение действий, определяемых ролью, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая».

2 балла – действие с предметом в соответствии с реальностью.

1 балл – действие с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как чем).

3. «Ролевое поведение» 3 балла – роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.

2 балла – роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.

1 балл – роль определяется игровыми действиями, не называется.

4. «Игровые действия» 3 балла – игровые действия многообразны, логичны.

2 балла – расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать, игровые действия жестко фиксированы.

1 балл – игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например: кормление).

5. «Использование атрибутики и предметов - заместителей» 3 балла – использование небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом).

2 балла – широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.

1 балл – использование атрибутики при подсказке взрослого; самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т. д.).

6. «Использование ролевой речи» 3 балла – развернутая ролевая речь на всем протяжении игры.Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», называет свою роль.

2 балла –наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «больной» и т. д.).Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», называет свое имя.

1 балл – отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.

7. «Выполнение правил» 3 балла – соблюдение заранее оговоренных правил на протяжении всей игры.

2 балла – правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.

1 балл - отсутствие правил.

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) Беседа по сюжетным картинкам

Задание

Материал: сюжетные картинки

«Дети в детском саду»

(приложение№1)

Ребенку предлагают разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие и объяснить.

3 балла – правильно раскладывает, эмоциональные реакции выражены ярко, адекватно, проявляются в мимике, активной жестикуляции; развернуто обосновывает свой выбор, называет моральную норму или правило поведения.

2 балла – правильно раскладывает, но эмоциональные реакции выражены неярко; объяснение действий неверное.

1 балл – путает картинки, эмоциональные реакции отсутствуют или неадекватны, объяснение действий объяснить не может даже с помощью взрослого.

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Беседа по вопросам Задание№1 «Расскажи о себе»

-Назови свое имя, отчество, фамилию.

-Сколько тебе лет?

-Когда ты вырастишь ты будешь мамой или папой? бабушкой или дедушкой?

-Как мальчики должны относиться к девочкам? А к мальчикам? (а девочки к мальчикам)

-У тебя есть друг (подружка? Во что вы любите играть вместе?

Задание№2 «Моя семья»

Расскажи о своей семье.

-С кем ты живешь?

-Кто еще есть в вашей семье?

-Где живут дедушка и бабушка? Они чьи – папины или мамины?

-Как помогаешь дома близким?

Задание №3 «Как мы в садике живем»

-Как называется сад (группа) в который ты ходишь?

-Как зовут ваших воспитателей (И. О.? Младшего воспитателя?

-Кто еще работает в детском саду?

-Куда выходите заниматься в детском саду?

-Что ты умеешь делать самостоятельно? (кушать, играть, одеваться и раздеваться и т. д.)

-Какие правила поведения в группе ты знаешь? (играть дружно, убирать игрушки, не уходить из сада и др).

-Когда ты приходишь в детский сад, что говорят взрослым и детям? (здравствуйте) А когда уходишь из сада? (до свидание).

Задание №4 «Родная страна»

-Как называется наша страна?

- Как называется наш город?

- Кто служит в армии? (пограничники, моряки, летчики)

- Какие праздники ты знаешь? 3 балла – знания детей содержательные, системные.

2 балла – знания детей четкие, но краткие.

1 балла – знания детей отрывочные, фрагментарные.

Публикации по теме:

Диагностический инструментарий. Социально-личностное развитие Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программного материала Образовательная область «Социально-личностное.

Образовательная область «Социализация» в подготовительной к школе группе Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Диагностический инструментарий. Социально-личностное развитие детей 4–5 лет
Опубликовано: 6 января 2015 в 22:33
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 ноября. Международный день сапожника

Очередной тематический день посвящен профессиональному празднику мастеров по пошиву и ремонту обуви. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы вызвать у детей интерес и уважение к...

26 ноября. День льдин на МААМ

26 ноября исполняется 126 лет со дня рождения знаменитого советского полярника Ивана Дмитриевича Папанина. Предлагаем посвятить очередное тематическое занятие этой героической личности, а заодно –...

Мастер-класс по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционной...
Мастер-класс по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования «Пуантилизм». Тема: «Золотая рыбка». Цель...
«Юные эколята-молодые защитники природы»
Сегодняшние дошкольники- это завтрашние природопользователи, и только от нас взрослых зависит будут ли они разумными природопользователями или неразумными...
Сценарий досуга для детей 5–6 лет по основам пожарной безопасности «С пожаром...
ВЕДУЩИЙ Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что вы сегодня пришли ко мне в музыкальный зал. Ведь у нас в зале сегодня будет очень интересно. Я...