Получи документы

Диагностика фонематических процессов

Бутузова Татьяна Владимировна
Диагностика фонематических процессов

Одним из самых спорных вопросов в традиционной логопедии, является вопрос, что является фонематическим слухом, а что является фонематическим восприятием? Позиция Т. Г. Визель и М. Лынской состоит в том, что фонематический слух — это тонкая система, которая является частью физиологического слуха, поэтому говорить о том, что физиологический слух в норме, а фонематический слух нарушен неправомерно, в данном случае может быть нарушено фонематическое восприятие.

Публикация «Диагностика фонематических процессов» размещена в разделах

Фонематический слух – это первичная функция, которая развивается у ребенка примерно с 6 месячного возраста и до 1,5 лет, до момента, когда у ребенка начинает активно действовать левое полушарие соответственно, которое отвечает за то, чтобы соотносить и сопоставлять слышимые звуки речи с их эталонами, то есть происходит формирование эталонной слуховой решетки в височных полях. Эта функция позволяет формировать некий гештальт, например, реагировать на собственное имя, реагировать на вопрос : «Где?», реагировать на звукоподражания. Обеспечивает ситуативный уровень понимания речи в случае, если дальнейшее фонематическое восприятие не будет развиваться.

Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы на диссистематизированном материале, различать слова, которые похожи по своему фонемному составу, в том числе с перестановкой (насос-сосна) или похожие (том-дом, фонематический анализ и синтез, производить умственные операции по анализу, выделять количество звуков в слове и т. д.

Фонематические представления- совершение неких умственных операций с вербальным материалом в плане фонематического восприятия без их произнесения, без подключения артикуляционных кинестезий.

Нарушение фонематических процессов могут проявляться от отсутствия речи до нарушения звукопроизношения, могут ложиться в основу акустической дисграфии.

Протокол диагностики фонематических процессов :

Пробы на фонематический слух

1. Откливается на имя, понимает обращенную речь.

2. Умение отличать правильное произнесение от неправильного. То есть ребенок должен дать некий условный сигнал (хлопнуть в ладоши. если слово произнесено не верно. Например, шапка, шапка, сапка, сяпка, шапка.

3. Итендификация слов, отличающихся оппозиционными фонемами. Например, суп-зуб, уточка-удочка и т. д.

4. Воспроизведение цепочек слогов (с мягкими-твёрдыми согласными, звонкими-глухими согласными). для детей до 5 лет два слога, старше 5 лет три слога.

При обследовании ребенок не должен видеть артикуляцию логопеда, то есть он не должен опираться на зрительные кинестезии. Но важно учитывать начальные ступени мотивации и самоконтроля. Если ребенок маленький ошибки будут связаны с функцией контроля и мотивации.

5. Подать условный сигнал при аудировании цепочки слов, например, хлопнуть в ладоши если услышишь слово со звуком «м».

6. Классификация картинок

Высокий уровень развития, если ребенок не проговаривает слово, если он берет картинки и выполняет задание молча, то есть у него есть некий внутренний образ этих слов, он может совершать эти операции в умственном плане.

7. Пробы на фонематический анализ

1. Выделение ударного гласного в слове, первого согласного в слове,

2. Вычленение последнего звука в слове.

3. Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

4. Определить количество звуков в слове.

5. Определение позиционного места звука в слове (назови соседей звука «о» в слове дом).

6. Составление слова из звуков в ненарушенной последовательности (какое слово получится, р у ч к а- ручка, ребёнок должен соединить.

7. Сложение слова из звуков в нарушенной последовательности (м о д -дом).

Публикации по теме:

Диагностика по арт песочнице детей раннего возрастаДиагностика по арт песочнице детей раннего возраста Цель: определение уровня коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности у детей раннего возраста средствами.

Диагностика школьной зрелости Диагностика школьной зрелости. 1. Как тебя зовут___ Назови свою фамилию, имя отчество. Назвал: фамилию.

Диагностика умений и навыков по аппликации у детей 5 летДиагностика умений и навыков по аппликации у детей 5 лет Аппликация, как вид продуктивной деятельности, достаточно сложен для детей. Необходимо владеть главным инструментом - ножницами, чтобы.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Диагностика фонематических процессов
Опубликовано: 3 апреля 2024 в 14:31
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД