Бутузова Татьяна Владимировна
Диагностика фонематических процессов
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из самых спорных вопросов в традиционной логопедии, является вопрос, что является фонематическим слухом, а что является фонематическим восприятием? Позиция Т. Г. Визель и М. Лынской состоит в том, что фонематический слух — это тонкая система, которая является частью физиологического слуха, поэтому говорить о том, что физиологический слух в норме, а фонематический слух нарушен неправомерно, в данном случае может быть нарушено фонематическое восприятие.
Публикация «Диагностика фонематических процессов» размещена в разделах
Фонематический слух – это первичная функция, которая развивается у ребенка примерно с 6 месячного возраста и до 1,5 лет, до момента, когда у ребенка начинает активно действовать левое полушарие соответственно, которое отвечает за то, чтобы соотносить и сопоставлять слышимые звуки речи с их эталонами, то есть происходит формирование эталонной слуховой решетки в височных полях. Эта функция позволяет формировать некий гештальт, например, реагировать на собственное имя, реагировать на вопрос : «Где?», реагировать на звукоподражания. Обеспечивает ситуативный уровень понимания речи в случае, если дальнейшее фонематическое восприятие не будет развиваться.
Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы на диссистематизированном материале, различать слова, которые похожи по своему фонемному составу, в том числе с перестановкой (насос-сосна) или похожие (том-дом, фонематический анализ и синтез, производить умственные операции по анализу, выделять количество звуков в слове и т. д.
Фонематические представления- совершение неких умственных операций с вербальным материалом в плане фонематического восприятия без их произнесения, без подключения артикуляционных кинестезий.
Нарушение фонематических процессов могут проявляться от отсутствия речи до нарушения звукопроизношения, могут ложиться в основу акустической дисграфии.
Протокол диагностики фонематических процессов :
Пробы на фонематический слух
1. Откливается на имя, понимает обращенную речь.
2. Умение отличать правильное произнесение от неправильного. То есть ребенок должен дать некий условный сигнал (хлопнуть в ладоши. если слово произнесено не верно. Например, шапка, шапка, сапка, сяпка, шапка.
3. Итендификация слов, отличающихся оппозиционными фонемами. Например, суп-зуб, уточка-удочка и т. д.
4. Воспроизведение цепочек слогов (с мягкими-твёрдыми согласными, звонкими-глухими согласными). для детей до 5 лет два слога, старше 5 лет три слога.
При обследовании ребенок не должен видеть артикуляцию логопеда, то есть он не должен опираться на зрительные кинестезии. Но важно учитывать начальные ступени мотивации и самоконтроля. Если ребенок маленький ошибки будут связаны с функцией контроля и мотивации.
5. Подать условный сигнал при аудировании цепочки слов, например, хлопнуть в ладоши если услышишь слово со звуком «м».
6. Классификация картинок
Высокий уровень развития, если ребенок не проговаривает слово, если он берет картинки и выполняет задание молча, то есть у него есть некий внутренний образ этих слов, он может совершать эти операции в умственном плане.
7. Пробы на фонематический анализ
1. Выделение ударного гласного в слове, первого согласного в слове,
2. Вычленение последнего звука в слове.
3. Определение места звука в слове (начало, середина, конец).
4. Определить количество звуков в слове.
5. Определение позиционного места звука в слове (назови соседей звука «о» в слове дом).
6. Составление слова из звуков в ненарушенной последовательности (какое слово получится, р у ч к а- ручка, ребёнок должен соединить.
7. Сложение слова из звуков в нарушенной последовательности (м о д -дом).