Диагностика речевого развития детей

Татьяна Вячеславовна Кузьмина
Диагностика речевого развития детей

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Звукопроизношение

Задание 1. Состояние звукопроизношения

Инструкция к проведению: Назови картинки

Оборудование: набор картинок на все группы звуков.

Задание 2. Дифференциация звуков

Инструкция к проведению: Повторяй за мной слова, фразы.

• Лак – рак

• Марина набрала малины.

• Йод – лед

• Летом Юля много гуляет.

• Цыплята – тигрята.

• Настя кормит цыплят.

• Чернеть – темнеть

• Поросенок чавкает, собачонка тявкает.

• Щегол – сегодня

• Десять гусят громко пищат.

• Крыша – крыса

• Леша повесил в шкаф бабушкину шаль.

• Ждать – здание

• Дорожки засыпают желтым песком.

Фонематический слух

Задание 3,4. Определение 1 гласного, 1 согласного звука в слове

Инструкции к проведению: Назови первый звук в слове.Логопед произносит слова:

а) Аня, утка, окунь, ива, эхо

б) дом, кот, муха танк, ноты

Задание 5,6. Определение последнего звука в слове

Инструкция к проведению: Логопед произносит слова и просит назвать последний звук в слове.

а) пила, кольцо, кенгуру, грибы, очки

б) жук, пух, кот, дом, лес

Задание 7. Сложи слово.

Инструкция к проведению: Я назову звуки, ты собери из них слово.

М,А,К О,С,Ы М,А, М, А

Задание 8. Повторение слов с оппозиционными звуками.

Инструкция к проведению: Рассмотри картинки и покажи где.

Оборудование:набор картинок: МИШКА - МИСКА, ТРАВА - ДРОВА, РАК - ЛАК, КОЗА - КОСА, БОЧКА - ПОЧКА.

Задание 9. Воспроизведение звуковых и слоговых рядов.

Инструкция к проведению: Послушай и повтори за мной.

а) АОУ, УИО, ИУА, УИОЭ, АИОУ

б) БА – ПА; КА – ХА; МА – МЯ; ПА – БА – ПА; ДА – ДА – ТА.

Слоговая структура слова

Задание 10. Слоговая структура.

Инструкция к проведению: Логопед предлагает ребенку картинки. Назови картинки

Оборудование:набор картинок:

• Ноты, муха, вата

• Машина, корова, лопата

• Кот, дом, мяч

• Петух, веник, мешок

• Банка, лампа, сумка

• Телефон, самолет, самовар

• Бабочка, подушка, ромашка

• Хлеб, ключ, танк

• Свеча, звезда, свекла

• Пуговица, паутина, самокат

Задание 11. Воспроизведение слов различной слоговой структуры.

Инструкция к проведению:Повтори за мной:

а) снеговик, мотоцикл, автобус

скамейка, скатерть, гвоздика

мотоциклист, магнитофон, милиционер

аквариум, гимнастика, строительство

б) Водопроводчик чинит водопровод.

Строители работают на строительстве дома.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Словарь

Задание 12. Обобщающие понятия.

Инструкция к проведению: Рассмотри картинки и назови одним словом.

Оборудование: набор картинок на обобщающие понятия

• Игрушки

• Посуда

• Одежда

• Обувь

• Овощи

• Мебель

• Дикие животные

• Домашние животные

• Деревья

• Цветы

• Продукты

• Транспорт

• Ягоды

• Птицы

• Насекомые

Задание 13. Подбор определений.

Инструкция к проведению: Рассмотри картинки, и скажи какой? Какая?

Оборудование:набор картинок : ЛИСА, ЛИМОН, ЯБЛОКО

Задание 14. Части целого

Инструкция к проведению: Назови части целого.

Оборудование:набор картинок: ДОМ, ЧАЙНИК, СТУЛ

Задание 15. Антонимы

Инструкция к проведению: Послушай слова и скажи наоборот.

• зима, день, начало;

• большой, длинный, широкий, высокий, старый, чистый, острый, добрый, веселый;

• сидеть, одеваться, закрывать;

• далеко, высоко, тихо.

Задание 16. Назвать действие по предъявленному признаку.

Инструкция к проведению: Скажи, кто что делает?

Оборудование: набор картинок по теме «Профессии» (5)

Грамматика

Задание 17. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Инструкция к проведению: Скажи ласково

Оборудование:набор картинок: СТОЛ, СТУЛ, ДОМ, ЦВЕТОК, ЗВЕЗДА, КОЛЬЦО.

Задание 18. Образование существительных обозначающих детенышей животных

Инструкция к проведению: У кошки котенок, а кто у….

Оборудование:набор картинок: СОБАКА, КОЗА, КОРОВА, ОВЦА, ЛОШАДЬ, ЛИСА

Задание 19. Образование относительных прилагательных.

Инструкция к проведению: Стол из дерева деревянный, а как сказать какой (-ая?

Оборудование:набор картинок: МЯЧ ИЗ РЕЗИНЫ, СТАКАН ИЗ СТЕКЛА, ШУБА ИЗ МЕХА, КОРАБЛИК ИЗ БУМАГИ, МАШИНА ИЗ ПЛАСТМАССЫ.

Задание 20. Образование притяжательных прилагательных.

Инструкция к проведению: Рассмотри картинки и скажи, чей хвост?

Оборудование:набор картинок: ЗАЯЦ, ЛИСА, ВОЛК.

Задание 21. Образование приставочных глаголов.

Инструкция к проведению: Рассмотри картинки и скажи, что делает машина?

Оборудование: набор картинок МАШИНА ПОДЪЕЗЖАЕТ, УЕЗЖАЕТ, ЗАЕЗЖАЕТ, УЕЗЖАЕТ, ОБЪЕЗЖАЕТ, ОТЕЗЖАЕТ, ПРИЕЗЖАЕТ, ЗАЕЗЖАЕТ.

Задание 22. Изменение существительных по числам.

Инструкция к проведению: Я назову один предмет, а ты много.

Оборудование:набор картинок: СТОЛ - СТОЛЫ, СТУЛ – СТУЛЬЯ, ЯЙЦО – ЯЙЦА, ВЕДРО – ВЕДРА, ОКНО - ОКНА, ДОМ – ДОМА.

Задание 23. Образование формы родительного падежа множественного числа существительных.

Инструкция к проведению: Логопед предлагает картинку,закрывает рукой и спрашивает: «Чего не стало?»

Оборудование:набор картинок: КАРАНДАШИ, ДЕРЕВЬЯ, СТОЛЫ, СТУЛЬЯ, ДОМА, ШКАФЫ.

Задание 24. Согласование числительных с существительными с в роде, числе, падеже.

Инструкция к проведению: Посчитай предметы от 1 до 5,7.

Оборудование:набор картинок: КАРАНДАШ, ЯБЛОКО, КУКЛА

Задание 25. Употребление предлогов.

Инструкция к проведению: Рассмотри картинку и скажи где кот?

Оборудование: Сюжетная картинка с домом и котами.

Связная речь

Задание 26. Пересказ прослушанного текста.

Инструкция к проведению: Сейчас я прочту тебе рассказ, послушай и перескажи.

Оборудование: текст рассказа «Зайчик и белочка»

Задание 27. Составление рассказа по сюжетной картинке.

Инструкция к применению: Посмотри на картинку и составь рассказ.

Оборудование: сюжетная картинка «На горке»

Задание 28. Составление рассказа по серии картинок.

Инструкция к проведению: Рассмотри картинки, расставь их по порядку и составь рассказ.

Оборудование: картинки по серии «Ежик».

Обучение грамоте (подготовительная группа)

Задание 29. Узнай букву.

Инструкция к проведению: Назови буквы, которые знаешь.

Оборудование: Алфавит.

Задание 30. Умение читать.

Инструкция к проведению: Прочитай слово, фразу.

Оборудование: Азбука.

Задание 31. Работа с кассой.

Инструкция к проведению: Выложи лова МАК, МАМА, БУСЫ.

Оборудование: кассы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Звукопроизношение

Высокий – 30 баллов

Средний – 11-29 баллов

Низкий – 0 – 10 баллов

Произношение

2 балла – правильное произнесение звуков.

1 балл – нормированное произнесении звука изолированно, но в словах звук

не автоматизирован.

0 баллов – дефектное произнесение звука или его отсутствие.

Дифференциация

2 балла – точное и правильное воспроизведение

1 балл – правильное произнесение в словах, смешение во фразе.

0 баллов – смешение звуков.

Фонематический слух

Высокий - 14 баллов

Средний - 5 – 13 баллов

Низкий - 0 - 4 балла

Анализ

2 балла - точное и правильное выполнение пробы

0 баллов - неверное выполнение задания, либо отказ.

Синтез

2 балла – задание выполнено точно и правильно

1 балл – задание выполнено с помощью логопеда

0 баллов - неверно выполненное задание, либо отказ

Представления

2 балла – правильное выполнение пробы

1 балл – выполнение со второго предъявления

0 баллов – неверное выполнение задания, либо отказ

Воспроизведение

2 балла - точное, правильно

1 балл – со второго предъявления

0 баллов – неверное выполнение задания, либо отказ

Слоговая структура слова

Высокий - 34 – 30 баллов

Средний - 11-29 баллов

Низкий - 0 – 10 баллов

Самостоятельно

2 балла – правильное выполнение задания

1,5 балла - одна ошибка

1 балл – две ошибки

0,5 балла – три ошибки

0 баллов – более 3-х ошибок, либо отказ

Отраженно (слова сложного слогового состава)

2 балла – правильно выполненное задание

1,5 балла – одна ошибка

1 балл – две ошибки

0,5 балла – три ошибки

0 баллов – более 3-х ошибок, либо отказ

Фраза

2 балла – правильное выполнение задания

1,5 балла - одна ошибка

1 балл - две ошибки

0,5 балла – три ошибки

0 баллов – более 3-х ошибок, либо отказ.

Словарь

Высокий – 35 -30 баллов

Средний – 11-29 баллов

Низкий – 0 -10 баллов

Обобщающие понятия

1 балл – за каждое правильное обобщающие понятие

0,5 балла – понятие имеется в импрессиве

0 баллов – понятие отсутсвует, либо отказ

Подбор определений, действий

1 балл – за правильно подобранное понятие

0 баллов – неверно выполненное задание, либо отказ

Части целого

2 балла – точное, правильное выполнение пробы

1 балл – называет не все части

0 баллов – неверно выполненное задание, либо отказ

Антонимы

1 балл – за правильное выполнение пробы

0 баллов – неверно выполненное задание, либо отказ

Словообразование, словоизменение

Высокий – 48 -36 баллов

Средний – 16 – 35 баллов

Низкий – 0 -15 баллов

1 балл – за каждую правильно образованную форму

0 баллов – неверно выполненное задание, либо отказ

Связная речь

Высокий – 6 баллов

Средний – 3-5 баллов

Низкий – 0 – 2 балла

Пересказ

2 балла – самостоятельный пересказ после первого прочтения

1,5 балла – пересказ с минимальной помощью 2-3 вопроса

1 балл – правильный пересказ после повторного прочтения

0 баллов - задание не выполнено, даже при минимальной помощи, либо отказ

Составление рассказа по серии картинок

2 балла – самостоятельно разложил картинки в нужной последовательности

и составил рассказ

1,5 балла – самостоятельно разложил картинки в нужной последовательности

и составил рассказ с минимальной помощью

1 балл – картинки разложил и составил рассказ с минимальной помощью

0 баллов – задание не выполнено, либо отказ

Составление рассказа по картинке

2 балла – составляет рассказ самостоятельно

1 балл - перечисляет то, что видит

0 баллов – задание не выполнено, либо отказ

Обучение грамоте (Подготовительная к школе группа)

Высокий – 13 баллов

Средний – 3 -12 баллов

Низкий - 0 -2 баллов

Знание букв

2 балла – знает и называет все буквы

1 балл – знает и называет более 10 букв

0 балов – не знает букв, либо отказ

Чтение

2 балла – читает фразы

1 балл – читает слова

0 баллов – не читает, либо отказ

Работа с кассой

2 балла - складывает слова

1 балл – складывает с ошибкой

0 баллов – не выполнил задание, либо отказ

Публикации по теме:

Речевое, познавательное, логико-математическое развитие [cut=Читать далее. ]Пальчиковые игрыМы предлагаем вам рекомендации по организации и проведению пальчиковых игр с детьми. Этот.

Речевая карта для обследования речи детей .

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Обучение грамоте
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Диагностика речевого развития детей
Опубликовано: 31 августа 2011 в 22:50
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
27 января. День снятия блокады Ленинграда

Годовщине снятия Ленинградской  блокады посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей рекомендательной подборкой занятий, чтобы рассказать детям о подвиге блокадников, о том, как им удалось...

27 января. День рождения Моцарта

27 января отмечается день рождения у одного из самых популярных классических композиторов, произведения которого знают во всех странах, все – от мала до велика. Занятия очередного тематического дня мы...

Дидактическая игра «Назови лишнее»
Работая с детьми второй младшей группы, замечаю, что с каждым годом становится больше и больше плохо говорящих детей. Что влияет на недоразвитие речи?...
Мастер-класс для детей по аппликации «Горошек» из бумаги и пластилина
Мастер-класс для детей аппликация «Горошек» из бумаги и пластилина. Цели: Развивать художественно-эстетическое развитие ребенка и творческие...
Фотоотчет о музыкально-спортивном празднике «Зимние забавы»
Фотоотчет о музыкально- спортивном празднике " Зимние забавы " Здравствуйте, уважаемые коллеги. Зима радует нас в этом году. А как рады зимней погоде...