Лучший педагог года

Диагностика речевого развития детей

Татьяна Вячеславовна Кузьмина
Диагностика речевого развития детей

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Звукопроизношение

Задание 1. Состояние звукопроизношения

Инструкция к проведению: Назови картинки

Оборудование: набор картинок на все группы звуков.

Задание 2. Дифференциация звуков

Инструкция к проведению: Повторяй за мной слова, фразы.

• Лак – рак

• Марина набрала малины.

• Йод – лед

• Летом Юля много гуляет.

• Цыплята – тигрята.

• Настя кормит цыплят.

• Чернеть – темнеть

• Поросенок чавкает, собачонка тявкает.

• Щегол – сегодня

• Десять гусят громко пищат.

• Крыша – крыса

Публикация «Диагностика речевого развития детей» размещена в разделах

• Леша повесил в шкаф бабушкину шаль.

• Ждать – здание

• Дорожки засыпают желтым песком.

Фонематический слух

Задание 3,4. Определение 1 гласного, 1 согласного звука в слове

Инструкции к проведению: Назови первый звук в слове. Логопед произносит слова:

а) Аня, утка, окунь, ива, эхо

б) дом, кот, муха танк, ноты

Задание 5,6. Определение последнего звука в слове

Инструкция к проведению: Логопед произносит слова и просит назвать последний звук в слове.

а) пила, кольцо, кенгуру, грибы, очки

б) жук, пух, кот, дом, лес

Задание 7. Сложи слово.

Инструкция к проведению: Я назову звуки, ты собери из них слово.

М,А,К О,С,Ы М,А, М, А

Задание 8. Повторение слов с оппозиционными звуками.

Инструкция к проведению: Рассмотри картинки и покажи где.

Оборудование: набор картинок: МИШКА - МИСКА, ТРАВА - ДРОВА, РАК - ЛАК, КОЗА - КОСА, БОЧКА - ПОЧКА.

Задание 9. Воспроизведение звуковых и слоговых рядов.

Инструкция к проведению: Послушай и повтори за мной.

а) АОУ, УИО, ИУА, УИОЭ, АИОУ

б) БА – ПА; КА – ХА; МА – МЯ; ПА – БА – ПА; ДА – ДА – ТА.

Слоговая структура слова

Задание 10. Слоговая структура.

Инструкция к проведению: Логопед предлагает ребенку картинки. Назови картинки

Оборудование: набор картинок:

• Ноты, муха, вата

• Машина, корова, лопата

• Кот, дом, мяч

• Петух, веник, мешок

• Банка, лампа, сумка

• Телефон, самолет, самовар

• Бабочка, подушка, ромашка

• Хлеб, ключ, танк

• Свеча, звезда, свекла

• Пуговица, паутина, самокат

Задание 11. Воспроизведение слов различной слоговой структуры.

Инструкция к проведению: Повтори за мной:

а) снеговик, мотоцикл, автобус

скамейка, скатерть, гвоздика

мотоциклист, магнитофон, милиционер

аквариум, гимнастика, строительство

б) Водопроводчик чинит водопровод.

Строители работают на строительстве дома.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Словарь

Задание 12. Обобщающие понятия.

Инструкция к проведению: Рассмотри картинки и назови одним словом.

Оборудование: набор картинок на обобщающие понятия

• Игрушки

• Посуда

• Одежда

• Обувь

• Овощи

• Мебель

• Дикие животные

• Домашние животные

• Деревья

• Цветы

• Продукты

• Транспорт

• Ягоды

• Птицы

• Насекомые

Задание 13. Подбор определений.

Инструкция к проведению: Рассмотри картинки, и скажи какой? Какая?

Оборудование: набор картинок : ЛИСА, ЛИМОН, ЯБЛОКО

Задание 14. Части целого

Инструкция к проведению: Назови части целого.

Оборудование: набор картинок: ДОМ, ЧАЙНИК, СТУЛ

Задание 15. Антонимы

Инструкция к проведению: Послушай слова и скажи наоборот.

• зима, день, начало;

• большой, длинный, широкий, высокий, старый, чистый, острый, добрый, веселый;

• сидеть, одеваться, закрывать;

• далеко, высоко, тихо.

Задание 16. Назвать действие по предъявленному признаку.

Инструкция к проведению: Скажи, кто что делает?

Оборудование: набор картинок по теме «Профессии» (5)

Грамматика

Задание 17. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Инструкция к проведению: Скажи ласково

Оборудование: набор картинок: СТОЛ, СТУЛ, ДОМ, ЦВЕТОК, ЗВЕЗДА, КОЛЬЦО.

Задание 18. Образование существительных обозначающих детенышей животных

Инструкция к проведению: У кошки котенок, а кто у….

Оборудование: набор картинок: СОБАКА, КОЗА, КОРОВА, ОВЦА, ЛОШАДЬ, ЛИСА

Задание 19. Образование относительных прилагательных.

Инструкция к проведению: Стол из дерева деревянный, а как сказать какой (-ая?

Оборудование: набор картинок: МЯЧ ИЗ РЕЗИНЫ, СТАКАН ИЗ СТЕКЛА, ШУБА ИЗ МЕХА, КОРАБЛИК ИЗ БУМАГИ, МАШИНА ИЗ ПЛАСТМАССЫ.

Задание 20. Образование притяжательных прилагательных.

Инструкция к проведению: Рассмотри картинки и скажи, чей хвост?

Оборудование: набор картинок: ЗАЯЦ, ЛИСА, ВОЛК.

Задание 21. Образование приставочных глаголов.

Инструкция к проведению: Рассмотри картинки и скажи, что делает машина?

Оборудование: набор картинок МАШИНА ПОДЪЕЗЖАЕТ, УЕЗЖАЕТ, ЗАЕЗЖАЕТ, УЕЗЖАЕТ, ОБЪЕЗЖАЕТ, ОТЕЗЖАЕТ, ПРИЕЗЖАЕТ, ЗАЕЗЖАЕТ.

Задание 22. Изменение существительных по числам.

Инструкция к проведению: Я назову один предмет, а ты много.

Оборудование: набор картинок: СТОЛ - СТОЛЫ, СТУЛ – СТУЛЬЯ, ЯЙЦО – ЯЙЦА, ВЕДРО – ВЕДРА, ОКНО - ОКНА, ДОМ – ДОМА.

Задание 23. Образование формы родительного падежа множественного числа существительных.

Инструкция к проведению: Логопед предлагает картинку, закрывает рукой и спрашивает: «Чего не стало?»

Оборудование: набор картинок: КАРАНДАШИ, ДЕРЕВЬЯ, СТОЛЫ, СТУЛЬЯ, ДОМА, ШКАФЫ.

Задание 24. Согласование числительных с существительными с в роде, числе, падеже.

Инструкция к проведению: Посчитай предметы от 1 до 5,7.

Оборудование: набор картинок: КАРАНДАШ, ЯБЛОКО, КУКЛА

Задание 25. Употребление предлогов.

Инструкция к проведению: Рассмотри картинку и скажи где кот?

Оборудование: Сюжетная картинка с домом и котами.

Связная речь

Задание 26. Пересказ прослушанного текста.

Инструкция к проведению: Сейчас я прочту тебе рассказ, послушай и перескажи.

Оборудование: текст рассказа «Зайчик и белочка»

Задание 27. Составление рассказа по сюжетной картинке.

Инструкция к применению: Посмотри на картинку и составь рассказ.

Оборудование: сюжетная картинка «На горке»

Задание 28. Составление рассказа по серии картинок.

Инструкция к проведению: Рассмотри картинки, расставь их по порядку и составь рассказ.

Оборудование: картинки по серии «Ежик».

Обучение грамоте (подготовительная группа)

Задание 29. Узнай букву.

Инструкция к проведению: Назови буквы, которые знаешь.

Оборудование: Алфавит.

Задание 30. Умение читать.

Инструкция к проведению: Прочитай слово, фразу.

Оборудование: Азбука.

Задание 31. Работа с кассой.

Инструкция к проведению: Выложи лова МАК, МАМА, БУСЫ.

Оборудование: кассы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Звукопроизношение

Высокий – 30 баллов

Средний – 11-29 баллов

Низкий – 0 – 10 баллов

Произношение

2 балла – правильное произнесение звуков.

1 балл – нормированное произнесении звука изолированно, но в словах звук

не автоматизирован.

0 баллов – дефектное произнесение звука или его отсутствие.

Дифференциация

2 балла – точное и правильное воспроизведение

1 балл – правильное произнесение в словах, смешение во фразе.

0 баллов – смешение звуков.

Фонематический слух

Высокий - 14 баллов

Средний - 5 – 13 баллов

Низкий - 0 - 4 балла

Анализ

2 балла - точное и правильное выполнение пробы

0 баллов - неверное выполнение задания, либо отказ.

Синтез

2 балла – задание выполнено точно и правильно

1 балл – задание выполнено с помощью логопеда

0 баллов - неверно выполненное задание, либо отказ

Представления

2 балла – правильное выполнение пробы

1 балл – выполнение со второго предъявления

0 баллов – неверное выполнение задания, либо отказ

Воспроизведение

2 балла - точное, правильно

1 балл – со второго предъявления

0 баллов – неверное выполнение задания, либо отказ

Слоговая структура слова

Высокий - 34 – 30 баллов

Средний - 11-29 баллов

Низкий - 0 – 10 баллов

Самостоятельно

2 балла – правильное выполнение задания

1,5 балла - одна ошибка

1 балл – две ошибки

0,5 балла – три ошибки

0 баллов – более 3-х ошибок, либо отказ

Отраженно (слова сложного слогового состава)

2 балла – правильно выполненное задание

1,5 балла – одна ошибка

1 балл – две ошибки

0,5 балла – три ошибки

0 баллов – более 3-х ошибок, либо отказ

Фраза

2 балла – правильное выполнение задания

1,5 балла - одна ошибка

1 балл - две ошибки

0,5 балла – три ошибки

0 баллов – более 3-х ошибок, либо отказ.

Словарь

Высокий – 35 -30 баллов

Средний – 11-29 баллов

Низкий – 0 -10 баллов

Обобщающие понятия

1 балл – за каждое правильное обобщающие понятие

0,5 балла – понятие имеется в импрессиве

0 баллов – понятие отсутсвует, либо отказ

Подбор определений, действий

1 балл – за правильно подобранное понятие

0 баллов – неверно выполненное задание, либо отказ

Части целого

2 балла – точное, правильное выполнение пробы

1 балл – называет не все части

0 баллов – неверно выполненное задание, либо отказ

Антонимы

1 балл – за правильное выполнение пробы

0 баллов – неверно выполненное задание, либо отказ

Словообразование, словоизменение

Высокий – 48 -36 баллов

Средний – 16 – 35 баллов

Низкий – 0 -15 баллов

1 балл – за каждую правильно образованную форму

0 баллов – неверно выполненное задание, либо отказ

Связная речь

Высокий – 6 баллов

Средний – 3-5 баллов

Низкий – 0 – 2 балла

Пересказ

2 балла – самостоятельный пересказ после первого прочтения

1,5 балла – пересказ с минимальной помощью 2-3 вопроса

1 балл – правильный пересказ после повторного прочтения

0 баллов - задание не выполнено, даже при минимальной помощи, либо отказ

Составление рассказа по серии картинок

2 балла – самостоятельно разложил картинки в нужной последовательности

и составил рассказ

1,5 балла – самостоятельно разложил картинки в нужной последовательности

и составил рассказ с минимальной помощью

1 балл – картинки разложил и составил рассказ с минимальной помощью

0 баллов – задание не выполнено, либо отказ

Составление рассказа по картинке

2 балла – составляет рассказ самостоятельно

1 балл - перечисляет то, что видит

0 баллов – задание не выполнено, либо отказ

Обучение грамоте (Подготовительная к школе группа)

Высокий – 13 баллов

Средний – 3 -12 баллов

Низкий - 0 -2 баллов

Знание букв

2 балла – знает и называет все буквы

1 балл – знает и называет более 10 букв

0 балов – не знает букв, либо отказ

Чтение

2 балла – читает фразы

1 балл – читает слова

0 баллов – не читает, либо отказ

Работа с кассой

2 балла - складывает слова

1 балл – складывает с ошибкой

0 баллов – не выполнил задание, либо отказ

Публикации по теме:

Речевое, познавательное, логико-математическое развитие [cut=Читать далее. ]Пальчиковые игрыМы предлагаем вам рекомендации по организации и проведению пальчиковых игр с детьми. Этот.

Речевая карта для обследования речи детей .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Диагностика речевого развития детей
Опубликовано: 31 августа 2011 в 22:50
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД