Грязнова Ольга
Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей 3–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Для диагностики развития мелкой моторики у детей была разработана схема обследования на основе книги Н. В. Нижегородцевой и В. Д. Шадрикова «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе».
Диагностика исследования мелкой моторики проводится в три этапа.
Этап 1. Выявление кинетического праксиса
На этом этапе выполняется ряд упражнений (после показа взрослого). При выполнении сложных упражнений взрослый сначала помогает ребенку принять правильную позицию пальцев. Далее воспитанник действует самостоятельно.
Упражнения для диагностики кинетического праксиса
Публикация «Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей 3–5 лет» размещена в разделах
• «Петушок»
Ладонь вверх, указательный палец упирается в большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх.
• «Кошечка»
Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Ука- зательный и мизинец подняты вверх.
• «Зайчик»
Вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони.
• «Флажок»
Четыре пальца — указательный, средний, безымянный и мизинец — соединить, а большой палец опустить, тыльная сторона ладони повернута к себе.
• «Вилка»
Вытянуть вверх три расставленных врозь пальца (указа- тельный, средний и безымянный, большой палец удерживает мизинец на ладони.
Упражнения выполняются по очереди каждой рукой.
Обработка результатов
Результаты оцениваются по трехбалльной системе (для каждой руки отдельно). затем результаты по каждой руке складываются и делятся на два (средний балл за выполнение движения).
Этап 2. Определение графического навыка
• оценка умения правильно держать карандаш.
• определение четкости линии (задание «Проведи дорожку»: линия с нажимом, без нажима, тонкая, прерывистая, широкая, ломаная и т. п.).
Этап 3. Определение развития уровня координации рук и глаз
• Смена движений рук: менять ладонь — рука — кулак.
• Выкладывание рисунка из счетных палочек по образцу.
Диагностика проводится в индивидуальном порядке, все задания показывает педагог, а затем их выполняет ребенок. Оценка проводится по трехбалльной системе:
1 балл — ребенок не справился с заданием;
2 балла — справился с заданием при помощи взрослого;
3 балла — справился с заданием самостоятельно.