Татьяна Стрелкова
Диагностика уровня развития музыкальных способностей детей.
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика уровня развития музыкальных способностей детей.
Подготовила: Стрелкова Татьяна Васильевна, учитель музыки Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы №14 им. И. М. Смоктуновского г. Красноярска.
Диагностика уровня развития музыкальных способностей детей.
Публикация «Диагностика уровня развития музыкальных способностей детей,» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Диагностика уровня музыкальности детей включает определение комплекса способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, и в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности.
Определить степень развитости определенных элементов общей музыкальности – отдельных музыкальных задатков и способностей можно, исходя из следующих параметров:
• музыкальный слух;
• ладовое чувство;
• чувство ритма;
• гармонический слух.
Традиционная проверка музыкальных способностей предельно проста : все сводится к проверке у ребенка слуха, ритма и музыкальной памяти, то есть ребенок должен спеть какую-нибудь песню на слух, повторить голосом сыгранный на фортепиано мелодический отрывок (память) и простучать вслед за взрослым ритмический рисунок.
Сегодня при проверке слуха ребенок, кроме пения какой-либо песни, должен узнать несколько общеизвестных песен, сыгранных или спетых учителем музыки; найти на фортепиано сыгранный звук; указать, сколько звуков в прозвучавшем аккорде; попытаться подобрать знакомую мелодию (если он занимался подобной деятельностью раньше).
При проверке памяти испытуемый должен повторить голосом сыгранный или спетый мелодический отрывок; спеть звуки аккорда; начать петь мелодию про себя, а затем продолжить вслух.
При проверке ритма предлагается не выстукивать карандашом предложенный ритмический рисунок, а дается задание простучать или прохлопать акценты и доли, а также ритмические фигурации мелодии, исполняемой на инструменте.
К сожалению, следует заметить, подобные приемы музыкальной диагностики не отличаются точностью оценки. В самом деле, как отличить действительно музыкально-способных детей от «натасканных» на пение, подбирание на инструменте и выстукивание? У таких детей практически оцениваются не столько музыкальные способности, сколько определенные знания.
Таким образом, очень часто в практике школ и детских садов проверяются и оцениваются не музыкальные способности, как думают взрослые, а определенные навыки воспроизведения голосом мелодии; не музыкальная память, которая у ребенка еще не может быть полноценно сформирована, а непроизвольные слуховые представления; и что бывает не столь уж редко, не музыкально-ритмическое чувство, а чувство метра.
В этом и состоит главный недостаток традиционной методики выявления музыкальных способностей, чреватой весьма частыми ошибками.
Однако, нам известен и положительный опыт проведения диагностики музыкальных способностей детей, который в достаточной мере накоплен в воспитательных и образовательных учреждениях России. В детских садах и школах делаются благотворные попытки расширить временные рамки диагностики при помощи предварительных пробных музыкальных занятий, проверок в группе, пробных уроков.
Так, используется так называемый экзамен-процесс, когда на приемных испытаниях в музыкальную школу вызывается не один ребенок, а сразу группа детей и, предложив умеющему исполнить выученную пьесу, педагог наблюдает за поведением остальных; или же приемные испытания проводят в виде коллективного урока, на котором стремятся выявить инициативность, общее развитие, сообразительность и интересы детей. После самого испытания проводится еще несколько проверочных занятий, уточняющих полученные данные. Конечно, такой экзамен-процесс организационно осуществить не очень просто, но зато музыкальный руководитель, учитель музыки получат достаточные основания для того, чтобы судить о динамике развития способностей, как музыкальных, так даже и общих.
Ниже приведем описание приемов диагностики музыкальных способностей, имеющих форму тестов.
Методику тестирования рекомендуется дополнить педагогическими наблюдениями за музыкальной деятельностью ребенка. Это является залогом того, что подобная разносторонняя проверка будет содержать в себе необходимый запас объективности.
Тесты для диагностики уровня развития музыкальных способностей :
1. Ощущение музыкальной высоты. Ответить, какой из предложенных на фортепиано звуков выше, ниже?
2. Узнавание мелодии. Где, на каком слове изменилась мелодия, дважды проигранная взрослым? Различить песенки «Василек» и «Петушок» при звучании в разных тональностях.
3. Различение ладовых функций звуков мелодии. Отличить мажор от минора (если была проведена предварительная работа); какие слова относятся к какому варианту мелодии, которая играется в миноре, а затем в мажоре и наоборот.
4. Непроизвольные слуховые представления. Повторить спетую или сыгранную мелодию.
5. Гармоническое восприятие музыкальной высоты. Прослушать каждый из голосов двухголосной песни по отдельности, а затем и оба вместе; указать, где неточность. Проверка проводится на простом материале и лишь с теми ребятами, которые уже ознакомлены с предлагаемой методикой проверки.
6. Ощущение верной гармонизации. Отметить фальшивый аккомпанемент. Взрослый играет фрагмент мелодии, время от времени изменяя верную гармонию на фальшивую.
7. Интонирование голосом. Проинтонировать максимально точно фрагмент мелодии.
8. Произвольное оперирование музыкально-слуховыми представлениями. Допеть до конца несколько мелодий.
9. Воспроизведение временного хода музыкального движения. Прохлопать или простучать ритмическую основу предложенных ребенку мелодий.
Поиски рациональных методик диагностики музыкальных данных детей продолжаются.
Список использованной литературы:
1. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, 1997.
2. Тарасов Г. С. О коммуникативной природе музыкальных способностей // Актуальные проблемы музыкальной педагогики. – М., 1982.