МААМ-картинки

Проект «Дидактическая игра как форма развития детей раннего возраста»

Оксана Глоба
Проект «Дидактическая игра как форма развития детей раннего возраста»

Проект на тему :

«Дидактическая игра как форма развития детей раннего возраста»

Воспитатель:

Глоба О. В.

МБДОУ №14 "Сказка"

г. Ессентуки 2020г

Актуальность выбранной темы

Публикация «Проект „Дидактическая игра как форма развития детей раннего возраста“» размещена в разделах

Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного образования. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

В возрасте 2-3 лет ребёнок познаёт мир через наблюдение и воспроизведение определённых действий с реальными предметами. Ребёнку хочется всё потрогать руками, узнать назначение того или иного предмета. Таким образом, дидактические игры становятся важным средством сенсорного обучения, способствуют развитию интеллектуально-эмоциональной сферы, пробуждают интерес к обучению. Также в процессе действий с предметом важно возникающее в ходе игры общение ребёнка со взрослым, в результате чего развиваются мышление, эмоции, речь.

Исследования свидетельствуют о том, что дидактическая игра способствует развитию познавательной активности, у детей в ходе игр появляются первые навыки сравнения, обобщения. Познакомившись с новыми понятиями, ребёнок может совершенствовать в дидактической игре свои представления о них. Активизируя воображение малыша, воспитатель способен придать игровой деятельности творческий характер.

Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Дидактическая игра, используемая на занятии, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным.

Проблема проекта : С раннего возраста ребенок активно познает мир, исследуя все происходящее вокруг. Развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребенка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребенка наблюдению и выделению характерных признаков предметов: величину, форму, цвет; различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Но к сожалению, современные родители мало уделяют внимания играм со своими детьми. Общение заменяется большинством игрушек. Ребё нок часто слышит: "Иди, поиграй!". Не все родители задумываются, во что будет играть их ребёнок при столь сложном выборе. В мире существует большое количество различных развивающих игр.

Цель: совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме.

Задачи:

-изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;

-составить картотеку дидактических игр для детей раннего возраста;

-повысить компетентность родителей в вопросах обучения детей через дидактическую игру.

-развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.

Ожидаемые результаты:

• закрепление знаний у детей порядкового счета, названия геометрических фигур, временных представлений;

• положительная динамика в математическом развитии детей;

• совершенствование предметно-развивающей среды.

Сроки реализации и разработки: сентябрь 2020г- май-2021г.

Ресурсы проекта : наглядные материалы (карточки,

Планирование проекта :

Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы

Изучение методической литературы Сентябрь - май 1. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Вторая группа раннего возраста. «Мозаика-Синтез», Москва, 2015.

2. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез, Москва, 2008.

3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей детских садов. Под ред. С. Л. Новосёловой. Москва «Просвещение», 1977.

4. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста. Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).

Работа с детьми Сентябрь Знакомство детей с подвижными дидактическими играми. Совместная игровая деятельность.

Ноябрь Знакомство с дидактическими играми на развитие речи. Совместная игровая деятельность.

Январь Знакомство с дидактическими играми и упражнениями на формирование математических представлений. Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Март Знакомство с дидактическими играми по нравственному и трудовому воспитанию. Совместная игровая деятельность.

Апрель Дидактические игры на закрепление изученного материала. Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Май Дидактические игры на закрепление изученного материала. Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Работа с семьёй Сентябрь Анкетирование родителей «Что вы знаете о дидактических играх с целью выявления знаний родителей о дидактических играх, их значении в развитии ребёнка. Составление плана работы с родителями с целью повышения педагогической грамотности в вопросах развития и обучения своих детей.

Октябрь Консультация «Дидактические игры – что это такое?» Информация в уголке для любознательных родителей.

Ноябрь Подготовка к проведению мастер-класса (сбор информации, составление конспекта, подготовка материала и оборудования, подготовка перечня литературы и интернет-ресурсов для самостоятельного получения родителями дополнительной информации). Мастер-класс «Дидактические игры и упражнения для развития цветовосприятия и цветоразличения»

Январь Подготовка информации, сбор фотоматериалов по теме «Дидактические игры с предметами для детей 2-3 лет» Презентация «Дидактические игры с предметами для детей 2-3 лет»

Март Привлечение родителей к созданию дидактических игр своими руками. Конкурс «Лучшая дидактическая игра своими руками».

Май Подготовка информации к отчёту (сбор информации, фотографий). Отчёт «Как мы играли и чему научились в первый год пребывания в детском саду»

Самореализация Сентябрь-май Сбор информации для составления картотеки дидактических игр. Составление картотеки дидактических игр.

Ноябрь Консультация для педагогов «Дидактическая игра в жизни ребёнка». Выступление на педсовете.

Февраль Мастер-класс «Дидактические игры для детей раннего возраста» Выступление на семинаре-практикуме.

Май Отчёт о результатах работы по теме самообразования. Выступление на итоговом педсовете.

Сентябрь:

• Изучение методической литературы

• Участие в семинарах ДОУ

• *Выступление на педсовете «Значение дидактической игры в жизни детей»

Октябрь

• Д/ Игра «Поварята»

• Пальчиковая - Печатные развивающие игры «Картинки-половинки», «Лото», «Чей малыш?», «Большие и маленькие» и т. д.

• Д/игра «Чей голос?»,

«Где кто живет?»

Дидактические игры и упражнения для закрепления формы

• Собери кошку»,

«Расскажи сказку»

Ноябрь:

Дидактическая игра «Матрешка». «Спрячь козленка»

• Рассматривание игрушек, предметных и сюжетных картинок,

• Отгадывание загадок (альбом загадок,

• Рассматривание иллюстраций «Транспорт»,

Повторение знакомых потешек: «Пошел котик на торжок», «Сорока»

• Драматизация по сказке «Репка"

Декабрь

Дидактические игры с применением картинок: «Птицы», «Покажи правильно»,

«Не ошибись»

Игра-драматизация народной сказки «Колобок»

с использованием настольного театра

Январь

• "Найди предмет такой же формы" (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)

• ,Какая фигура пропала?» (определение фигуру спрятанную из четырех геометрических фигур)

• «Собери колечко для пирамидки желтое (зеленое)

• Игры с прищепками «Лучики», «Ежик»

Февраль

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины:

«Самая длинная, самая короткая» (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)

«Разноцветные кружки» (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)

«В какую коробку?» (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера

«Выложи предмет по величине»

Март

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета. ,Какого цвета не стало, ,Какого цвета предмет, (предложить подобрать необходимый цвет для предмета) ,Собери картинку, (предложить подобрать разноцветные кружочки в соответствии с цветом и размером)

Апрель

Дидактические игры и упражнения

«Какие разные предметы» : определи на ощупь (бумага,мех, дерево, камень); тонет не тонет; игры с бумагой (летает,рвется, плавает, можно сжать в комочек)

МАЙ

• Проведение итоговых НОД.

• Участие в работе педсовета, подведение итогов об усвоении программы в первой младшей группе.

• Проведение родительского собрания подведение итогов учебного года.

Работа с детьми велась на протяжении всего дня, включалась в разные виды детской деятельности, а также в режимные моменты:

• во время кормления («Какого цвета суп», «Чем пахнет сок», «Какой формы печенье») ;

• умывания («Теплая – холодная водичка», «Какого цвета мыло и чем оно пахнет», «Намыль белые перчатки») ;

• при одевания («Найди пару к носочку», «Какого цвета одежда», «Чей шарфик длиннее») ;

• во время прогулки («Приятный аромат цветов», «Шуршание листьев», «С какого дерева листочек», «Сделай отпечаток на снегу и песке») ;

• в развлечениях («Праздник мыльных пузырей», «Разноцветные шарики», «В гостях у Петушка», «Веселые матрешки»)

• в экспериментальной деятельности (игры с водой, игры с песком, игры со снегом, листьями) ;

• в игровой деятельности («Строители», «Накормим куклу», «Погладь разноцветные полотенца», «Разложи посуду по полочкам», «Найди тарелочку для чашечки», «Собери картинку», «Собери пазлы» и пр.) .

Заключение:

В результате изучения данной темы мною были сделаны следующие выводы:

дидактическая игра имеет огромное значение в сенсорном воспитании, это наиболее приемлемый и эффективный способ сообщения знаний ребенку. Она помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор, способствует формированию его личности.

Процесс сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

1. отбор содержания дидактических игр, которое будет близким опыту детей с постепенным усложнением дидактического материала;

2. работа по сенсорному развитию должна выстраиваться с соблюдением следующих принципов: наглядности, доступности и прочности, систематичности и последовательности;

3. содержание работы по сенсорному развитию будет реализовываться в разных видах деятельности детей.

Список используемой литературы:

1. Зворыгина Е. В., Карпинская Н. С., Кононова И. М. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста : Пособие для воспитателя детского сада. М. : Просвещение 1985 г. – 144 с. с ил.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М. : Просвещение 1985 г. – 176 с. с ил.

3. Венгер Л. А. Дидактические игры по сенсорному воспитанию дошкольников. М. : Просвещение 1978 г. – 96 с. с ил.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Мячбол» для детей раннего развитияДидактическая игра «Мячбол» для детей раннего развития Игра "Мячбол" Цель игры: поднимая и опуская ткань не дать мячику улететь с полотна. Задачи: учиться играть в команде, всем вместе, сообща.

Дидактическая игра «Чудесная коробочка» для детей раннего возрастаДидактическая игра «Чудесная коробочка» для детей раннего возраста Игра предназначена для развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста. Использование игры в работе с детьми даёт.

Дидактическая игра для детей раннего возраста «Цветные баночки»Дидактическая игра для детей раннего возраста «Цветные баночки» Цель: формировать у детей умение соотносить цвет бантиков и подарков с цветом баночки; развивать у детей мелкую моторику. Материал:баночки.

Дидактическая игра для детей раннего возраста «Весёлая матрёшка»Дидактическая игра для детей раннего возраста «Весёлая матрёшка» Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру "Весёлая матрёшка", матрёшки получились большие высотой 35 см, удобно малышам будет играть.

Дидактическая игра «Кто это и чем питается» для детей раннего и младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Кто это и чем питается» для детей раннего и младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Кто это и чем питается». Цель: Закреплять знания детей о питании животных и птиц. Задачи: 1. Закреплять и расширять.

Дидактическая игра «Матрешки» для детей раннего и младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Матрешки» для детей раннего и младшего дошкольного возраста Цель игры: Закрепление у детей знаний о четырех основных цветах и понятий один - много, большой - маленький. Задачи: 1) расширять у.

Дидактическая игра «Озорные кружочки» для детей раннего возрастаДидактическая игра «Озорные кружочки» для детей раннего возраста Игра предназначена для развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста. Можно проводить как в индивидуальной форме,.

Дидактическая игра «Сенсорный домик» для детей раннего возрастаДидактическая игра «Сенсорный домик» для детей раннего возраста Дидактическая игра для детей раннего возраста. «Сенсорный домик» Цель: развивать работу по сенсорному развитию детей раннего возраста..

Дидактическая игра «Укрась Неваляшку» для детей раннего дошкольного возрастаДидактическая игра «Укрась Неваляшку» для детей раннего дошкольного возраста Доброй ночи, уважаемые коллеги. К празднику "Неваляшек" на MAAM.РУ предлагаю вашему вниманию, дидактическую игру: "Укрась Неваляшку". "Неваляшка".

Лэпбук «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста»Лэпбук «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста» Уважаемые коллеги, сегодня я хочу представить Вам ЛЭПБУК, в котором размещены дидактические игры на развитие памяти, внимания, мышления,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Дидактическая игра как форма развития детей раннего возраста»
Опубликовано: 26 февраля 2020 в 20:14
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД