Валентина Брусняк
Дидактическая игра как средство развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра как средство развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста
Проблема математического развития детей дошкольного возраста – одна из актуальных в дошкольной педагогике, что подтверждается обилием публикаций по этой теме, а также практикой воспитателей детских садов. Анализ научных исследований (А. М. Леушина, Н. И. Непомнящая, А. А. Столяр и др., педагогического опыта убеждает в том, что рационально организованное обучение дошкольников математике обеспечивает их общее умственное развитие.
Публикация «Дидактическая игра как средство развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
На умственное развитие детей существенное влияние оказывает получение ими математических представлений, определяющих формирование умственных действий, необходимых в познании окружающего мира. К сожалению, сегодня достаточно много детей испытывает трудности в овладении математическими знаниями, поэтому важнейшей задачей педагогов и родителей является развитие у дошкольников интереса к математике, начиная с дошкольного возраста. Приобщение к математике в занимательной, игровой форме поможет детям в дальнейшем легче и быстрее усвоить школьную программу по данному предмету.
Развитию у дошкольников математических представлений способствует игровая деятельность, в частности дидактическая игра. Дидактическая игра требует усидчивости, серьезного настроя на результат, активного мыслительного процесса.
Под дидактическими играми понимают разновидность игр с правилами, которые специально создаются для воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных педагогических задач обучения детей, хотя в них заложены и воспитательное, и развивающее начала.
Опыт работы с детьми средней группы ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный СП Детский сад «Чудо-град» показывает, что развитие математических представлений у дошкольников протекает более эффективно при проведении дидактических игр.
Нами был разработан и внедрен в практику работы с детьми средней группы комплекс дидактических игр, в который вошли: дидактические игры Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко из сборника «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста», А. К. Бондаренко из книги «Дидактические игры в детском саду», игры Н. Ф. Губановой, а также авторские дидактические игры.
Цель комплекса – формирование математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи комплекса:
1. Упражнять детей в счете, определении пространственных и временных представлений, геометрических фигур.
2. Развивать логическое мышление, познавательные способности.
3. Формировать навыки и умения учебной деятельности.
4. Формировать умения сравнивать, обобщать, анализировать.
5. Воспитывать интерес к математике.
Дидактические игры по формированию математических представлений условно можно разделить на следующие группы:
- игры с цифрами и числами;
- игры на ориентировку в пространстве;
- игры-путешествия во времени;
- игры с геометрическими фигурами;
- игры на развитие логического мышления.
Для обучения детей счету в прямом и обратном порядке, закрепления образа цифр провожу следующие дидактические игры : «Волшебные ниточки», «Угадай, какое число пропущено?», «Найди себе место», «Назови соседей», «Помоги сосчитать», «Составь цифру», «Сколько?», «Найди портрет числа» и другие.
Дети учатся ориентироваться в пространстве, овладевают умением определять словом положение предмета по отношению к другому в дидактических играх «Где находится?», «Что внизу, что наверху?», «Найди игрушку», «Путешествие по комнате», «Робот», «Где слышно?» и других.
Очень нравятся детям средней группы игры-путешествия во времени: «Времена года», «Когда это бывает?», «А что потом?», «Когда ты это делаешь?» и другие.
Представление о форме предметов, знания детей о геометрических фигурах закрепляются с помощью таких игр, как «Домино», «Найди, что спрятано», «Выложи орнамент по рисунку», «Из каких фигур состоит рисунок?», «Найди предмет такой же формы», «Подбери пару», «Найди домик», «Найди фигуры», «Найди и назови», «Мы – артисты».
Для развития логического мышления, формирования умений рассуждать, делать умозаключения используются дидактические игры «Зверюшки на дорожках», «Так бывает или нет?», «Что лишнее?», «Распутай путаницу», «Помоги Деду Морозу», «Пятый лишний», «Нелепицы».
Дидактические игры размещены в уголке математического развития «Веселая математика». Уголок красиво оформлен, что стимулирует у детей желание самостоятельно заниматься в нем. Красочные, яркие дидактические материалы для дидактических игр привлекают внимание детей.
В результате реализации комплекса игр дети средней группы стали более активны во время образовательной деятельности, использование дидактических игр позволило стимулировать их интерес к математике. С помощью дидактических игр нам удалось закрепить навыки детей в прямом и обратном счете, навыки ориентировки в пространстве (безошибочно словом определяют положение предметов, ориентируются в пространстве) и во времени (называют верную последовательность частей суток, дней недели, знания о геометрических фигурах (дети знают названия геометрических фигур, могут в окружающих предметах найти форму треугольника, круга, овала, квадрата, прямоугольника). Дидактические игры для развития логического мышления способствовали формированию у детей умений рассуждать, делать умозаключения.
Таким образом, для развития у детей среднего дошкольного возраста элементарных математических представлений целесообразно использовать разнообразные дидактические игры.
Брусняк Валентина Николаевна, воспитатель ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный СП Детский сад» «Чудо-град», Самарская область