МААМ-картинки

Дидактическая игра как средство развития математических способностей детей среднего дошкольного возраста

Татьяна Поваляева
Дидактическая игра как средство развития математических способностей детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Математическое развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.

Публикация «Дидактическая игра как средство развития математических способностей детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Под математическим развитием следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций. Формирование математических представлений - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель - не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. А самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка : на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся. Познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Ребёнка окружают игры, развивающие его мысль и приобщающие его к умственному труду. Например, игры из серии: "Логические кубики", "Уголки", "Составь куб" и другие; из серии: "Кубики и цвет", "Сложи узор", "Куб-хамелеон" и другие. Нельзя обойтись и без дидактических пособий. Они помогают ребёнку вычленить анализируемый объект, увидеть его во всём многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить элементарные отношения, сходства и отличия. К дидактическим пособиям, выполняющим аналогичные функции, относятся логические блоки Дьенеша, цветные счётные палочки (палочки Кюизенера, модели и другие.

Дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают и явления окружающей действительности и познают мир. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. Вначале увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес к самому предмету обучения

Внимание детей в средней группе (4- 5 лет) очень неустойчиво. Для прочного усвоения знаний детей необходимо их заинтересовать. Непринужденный разговор с детьми, который ведется в неторопливом темпе, привлекательность наглядных пособий, игрушек – все это создает хороший эмоциональный настрой. Обучая детей в детском саду, воспитатели широко используют дидактические игры и игровые упражнения. Родители же дома могут применять любые предметы бытового обихода, при этом обучать детей математике.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДОМА

«Палочки Кюизенера»

При помощи палочек различного цвета и величины дети овладевают абстрактным мышлением. Использование «чисел в цвете» позволяет развить представление о числе на основе счета и измерения, учит делить целое на части, измерять объекты условными мерками, позволяет поупражняться в запоминании состава чисел, вплотную подойти к основным математическим действиям.

Во время игровых занятий дети легко усваивают понятия «левое», «длинное», «между», «каждый», «один из.», «быть не одного цвета» и многие другие. Это дидактическое пособие соответствуют специфике и особенностям математических представлений дошкольников, уровню развития детского мышления.

«блоки Дьеныша»

Для чего предназначены логические блоки Дьенеша? :

• знакомство с геометрическими фигурами, их видами;

развитие логического мышления;

• формирование умения отличать цвета, форму, размер, толщину;

развитие творческих способностей.

• Кроме того, постоянно занимаясь по системе Дьенеша ваш ребенок научиться : анализировать, сравнивать, абстрагировать, классифицировать, обобщать. Все эти навыки помогут ему в дальнейшем обучении в школе.

Кубики «Сложи узор»

Задания разработаны так, что если с первыми ступенями справятся даже 2-летний ребенок, то самые сложные требуют смекалки и интеллектуального напряжения даже от взрослого.

С помощью этих кубиков ребенок любого возраста может самостоятельно обучаться, идя от простого к сложному и выбирая уровень сложности по своим способностям. Поднимаясь самостоятельно по лестнице знаний - от первой ступеньки до самого потолка - он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал. Развитие идет постепенно, на каждом этапе ребенок максимально использует свои интеллектуальные силы.

В игре "Сложи узор" хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу - важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию.

«Геометрический конструктор»

Цель: Формировать наглядно-образное мышление, устойчивость и произвольность деятельности (творческая фантазия и креативные способности). Учить анализировать расположение фигур. Составлять фигуры-силуэты, ориентируясь на образец, сравнивать конфигурацию, находить в фигурах общее и различие. Совершенствовать развернутое учебное высказывание.

«Математический планшет»

Математический планшет представляет собой квадратное поле с 25 штырьками для рисования резиночками. Это задания на знакомство с геометрическими фигурами, на ориентацию в пространстве, на симметрию, на выкладывание цифр. С помощью доски с кнопочками и резиночек ваш ребенок сможет самостоятельно создавать оригинальные рисунки, фантазировать, творить, конструировать. Уникальная методика "рисования резиночками" даст ребенку возможность прочувствовать пальцами форму геометрических фигур, научит ориентироваться на плоскости, работать по предложенной схеме и созидать самостоятельно, наладит связь между живым объектом и его схематичным изображением, развивая абстрактное мышление, воображение, а так же поспособствует развитию таких качеств, как внимание и усидчивость. Игра способствует развитию логики, мелкой моторики, помогает постичь азы геометрии, свободно ориентироваться на плоскости, комбинировать.

Также используются такие игры: «Найди крышку для каждой коробки», «Подбери заплатку», «Колумбово яйцо», «Танграм». Дети выкладывают фигурки как по образцу, так и по памяти. Закрепляя геометрические фигуры использую игры: «Геометрическое лото», «Кодирование фигур». Для развития зрительного внимания играть в игру : «Сосчитай сколько треугольник, кругов».

Игра "Собери снеговика".

ЦЕЛЬ: развитие умения выполнять действия с предметами разной величины, тренировка мелкой моторики руки.

Дидактическая игра «Паркет»

Цель: формирование пространственного мышления у детей.

Задачи:

-развивать внимание, воображение, графические способности;

-упражнять в умении комбинировать, ориентироваться на плоскости;

-воспитывать у ребёнка усидчивость, самостоятельность, творческое мышление.

Детей необходимо заинтересовывать предстоящей работой, воспитывать у них интерес к получению знаний. Дети лучше воспринимают, понимают и запоминают материал, когда применяется дидактическая наглядность. Дидактические игры являются эффективным средством в развитии математических представлений у детей.

Публикации по теме:

Презентация «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математической деятельности» Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, интеллектуально-творческих умений и способностей, которые позволяют.

Развитие элементарных математических представлений у детей посредством дидактических игр «Развитие элементарных математических представлений у детей посредством дидактических игр» Название проекта: Развитие элементарных математических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство развития математических способностей детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 февраля 2015 в 21:39
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра как средство развития математических способностей детей среднего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Поваляева (УИ 296121) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД