МААМ-картинки

Дидактическая игра как средство развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Анна Янцохина
Дидактическая игра как средство развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Проблема развития памяти детей актуальна тем, что это психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы всё чаще встречаются вопросы о роли памяти в умственном развитии ребёнка, об определении сущности механизмов памяти.

Публикация «Дидактическая игра как средство развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах

Память - запечатление, сохранение и последующее воспроизведение индивидом собственного опыта. Как показали исследования Л. В. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого: память выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием, способствующим развитию личности, то есть значительной степени определяет успешность учебно- воспитательной деятельности в ДОУ.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития познавательных процессов у детей с речевыми нарушениями в силу повышения требований к качеству получения знаний.

Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель - запомнить и припомнить, сосредоточить внимание. Сами условия игры требуют от участников сосредоточенности на предметах, включённых в игровую ситуацию.

Основная особенность дидактической игры определена их названием: это игры обучающие. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций.

Важным приёмом улучшения памяти у детей является формирование специальных мнемических действий, в результате освоения которых ребёнок оказывается способным лучше запоминать предлагаемый материал за счёт сознательной организации самого процесса познания с целью запоминания.

Развитие подобных действий ребёнка проходит через 3 основных этапа.

1. этап - мнемические познавательные действия ребёнка, организованные у него взрослым человеком во всех деталях.

2. этап - дети уже способны самостоятельно классифицировать, распределять предметы по группам на основании общих признаков.

3. этап - наблюдается полное овладение структурой и выполняются познавательные действия в уме.

> Я начну, а ты закончи.

> Чего не стало.

> Вчера, сегодня, завтра.

> Вспомни, как было.

> Сломанный телефон.

> Найди отличие.

> Выучи слова.

> Узнай фигуры.

Практическое исследование показало, что основным средством развития памяти детей - логопатов старшего дошкольного возраста являются и следующие игры и упражнения:

Существуют так же специальные технологии запоминания (мнемические приёмы, соблюдение которых помогает совершенствовать память. Так, запоминанию помогает:

• Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации. Последовательность цветов в спектре легко запомнить по фразе: каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

• Приём ритмизации - перевод информации в стихи, песни, определённые ритмы.

• Запоминание терминов с помощью созвучных слов.

• Находить яркие, образные картинки, из которых можно слепить единый образ.

Метод Цицерона: расставить запоминаемые слова в своей хорошо знакомой комнате.

При запоминании цифр можно:

- соотнести цифры с некоторыми знаменательными датами

- заменить цифры образами

Исходя из этого следует, что в ДОУ дидактическая игра оказывает положительное влияние на развитие памяти детей старшего дошкольного возраста.

В основе памяти лежат анатомо-физиологические предпосылки, которые ставят «пределы» работы нашей памяти, но фонд человеческой памяти достаточно пластичен и его развитие связано с активностью и настойчивостью усилий самой личности.

Публикации по теме:

«Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста». Презентация 1 слайд. Представление 2 слайд. Социально - экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной.

Патриотическая акция «Помни меня» в ИркутскеПатриотическая акция «Помни меня» в Иркутске Иркутск присоединился в апреле этого года к всероссийской патриотической акции "Помни меня". Ради сохранения памяти о земляках, принимавших.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Опубликовано: 30 января 2015 в 14:22
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД