Татьяна Богомолова
Дидактическая игра «Волшебные кубики» как средство развития речи детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего возраста
Жизнь современного ребенка, члена современного, компьютеризированного общества, такова, что чуть ли не с рождения, он учится нажимать на кнопочки клавиатуры компьютера, водить еще не смышленым пальчиком по экрану планшета или телефона. Как хорошо, ребенок увлеченно смотрит какой-нибудь мультик и молчит, ни кому не мешает, мама занимается другими делами.
Публикация «Дидактическая игра „Волшебные кубики“ как средство развития речи детей младшего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Кубики. Игры с кубиками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2024
Компьютеризация, искусственный интеллект, все это замечательно, но если вы хотите вырастить полноценного члена общества, доброго, отзывчивого человека, нужно с раннего детства общаться с ребенком, читать ему сказки, играть в различные совместные игры, как можно больше времени проводить вместе с малышом. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького человека наиболее подходящей формой обучения.
Методические рекомендации к пособию «Волшебные кубики».
Пособие рекомендовано для детей 2-3лет
Дидактическое пособие предназначено для развития всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности. Пособие может применяться в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.
Целью данного пособия является развитие наглядно – действенного мышления и простейшие виды речевых суждений у детей.
Задачи: - Расширять ориентировку ребенка в окружающем, устанавливать простейшие связи между предметами.
- Формировать словарь, развивать память, мышление, зрительное восприятие и внимание, творческое восприятие.
- Воспитывать умения сотрудничества в игре.
Пособие изготовлено из разноцветных пластмассовых кубиков, нанизанных на деревянный стержень. Для того, чтобы удобнее было вращать кубики имеются ручки. На кубиках наклеены иллюстрации из серии «Игрушки», «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные». При изучении другой темы, кубики меняются. Главное требование к данному пособию - доступность, соответствие возрасту и возможностям ребенка. Его легко можно сделать родителям в домашних условиях и убедится в его уникальности.
Пособие «Волшебные кубики» объединяет в себе цикл игр, таких как: «Назови одним словом», «Что лишнее», «Кто как говорит?», «На каком кубике живет?», «Выложи так же», «Один - много» и др. В начале игры, количество предлагаемых кубиков сочетается с ознакомлением цвета, постепенно кубики добавляются, и правила игры усложняются. Сличение и сортировка предметов, умение находить у них то общее, что их объединяет, и то, что их различает, учит ребенка самостоятельно мыслить. Проводя занятия по сличению признаков предметов, нужно соблюдать следующие условия: - учить ребенка фиксировать взгляд на предмете, для этого нужно неоднократно напоминать: «Посмотри внимательно. Посмотри глазками», поэтому работу над словесным обозначением предметов надо проводить после овладения детьми фразной речью. Работая с неговорящими детьми, взрослый берет на себя две роли: самого себя (обучающего) и ребёнка (обучаемого). Взрослый сам спрашивает и сам отвечает. Целью таких «диалогов» с неговорящими детьми заключается в том, чтобы способствовать развитию у них памяти, внимания, понимания речи и вызывать желание подражать речи окружающих.
Например, игра «Назови одним словом»
Игра учит детей классификации предметов. Взрослый спрашивает: «(имя ребенка) скажи, пожалуйста, что находится на желтом кубике?» (Делать акцент на тот кубик, на котором находится нужный предмет.) Ребенок отвечает. После того, как ребенок назвал все 4 предмета, взрослый спрашивает «Как назвать эти предметы одним словом?». Например: «Яблоко, груша, слива, лимон – что это?» - «Фрукты». Впоследствии, правила усложняются, взрослый задаёт вопросы, например: «Какой этот фрукт по вкусу?», «На какого цвета кубике он находится?» и д. р.
В игре «Домашние животные»- дети знакомятся и запоминают домашних животных, звукоподражают им. Вопросы могут повторяться.
В игре «Что лишнее» развивается память, внимание. Дети находят лишний предмет и стараются обосновать свой ответ. Почему данный предмет лишний.
Проводя игры - загадки (о предметах, об игрушках, не называя хорошо знакомый ребенку предмет или игрушку, нужно предложить угадать (узнать, о ком или о чем вы говорите. Например: «Угадай, о ком я рассказываю: она в красивом платье, она умеет открывать и закрывать глазки, ты очень любишь с ней играть», ребёнок отвечает - «Кукла».
Перед каждой игрой рекомендуется проводить артикуляционную гимнастику, несколько упражнений нейрогимнастики, упражнения с шариками су-джок. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное оздоравливающее влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи ребенка. Такие упражнения особенно полезны детям со значительным отставанием в развитии речи.
Целенаправленная, систематизированная работа по развитию речи детей, используя пособие «Волшебные кубики», значительно повышает коммуникативные способности детей. Дети умеют классифицировать предметы, речь богата существительными, прилагательными и глаголами, без замедления отвечают на простейшие вопросы («Что это?», «Кто это?», «Как говорит?», «Где живет?», «Какой по вкусу?», «Мой, моё, моя, мои.». На заданные вопросы дети отвечают полным предложением. Дети трех лет, умеющие говорить, по собственной инициативе или по просьбе воспитателя могут рассказать о том или ином предмете в пособии.