Дидактическая игра как средство развития сенсорных эталонов детей младшего возраста

Александра Мокроусова
Дидактическая игра как средство развития сенсорных эталонов детей младшего возраста

Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление сложное. В отличие от учебных занятий в дидактическойигре действуют два начала: учебно-познавательное и игро-занимательное. В соответствии с этим воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя. Учебно-познавательная сущность каждой дидактической игры представлена определенными дидактическими задачами, к примеру, цели сенсорного и интеллектуального развития детей. Наличие дидактических задач, которые содержат обучающие игры, придает игре целенаправленный, дидактический характер.

В опыте сенсорного воспитания детей используются следующие виды дидактических игр:

Игры - поручения, которые основаны на интересе детей к действиям с игрушками и предметами (подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т. д.);

Игры с прятаньем и поиском, которые основаны на неожиданном

появлении или исчезновении предметов, процесс их поиска и

нахождения;

Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекают детейсвоей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь», «Что изменилось»;

Сюжетно - ролевые игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций;

Игры - соревнования: «Кто быстрее», «Кто первый», «Кто больше»;

Игры в фанты или в запретный «штрафной» предмет (картинку) или его свойства (цвет).

Значение сенсорного развития ребенка для в его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования эффективных средств и методов сенсорного воспитания. Главное направление сенсорного воспитания состоит в вооружении ребенка сенсорной культурой.

В ходе исторической практики можно выделить системы тех сенсорных качеств,которые наиболее значимы для той или иной деятельности: системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, цвета, величины.

Сенсорные эталоны цвета представлены семью цветами спектра и их оттенками по светлоте и насыщенности. В качестве сенсорных эталонов формы выступают геометрические фигуры. Эталон величины – метрическая система мер. Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о явлениях и предметах действительности. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.

Первый этап происходит на 3-ем году жизни. Малыш начинает называть крышами треугольные формы; про круглые формы говорит, что они похожи на мячики. При восприятии одного предмета другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети учитывают их внешние свойства.

В раннем детстве еще нет необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа готовит их к последующего усвоения эталонов, т. е. строится таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств, что требует знакомства с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты. Система включает в себя прежде всего основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный, 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, разновидности величины (большой, средний, маленький, то, по-видимому, нужно, чтобы у ребенка складывались в первую очередь представления именно об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения.

Второй этап - средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети познают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Например, в игре «Спрячь мышку» дети знакомятся с эталонами формы и т. д.

Особое место занимают эталоны величины, которые носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другим. Мы говорим, что арбуз большой, а яблоко - маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы в словесной форме.

Третий этап - на 4-5 году жизни, дети начинают их систематизировать, уже владея сенсорными эталонами. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон - «короткими» и «длинными». От глобальной оценки величины предмета (большой – маленький)дети переходят к выделению ее параметров: высоты, ширины, длины; учатся выстраивать сериационный ряд. Соответственно усложняются в дидактической игре.

Одним из основных средством развития сенсорики у детей являются дидактические игры, которые необходимо проводить в определенной системе, тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей. Дидактические игры учитываются по возрасту, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.

В дидактических играхнадо предоставлять детям возможность:

1. Повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии;

2. Оформлять чувственное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;

3. Делать первичные обобщения, группировать предметы по их общему свойству;

4. Соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами).

Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируется выдержка, корректность, доброжелательность.

Все дидактическиеигры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. В этих играхс их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В данных играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др., что очень важно для развития отвлеченного, логического

мышления.

Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами, к таким предметам можно отнести шарики и кубики из дерева и пластика, разные по цвету и величине. Это позволяет упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например, отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики, или игрушки,необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, строителей и др.

Если в группе есть природный материал (семена растений, листья,

разнообразные цветы, камушки, ракушки). Их применяют при проведении

таких дидактических игр, как "Чьи это детки?", "От какого дерева лист?",

"Собери букет из осенних листьев", и др. Воспитатель организует их во

время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой. В таких играх

закрепляются знания детей об окружающей их природной среде,

формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и

воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры инсценировки. В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавец и покупатель в играх типа "Магазин", пекарей в играх "Пекарня" и др. В игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях.

Настольно-печатные игры.

Настольно-печатные игры – более интересное занятие для детей. Они

разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и

развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение средиразных картинок найти одинаковые: две юбки, одинаковые по цвету, фасону и др.Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам,но и по смыслу: найти среди всех картинок два поезда. Поезда, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.

Подбор картинок по общему признаку. Детям требуется некоторое

обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре "Что

растет в саду (лесу, городе?" дети подбирают картинки с соответствующими

изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют их по одному признаку картинки. Составление разрезных картинок и кубиков.

Задача данного этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. В младших группах картинки разрезают на 2 -4 части. Для игры в младшейгруппе на картинке изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др.

Словесные игры.

Словесные игры построены на словах и действий играющих. В таких

играх дети учатся, опираться на имеющиеся представления о предметах,

углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети

самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи, а именно, описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах.

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы:

В первую входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов,явлений: "Отгадай-ка?", "Магазин", "Да – нет";

Во вторую группу входят игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные

умозаключения: "Похож – не похож", "Кто больше заметит

небылиц?";

В третью группу входят игры, с помощью которых развиваетсяумение обобщать и классифицировать предметы по различным признака объединены в третьей группе: "Кому что нужно?", "Назови три предмета", "Назови одним словом" и др;

В четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки,чувства юмора: "Испорченный телефон", "Краски", "Летает – не летает".

Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор. Способствует формированию его личности.

Значение сенсорного воспитания ребенка для его будущей жизни выдвигает задачу разработки и использования наиболее эффективных

средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. В дидактической

игре ребенок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные

задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и

признакам, отгадывать предметы и действия по описанию, придумывать

рассказы. Дети должны уметь найти ответ, догадаться, сравнить, сравнить,

сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт.

Проявляют сообразительность, умение самостоятельно решать задачи,

способность к волевому усилию при достижении поставленной цели. Исходя

из этого, можно считать, что дидактическая игра является ценным средством

воспитания сенсорной активности детей. В игре дети охотно учатся

сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Она делает любой учебный материал увлекательным, вызывает у воспитанников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста.Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра. «Подбери чашку к блюдцу».Цель. Учить детей называть и различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. Закреплять умение.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Найди отличия
  • Найди отличия
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство развития сенсорных эталонов детей младшего возраста
Опубликовано: 3 декабря 2020 в 21:12
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 января. День Емели на МААМ

Небылицам и сказочным историям посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы прочитать ребенку сказку про Емелю и позаниматься с ним творчеством и...

21 января. Международный день объятий

Не забудьте в этот день обнять своих родных, близких, деток и даже себя! В этом холодном мире так важно делиться друг с другом душевным теплом и позитивной энергией. Очередной тематический день мы...

Конспект занятия по рисованию «Портрет Снежной королевы» в подготовительной группе
Цель: Продолжить знакомство детей с портретным жанром. Развивать воображение, умение проявлять творческую инициативу. Задачи: 1. Вызвать интерес к...
Народные игры и забавы с детьми зимой на свежем воздухе
Народные игры и забавы с детьми зимой на свежем воздухе.  Наступления зимы с нетерпением ждут все – малыши, подростки и взрослые. Чистый белый...
Фотоотчёт о занятии по рисованию в средней группе «Моё село»
Цель: Учить детей передавать в рисунке образ села. Развивать образные представления, воображение, самостоятельность и творчество в изображении села....