Татьяна Святобогова
Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников
«Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников»
Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников»
Публикация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Человек - часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле. Все это побуждает к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты.
Самые маленькие жители Земли - дети дошкольного возраста. Они объединяют вокруг себя многих взрослых: родителей, родственников, воспитателей.
Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении к природе.
Дидактической игре придается большое внимание, эффективно влияющее на развитие интеллекта, на формирование экологической культуры подрастающего поколения, что подтверждает опыт многолетней практики.
В отечественной педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы, ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л. А. Венгер, А. Л. Усова, В. Н. Аванесова и другие.
Игровые действия составляют основу дидактической игры. Без них невозможна сама игра, а обязательным компонентом являются сами правила, благодаря которым педагог управляет поведением воспитанников.
Таким образом, дидактическая игра помогает развитию познавательных способностей, получению новых знаний, их обобщению и закреплению. В процессе игры дети усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности. В ходе дидактических игр многие сложные явления (в том числе явления природы) расчленятся на простые, и наоборот, единичные обобщаются, следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность. Некоторые дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях. В процессе таких игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности.