МААМ-картинки

Сказка как средство экологического воспитания старших дошкольников

Наталья Хаванева
Сказка как средство экологического воспитания старших дошкольников

Аннотация: Данная статья раскрывает роль сказок в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Экологическая сказка является самым действенным способом для привития детям интереса, желания познакомиться с окружающим миром, любви и бережного отношения к ней.

Ключевые слова: Экологическое воспитание, развитие, сказка, старший дошкольный возраст.

Публикация «Сказка как средство экологического воспитания старших дошкольников» размещена в разделах

В настоящее время остро стоит проблема экологии : загрязняется окружающая среда, исчезают многие виды животных и растений, и это напрямую зависит от нашего отношения к природе. Экологическую культуру нужно прививать с малых лет. Поэтому является актуальным экологическое воспитание дошкольников.

Многие исследователи обращали внимание на проблему экологического воспитания (Н. А. Рыжова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева, А. Н. Захлебный, В. К. Фокина и другие). Их исследования показывают, что из экологического кризиса людей может вывести только экологическое мировоззрение и культура. Они считают, что для экологического воспитания детей необходимо создать педагогические условия, которые будут способствовать постепенному формированию экологических знаний, взглядов, убеждений, и на основе этого выстроить осознанные действия по охране окружающей среды.

В дошкольном возрасте у ребенка формируются основы восприятия мира. Маленькие дети очень эмоционально относятся, радуются и огорчаются, переживают вместе с окружающей их живой и неживой природой. И задача взрослых сформировать у ребенка положительное отношение к природе, научить его любить и бережно относиться к окружающей среде.

Цель нашего исследования: выявить значимость сказок в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Прививать экологическую культуру детей с помощью экологических сказок;

2. Формировать элементарные экологические знания детей старшего дошкольного возраста;

3. Развивать интерес и желание познать окружающий природу;

4. Развивать умение сопереживать, сочувствовать, желание оказать посильную помощь объектам природы;

5. Воспитывать заботливое, бережное и гуманное отношение к окружающему нас миру.

Сказка имеет огромное значение в экологическом развитии ребенка. Дети любят слушать сказки с самого раннего возраста, и остаются любимыми для них на протяжении всего дошкольного возраста. Именно со сказки начинается его знакомство с окружающим миром в целом.

Благодаря экологическим сказкам дети учатся познавать окружающий мир, понимают значимость своих поступков по отношению к природе, начинают понимать к чему приводят те или иные поступки и что ответственны за сохранение ее богатства и красоты.

Детям очень нравится инсценировать отрывки из понравившихся экологических сказок. Сказки, переделанные на экологический лад, например, «Высотный терем» вызывает у детей неподдельный интерес, и они с радостью принимают участие в обыгрывании сказки, охотно отвечают на вопросы по содержанию сказки (Как вы думаете, о чем могут разговаривать деревья и птицы? Какие деревья больше всего любят птицы? Если бы вы были деревом, каких птиц пригласили бы жить в гнездах на ветках и почему). После прочтения сказки дети рисуют дерево – теремок и его обитателей (утку, дятлов или стрижей) на выбор.

Через сказки дети учатся сопереживать, сочувствовать героям, у них появляется желание помочь, сделать что-то приятное, доброе для тех, кто попал в беду, радуются хорошей концовке. Например, в сказке «Друзья леса», деревья попали в беду, на них напали гусеницы и они просят о помощи, им на выручку спешат муравьи, но сами попадают в беду, их муравейник разоряет медведь, муравьев от гибели спасает лесник. Так выстраивается цепочка добрых поступков и дети видят, что за добрые поступки всегда отвечают добром и в дальнейшем сами тоже стараются быть чуткими, отзывчивыми и заботливыми по отношению к окружающей нас природе и даже к маленьким насекомым, которые тоже могут быть полезны.

Для того, чтобы экологические сказки детям были интересны, можно использовать картинки для рассматривания, самим иллюстрировать сказки, использовать тренинги «Представьте, что вы дерево…» и другие, поиграть в игру «Чудесные превращения», например, превратиться в птицу или в других животных, привлечь детей к самостоятельному изготовлению книжек-малюток, сочинению сказок на выбранную тему, с использованием тех или иных героев, придумывание начала или концовки сказок, а также использование в работе методики ТРИЗ «Что было бы, если…» (не было пчел, цветов и т. д.).

Таким образом, роль экологических сказок в развитии правильного гуманного отношения к природе бесспорна и вы можете выбрать свои варианты и способы развития экологического сознания ребенка, осмысленности его поступков и действий по отношению к природе, но перед нами стоит главная задача, а именно, научить детей жить в ладу с окружающей средой.

Литература:

1. Рыжова Н. А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки и праздники. – М. : Линка-Пресс, 2002. – 192 с.

2. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] : учебное пособие для студентов средних и высших пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 1999. – 184 с.

Публикации по теме:

Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей»Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась "Региональная педагогическая.

Дидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольниковДидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольников В настоящие время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать любовь к природе надо с самого раннего.

Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников»Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников» Фотоотчет: «СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ». Основная цель моей педагогической деятельности –.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Человек - часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Значение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 летЗначение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 лет Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как средство экологического воспитания старших дошкольников
Опубликовано: 16 июня 2021 в 22:23
+358Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 165.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД