Дидактическая игра «Путешествие в мир природы»

Алена Куулар
Дидактическая игра «Путешествие в мир природы»

Цель: Развивать познавательный интерес детей, их экологическое сознание, формировать ценностные ориентации. Способствовать осознанию дошкольниками взаимосвязи всех компонентов природы, тесного взаимодействия человека и природы в их дальнейшей эволюции, закрепления навыков экологически грамотного поведения в природе.

Материал. 3 комплекта картинок с изображением обитателей (растений, животных) - леса, луга, водоема; куклы: Старичок - Лесовичок, Дедушка Знай, Дед Природовед, Незнайка; комплекты картинок с изображением растений, травоядных животных, хищников – по количеству детей; картинка с изображением дорожного знака «Дикие животные»; фишки, эмблемы.

Игровые действия «Путешествие».

Игровые правила. Не мешать друг другу «путешествовать», внимательно слушать задания сказочных персонажей, думать, находить правильные ответы, помогать товарищам в том случае, если они дают неправильные ответы.

Ход игры.

Игра может быть проведена на территории леса, парка, сквера, а также в групповой комнате. Воспитатель сообщает детям, что они отправляются в путешествие в мир природы. Перед отправлением дошкольников приветствует Старичок-Лесовичок: «День добрый, ребята! В гости к природе собрались? А правила вежливости не забыли?» Старичок – Лесовичок предлагает ребятам несколько пар правил, из которых детям нужно выбрать правила вежливого поведения в природе.

1,а. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

1,б. В лесу можно поиграть: листьями пробросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, в лесу много зелени – еще вырастет!

2,а. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать, и главное – никому не мешаешь!

2,б. Старайтесь, не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

3,а. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

3,б. Звери всякие важны, звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе свое важное дело.

За каждое правильно выбранное правило, дети получают фишки и проездные билеты на поезд для совершения путешествия.

• Первая станция – «Загадки Дедушки Зная».

На этой станции детей встречает Дедушка Знай: «Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы любите природу и дружите с ней. Сегодня у меня к вам будет много вопросов. Вопросы непростые. Чтобы ответить на них, нужно хорошо подумать».

Загадки

1. Один волшебник решил создать лес. И сделал его из деревьев, кустарников, цветов, грибов. Потом решил добавить насекомых, а они чуть не съели весь лес. Волшебник не мог понять, почему? Помогите, ребята, ему разобраться.

2. Другой волшебник сделал лес из деревьев, кустарников, цветов, грибов и поселил в нем только зайцев, лосей, косуль, оленей. И они тоже чуть не съели весь лес. Почему?

3. Третий волшебник сделал лес из деревьев, кустарников, цветов, грибов и поселил туда только волков и лисиц. Но они вскоре покинули этот лес. Почему?

4. Четвертый волшебник сделал лес из деревьев, кустарников, цветов, грибов и поселил туда жаб и ящериц, но они тоже начали покидать этот лес. Почему?

5. Пятый волшебник создал поле из пшеницы и ржи и поселил туда только мышей. Мыши чуть не съели весь будущий хлеб. Почему?

6. Шестой волшебник сделал речку из воды и водорослей и поселил в нее только щук. Щуки начали покидать эту речку. Почему?

7. Седьмой волшебник создал город только из домов и машин и поселил туда людей. Люди вскоре покинули этот город. Почему?

8. Восьмой волшебник сделал лес из разных животных и растений. Никто этот лес не покинул. Почему?

Кто первый и правильно отвечает на вопрос Дедушки Зная, получает фишку.

• Вторая станция – «Друзья природы».

Для этой станции выбирается свободная площадка на территории участка или групповой комнаты. Чтобы эта территория не пустовала, воспитатель предлагает детям создать лес, луг и озеро. В разных местах площадки расположены три коробки, в которых находятся картинки с изображением растений и животных различных природных сообществ. Дети делятся на три подгруппы. С помощью жребия определяется, какое из природных сообществ каждая подгруппа будет создавать. Дошкольники отбирают картинки только с теми природными объектами, которые обитают в определенном сообществе. Затем появляется Незнайка и задает детям вопросы, почему они отобрали определенные картинки для леса, луга, озера. Например: «А почему вы ландыши в лесу разместили? Они должны расти там, где все цветы, - на лугу» или: «И зачем эти лягушки в озере?» Ребята, которые дают полные, правильные ответы, получают от Незнайки фишки.

• Третья станция – «Экзамен с Дедом Природоведом».

На этой станции детей приветствует Дед Природовед: «Здравствуйте, дети! Мне говорили, что вы настоящие знатоки природы. Знаете, как существуют вместе все живые организмы (растения, животные, люди) и как они связаны с неживой природой. А чтобы проверить, действительно ли это так, я сейчас устрою для вас настоящий экзамен. Для этого экзамена я подготовил задания».

Задания

1. Наверное, многие из вас не один раз выезжали с папами и мамами на своих автомобилях на прогулку в лес. А я вам хочу сказать, что под колесами автомобилей гибнет много животных. В местах наиболее частых переходов лесных дорог животными стоит вот такой знак (показывает дорожный знак «Дикие животные»). Как должен поступить водитель, увидев такой знак:

Увеличить скорость и быстро промчаться?

Снизить скорость?

Особенно быть внимательным днем?

Особенно быть внимательным в утренние, вечерние и ночные часы?

2. Расскажите, как растения с грибами дружат?

3. Говорят, что один человек оставляет в лесу след, сто человек тропу, а тысяча – пустыню. Как, руководствуясь этой мудростью, вы будете поступать, находясь в лесу, на лугу?

4. Как бы вы оценили поступок человека, выгнавшего из дома надоевшую собаку?

5. Дед Природовед раздает каждому ребенку набор картинок, в который входит картинка с изображением травоядного животного и картинка с изображением хищника (насекомоядного животного). Задание: сложить цепочку питания начиная с растения. При этом изображения объектов природы на картинках у всех детей разные.

Кто первый и правильно решает задачу Деда Природоведа, получает фишку.

Результат. Ребенок, у которого в конце игры по результатам выполнения заданий на всех станциях окажется больше фишек, становится победителем. Остальным участникам путешествия вручаются эмблемы «Друзья природы».

Публикации по теме:

Презентация «Вода, вода — кругом вода». Развитие познавательного интереса к миру природы,формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для.

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Зима
  • Весна
Автор публикации:
Дидактическая игра «Путешествие в мир природы»
Опубликовано: 10 марта 2015 в 12:18
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 августа. День рождения Чебурашки

Официальный День рождения Чебурашки установил сам автор этого популярнейшего сказочного персонажа – детский писатель Эдуард Успенский. В 2005 году, на благотворительном мероприятии для детей-сирот он...

20 августа. День часов на МААМ

Про время все говорят, за ним следят, но что это такое – непонятно. Почему время можно тянуть, губить и терять, как оно идет и возможно ли его остановить – на эти и другие детские «почему» приходится...

Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей»
Все мы знаем, насколько важен труд в жизни человека. В труде происходит нравственное развитие человека. Трудовая деятельность существенно влияет на...
Конспект развлечения «Береза моя, березонька»
. Ведущая. Ребята, недавно мы с вами встречали Лето. А вот оно само в гости идет. ( приход Лета) Ведущая. Ой пришло Лето красное, Принесло солнце ясное....
Многофункциональные игровые пособия для решения задач интеграции образовательных...
Многофункциональные игровые пособия для решения задач интеграции образовательных областей. Любая программа дошкольного образования ставит перед собой цель –...