Сотникова Елена
Дидактические игры и упражнения для детей средней группы по разделу «Форма»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Игра «Засели домики»
Цель: развивать способность к анализу, сравнению, обобщению.
Материал: карточки с логическими таблицами; геометрические фигуры синего, желтого, красного цвета.
Вариант 1. Игровые действия: найти одну недостаюшую фигуру. Перед каждым ребенком лежит карточка с изображением домика. Жители домиков — геометрические фигуры, каждая из которых «живет» в своей «квартире». Одна из «квартир» пустая, в нее необходимо заселить нового «жителя». Дети должны найти недостающую фигуру и поместить ее в пустую клетку. Если
Публикация «Дидактические игры и упражнения для детей средней группы по разделу „Форма“» размещена в разделах
дети не могут самостоятельно решить задачу, взрослый предлагает рассмотреть, какие фигуры находятся в верхнем и среднем рядах, установить, чем похожи эти ряды, и определить, какой фигуры не достает.
Вариант 2. Игровые действия: найти две недостающие фигуры.
2. Игра «Поймай тройку»
Целъ: формировать умение сравнивать; развивать внимание.
Материал: логические фигуры.
Игровые действия: педагог перемешивает фигуры и складывает их в виде стопки, затем снимает две верхние фигуры и кладет их на стол. Первый участник берет из стопки фигуру, прикладывает ее к паре, лежащей на столе, и ищет, чем похожи все три фигуры. Если находит подобие, забирает все три фигуры, как выигрыш, если сходство не обнаружено, то выбранная им фигура кладется вниз стопки. Следующий игрок берет из стопки очередную карточку, ищет признаки сходства с двумя имеющимися карточками. Выигрывает тот, кто соберет больше фигур.
3. Игра «Угадай, какая фигура»
Цель: развивать логическое мышление; учить кодировать и декодировать информацию о свойствах предмета.
Материал: логические фигуры; карточки с изображением свойств; фишки.
Вариант 1. Игровые действия: определить соответствующую фигуру.
Перед детьми лежат логические фигуры. Ведущий показывает карточку, на которой изображено свойство блока (цвет, форма или размер). (Используются карточки с перечеркнутыми знаками.) Ребенок определяет соответсвующую фигуру, за верный ответ получает фишку.
Вариант 2. Игровые действия: отгадать фигуру по карточке, на которой изображены два свойства фигуры (цвет и форма; цвет и размер; форма и размер).
Вариант 3. Игровые действия: отгадать фигуру по карточке, на которой изображены три свойства фигуры (цвет, форма и размер).
Ответ: красный большой прямоугольник.
Ответ: красный большой квадрат.
4. Игры с обручами «Бабочки и цветы»
Цель: упражнять в умении классифицировать фигуры по двум и трем свойствам; учить находить область пересечения двух или трех областей; развивать логическое мышление.
Материал: логические фигуры разного цвета; два или три обруча разного цвета.
Вариант 1. Игровые действия: на полу лежат обручи — «цветы», в руках у детей логические фигуры — «бабочки». Необходимо разместить «бабочек» на
«цветы» согласно правилу: на зеленом «цветке»-обруче будут находиться все красные «бабочки»-фигуры, на красном — все круглые «бабочки»-фигуры. Прежде чем положить фигуру, ребенок должен ее описать.
Например: «Моя "бабочка" и красная, и круглая, значит, я ее положу в пересечении двух "цветов": красного и зеленого». «Моя "бабочка" красная не круглая, значит, я ее положу в зеленый "цветок"».
Вариант 2. Если при выполнении задания были допущены ошибки, то воспитатель еще раз вместе с детьми уточняет правило и описывает фигуру. Если дети заметили ошибку, говорят «стоп» и исправляют ее.
Педагог поощряет активность детей, постоянно меняет игровые задачи; в последствии дети сами составляют правила.
5 .Игра «Угощение для медвежат»
Цель: развивать умение сравнивать предметы по двум-трем свойствам, подводить к пониманию слов «разные», «одинаковые», пользоваться карточками-символами свойств.
Материал: логические фигуры; карточки-символы свойств; игрушки «медвежата».
Вариант 1. Игровые действия: разложить «печенье» на подносы.
В гости к детям пришли медвежата. Педагог предлагает угостить их печеньем. «Печенье» — фигуры, лежащие на подносах, должны отличаться формой и цветом, или цветом и размером, или формой и размером.
Вариант 2. Игровые действия: угостить медвежат «печеньем», отличающимся по трем свойствам.
Вариант 3. Игровые действия: используются карточки-символы свойств.
На столе в стопке лежат карточки с символами. Ребенок берет карточку, находит «печенье» с заданными свойствами. Второе печенье берет согласно
правилу, оговоренному педагогом ранее. Например, ребенок взял карточку
Выбрал фигуру (красный маленький круг) — одно «печенье». Второе — синий маленький квадрат (так как по условию другое «печенье» должно
Отличаться цветом и формой). И. т. д.