Лариса Старикова
Дидактические игры и упражнения для коррекции внимания, восприятия, мышления
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры и упражнения для коррекции : слухового, зрительного, тактильного восприятия; произвольного внимания; мнестической деятельности; наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления.
Для коррекции слухового восприятия :
1. "Что слышно?"
Цель: формирование умения различать звучание простейших музыкальных инструментов, развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
Публикация «Дидактические игры и упражнения для коррекции внимания, восприятия, мышления» размещена в разделах
Описание. Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за ширмой. Затем он просит рассказать, что они слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука.
Примечание. Можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком. Очередность в игре может быть установлена с помощью считалки. Предметы, которые могут быть использованы для игры : барабан, свисток, деревянные ложки, металлофон, детское пианино можно в дальнейшем заменить на емкости с водой для ее переливания и создания звуков льющейся воды, стеклянные предметы и молоточек для стука по стеклу и т. д.
2. "Угадай, кто позвал?"
Цель: научить различать сверстника по голосу, развитие направленности слухового восприятия и внимания.
Описание: Дети становятся в круг и выбирают водящего. Водящий становится в центре круга, воспитатель завязывает глаза водящему. Водящей крутится вокруг себя несколько раз. Воспитатель, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из детей. Ребенок произносит имя водящего, который должен угадать, кто из играющих назвал его имя. Если водящий отгадал, он открывает глаза и меняется местами с ребенком, который назвал его имя. Если водящий ошибся, то игра продолжается. Имя водящего называет тот же ребенок или другой по указанию воспитателя.
Для коррекции зрительного восприятия :
1. Игра «Угадай животных»
Цель: развитие зрительного восприятия, восприятия формы.
Оборудование: 2 набора картинок: 1). Предметные картинки, на которых изображены животные (дикие и домашние); 2). Картинки с изображением теней животных (диких и домашних).
Описание: 1. Взрослый предлагает рассмотреть картинки с изображением животных и назвать их.
2. Взрослый просит ребенка подобрать картинку, на которой изображена тень животного, к предметной картинке, на которой изображено само животное.
3. Взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку и отгадать, какого животного тень изображена на ней, без опоры на предметные картинки.
2. Игра «Сложи картинку из частей»
Цель: развитие зрительного восприятия; развитие тонкой моторики рук.
Оборудование: Разрезные картинки из нескольких частей и образец для сравнения.
Описание: Перед ребенком на столе лежат разрезные картинки с изображением знакомых предметов или героев из сказок. Предлагается сложить картинку из частей так, чтобы получился целый предмет, путём прикладывания в соответствии с образцом. Далее усложняю задание: собирание картинки по памяти.
Для коррекции тактильного восприятия :
1. Игра «Чудесный мешочек»
Цель: совершенствование тактильного восприятия, мыслительной способности.
Оборудование: разные игрушки и предметы небольшого размера (пуговицы, шарики, шишки, куколки, зверюшки, желуди и т. д.).
Описание: Предложите ребенку поиграть: «Смотри, что я достала из мешочка. А теперь ты достань что-нибудь». Когда ребенок достанет и назовет все предметы, сложите все обратно и предложите сделать то же самое, но с закрытыми глазами, на ощупь, и назвать каждый предмет. А затем пусть ребенок достанет из мешочка предмет по просьбе взрослого (на ощупь).
2. Игра «Сухой бассейн».
Цель: развитие мелкой моторики у детей, познавательного интереса, тактильного восприятия, внимания, памяти.
Оборудование: Небольшое ведёрко с мелкой мозаикой, объёмные геометрические фигуры (шар, куб, конус, призма и др.)
Описание: Ребёнок опускает руки в «Сухой бассейн» и на ощупь находит и называет фигуру, которую нашёл.
Для коррекции произвольного внимания :
1. Игра «Будь внимателен»
Цель: развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста
посредством слухоречевых игр.
Описание. Воспитатель называет ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т. п. Ребёнок должен, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, задание повторяется снова.
2. Игра «Что пропало?»
Цель: развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Описание: На какой-то поверхности раскладываются мелкие предметы. Детям предлагается несколько секунд рассмотреть предметы и их расположение и выйти из комнаты (отвернуться, закрыть глаза). Затем несколько предметов убирается. Задача ребенка – определить, какие предметы исчезли.
Для коррекции мнестической деятельности:
1. Игра «Игра Фотоаппараты»
Описание.
1-ый вариант: детям на несколько секунду показывается карточка с любым
изображением, должны как можно подробнее описать его.
2-ой вариант: показывается картинка с изображением какого-либо сюжета (30
секунд, после чего дается другая, подобная первой картинка, но на ней
некоторые предметы отсутствуют или заменены на что-то другое. Надо
сказать, что изменилось
3-ий вариант: на столе раскладываются любые предметы, игрушки и т. п.
Ребенку дается 30 секунд, чтобы запомнить, что и где лежит. Затем он
отворачивается. Взрослый переставляет предметы, либо что-то убирает совсем
или замещает на другой предмет. Ребенок должен определить, что изменилось.
4-ый вариант: игра проводится с группой детей. Выбирается один человек,
внешний вид которого дети должны запомнить. Затем он выходит из комнаты
и что-то изменяет в своей внешности (взрослый может помогать ребенку).
После чего он возвращается, и дети должны найти отличие.
2. Игра «Найди два одинаковых предмета»
Оборудование: коробочка с пятью предметами и более, из которых два предмета одинаковые: карандаши.
Описание: Ребенку предлагается: а) найти, показать и объяснить, в чем схожи эти два предмета; б) предмет в коробочке и предмет – образец. Необходимо найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чем схожесть.
Для коррекции наглядно-действенного мышления :
1. Игра «Покатай зайку»
Цель: Знакомить со вспомогательными средствами, имеющими фиксированное назначение.
Оборудование: Два зайчика и две машинки.
Описание (проводится в игровом уголке) : Педагог берет две машины и в каждую сажает зайчика: одна машина с веревкой, а другая без нее. Педагог приглашает двоих детей и просит их покатать зайчиков. Естественно, одному ребенку удобно возить машинку за веревочку, другому – нет. Взрослый обращает на это внимание детей и в присутствии их привязывает веревку ко второй машине. «Теперь будет удобно возить машину»,– говорит педагог и показывает, как нужно взяться за веревочку. Дети по очереди возят машину за веревку.
2. Игра «Угостим кукол»
Цель: Знакомить со вспомогательными средствами, имеющими фиксированное назначение.
Оборудование: Две куклы, детская мебель и посуда.
Ход игры (проводится в игровом уголке) : Педагог сажает за стол двух кукол и ставит перед ними столовый сервиз, в котором нет чашек. Педагог предлагает напоить кукол чаем с конфетой. Если дети не догадываются взять чашки, педагог напоминает: «Из чего мы пьем чай?» Затем просит ребенка принести чашки из буфета и угостить кукол чаем. При затруднении можно использовать действия по подражанию! В конце игры педагог уточняет, что чай можно пить из чашек и кукол мы поим из чашек.
Для коррекции наглядно-образного мышления :
1. Игра "Четвертый лишний".
Цель: развитие наглядно-образного мышления.
Оборудование: карточки с изображением цветных картинок.
Описание: ребенку предъявляется картинка с изображением 4-х предметов, три из которых можно объединить обобщающим словом, а четвертый предмет по отношению к ним окажется "лишним". Ребенок должен определить, какой предмет лишний и все оставшиеся предметы назвать, одним словом.
2. Игра «Кто лишний»
Цель: развитие наглядно-образного мышления.
Оборудование: карточки с изображением героев сказок.
Описание: ребенку предъявляется картинка с изображением героев сказок, нужно найти кто из них на картинке "лишний". Ребенок должен определить, кто лишний и назвать из какой сказки герои.
3. Игра «Найди, чей предмет?»
Оборудование: картинки с изображением предметов.
Описание: Предложить детям соотнести картинки между собой. На мольберте картинка, на которой изображены герои из сказок. Отдельно лежат картинки с разными предметами-атрибутами. Нужно подобрать для каждого героя свой предмет.
Для коррекции словесно-логического мышления :
1. Игра «Продолжи ряд».
Описание: Предлагается ряд слов, а дети должны его дополнить:
- Мишка, кукла…
- Дуб, тополь…
- Вишня, абрикос…
- Миша, Света…
2. Игра «Съедобное – несъедобное»
Оборудование: мяч.
Описание. В зависимости от названного предмета съедобен он или нет,
ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Я буду называть предметы (например, яблоко, стул и т. д.). Если названный предмет съедобный, то вы должны поймать мяч. Если названный предмет несъедобный, то вы должны отбить брошенный мяч. Если дан неправильный ответ (мяч не пойман, хотя предмет съедобный, или пойман, хотя предмет несъедобный, то играющий пропускает один ход игры».
Примеры названий предметов для игры : мяч, апельсин, окно, сыр, кукла,
лук, книга, пирожок, котлета, дом, мыло, пирожное, булочка, помидор,
огурец, ножницы и т. д.
3. Игра «Скажи наоборот»
Описание: Предложить детям игру: я буду говорить слово, ты тоже скажи, но только наоборот. - ВЕСЕЛЫЙ-ГРУСТНЫЙ, КРАСИВЫЙ – БЕЗОБРАЗНЫЙ - БЫСТРЫЙ-МЕДЛЕННЫЙ ХУДОЙ – ТОЛСТЫЙ
Конспект психокоррекционного занятия, направленного на развитие зрительного
и слухового восприятия, наглядно-образного мышления
Форма занятия: групповое
Возрастная группа: подготовительная
Продолжительность занятия: 25-30 минут
Тема занятия: «Путешествие по сказкам»
Место и роль занятия в изучаемой теме: коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного и слухового восприятия, наглядно-образного мышления; соответствует комплексно-тематическому планированию.
Тип занятия: интегрированное с ОО познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое.
Цель: Создание психолого-педагогических условий для развития внимания и наглядно-образного мышления посредством художественной литературы.
Задачи занятия:
- обучающие:
1. Систематизировать знания детей о русских народных сказках через игру – путешествие.
2. Учить определять героев сказок, соотносить героев и предметы из сказок, называть сказки через игровые упражнения.
3. Учить складывать картинки из частей.
- развивающие:
1. Развивать зрительное и слуховое восприятие в процессе игр.
2. Содействовать развитию речи, обогащению словарного запаса, памяти, мышления.
3. Обеспечить развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
- коррекционные :
1. Развивать зрительное и слуховое восприятие, наглядно-образное мышление.
2. Развивать мелкую моторику.
- воспитательные :
1. Прививать любовь к устному народному творчеству.
2. Воспитывать любознательность.
3. Воспитывать желание прийти на помощь и выполнять задания сообща.
Планируемые результаты:
- усвоение данного материала;
- улучшение наглядно-образного мышления, слухового и зрительного внимания;
- активное взаимодействие со сверстниками и педагогом, участие в совместных играх.
Словарная работа: Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая
Оборудование: картинки с изображением сказочных героев и предметов; мольберт; 2 разрезные картинки («Репка», «Маша и медведь»); экран; проектор, видеозапись сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, отгадывание загадок.
План занятия:
1. Организационный момент:
Воспитатель : Ребята, посмотрите, здесь какое-то письмо (читает письмо). «Здравствуйте, дети, я бабушка Рассказушка, меня заколдовала злая Баба Яга, спасите меня, выполните все задания, которые я вам отправила. Спасибо, вам заранее».
2. Основной этап:
Воспитатель : Ребята, давайте поможем. А вы, любите сказки? (ответы детей)
Дети. Да. Любим. Очень любим. И поможем.
Воспитатель : Вот первое задание.
Как можно сказать о сказке, какая она?
Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.
Воспитатель : Молодцы, ребята!
Воспитатель : Ребята, вы сказали, что очень любите сказки. Почему некоторые из них называются народными?
Дети: Потому что их сочинил народ.
Воспитатель : Верно. Вот вам и второе задание.
Воспитатель : И так, мы с вами отправимся в путешествие по русским народным сказкам.
Игра «Кто лишний»
Воспитатель : нужно рассмотреть картинки с героями сказок и определить, какой герой лишний и как называется сказка.
Картинки с героями сказок:
1. «Курочка Ряба» - (курочка, мышка, яйцо, дед, баба, петушок);
2. «Колобок» - (колобок, лиса, волк, медведь, дед, баба, заяц, лягушка);
3. «Три медведя» - (Маша, три медведя, бабушка, дедушка, козлёночек);
4. «Заюшкина избушка» - (заяц, лиса, петух, избушка, кот).
Воспитатель : Молодцы, ребята! Вы справились со вторым заданием!
Воспитатель : А вот и еще одно задание.
Игра «Сложи картинку из частей»
Воспитатель : детям предлагается разделиться на 2 команды и собрать из разрезных картинок сказку.
1 команда – сказка «Репка»
2 команда – сказка «Маша и медведь»
Воспитатель : Молодцы, ребята! Вы справились с заданием!
Физкультурная минутка «Сказки».
Мышка быстренько бежала
(бег на месте)
Мышка хвостиком виляла
(имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила
(показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка, хороша и крепка
(развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Мы славна семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать
(подпрыгивание на месте) Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться
(стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»).
Воспитатель : А вот и следующее задание.
Игра «Чей предмет?»
Детям предлагается соотнести картинки с изображением предметов и героев сказок (Баба-Яга – метла; лисичка – скалочка; петушок – бобовое зёрнышко; лягушка – стрела; медвель и короб с пирожками).
Воспитатель : Молодцы, ребята! Вы справились с этим заданием!
Игра «Угадайте, из какой сказки слова»
Воспитатель :
1.- Высоко сижу – далеко гляжу. (Маша «Маша и медведь»)
2.-Я от дедушки ушел(«Колобок»)
3.- Жучка иди… тянуть… («Репка»)
4.- Слышим, слышим. Да не матушкин это голосок. («Волк и семеро козлят»)
5.- Несет меня лиса за темные леса. («Кот, петух и лиса»)
6.- Ловись рыбка мала и велика. («Лисичка – сестричка и серый волк»)
7. - Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, курочку под печку. … («Лисичка со скалочкой»)
8.- Молочная река, кисельные берега,
Куда гуси – лебеди полетели. («Гуси- лебеди»)
9.- Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.
(«Крошечка-Хаврошечка»)
10.- Не пей братец, козленочком станешь. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
11.- Вижу, вижу, не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке. («Маша и медведь»)
12- Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная. (Морозко)
13.- Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам(«Лиса и заяц»)
14.- Битый не битого везет, битый не битого везет. («Лиса и волк»).
3. Заключительный этап:
Воспитатель : Со всеми заданиями вы очень быстро справились, и вам бабушка Рассказушка в подарок отправила эту сказку.
(Дети смотрят русскую народную сказку «Петушок и бобовое зёрнышко»)
Рефлексия:
- Чем мы сегодня занимались?
- Кому помогали?
- Что было интересно?
- Что вызывало затруднения?