Папки-передвижки

Дидактические игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста

Ольга Абразумова
Дидактические игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

Упражнение «А что у вас?».

Наглядный материал: на каждом столе одна картинка.

Ход игры : воспитатель спрашивает: “ Что у вас на картинке?”. Дети отвечают:

- У меня флаг

- У меня флаги.

- У меня дом.

- У меня дома и т. д.

Упражнение «Один - много».

Наглядный материал: картинки по числу детей с изображением одного или нескольких предметов.

Публикация «Дидактические игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ход игры : воспитатель раздаёт картинки. Просит назвать предметы, нарисованные на картинках. Дети отвечают:

- У меня окно.

- У меня окна и т. д.

Упражнение «Магазин».

Цель: практическое усвоение множественного числа, составление предложений с союзом а.

Ход игры : на игровом поле расположены 3 – 4 куклы, 3 – 4 мишки и т. д. У воспитателя на столе те же игрушки в единственном числе. Дети берут со стола игрушки и по образцу воспитателя говорят:

- У меня мяч, а в магазине мячи и т. д.

Упражнение «А что у вас?».

Наглядный материал: у каждого ребёнка картинки с изображением предметов во множественном числе. У воспитателя те же картинки но с изображением предметов в единственном числе.

Ход игры : воспитатель говорит: “ У меня кукла. А у вас?”. Ответы детей :

- У меня куклы и т. д.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В ВИНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ.

Упражнение «Магазин».

Наглядный материал: игрушки.

Ход игры : воспитатель говорит детям, что он будет продавец, а они покупатели. Спрашивает поочерё дно: “Что ты купишь?”. Дети отвечают:

- Я куплю мяч.

- Я куплю куклу и т. д.

Упражнение «Закончи предложение».

Наглядный материал: сюжетные картинки.

Ход игры : воспитатель начинает предложение, дети заканчивают его существительным в винительном падеже без предлога:

- Папа читает … /книгу/.

- Зоя ловит … /бабочку/ и т. д.

Упражнение «Кто кого обогнал».

Наглядный материал: магнитный театр / девочка, мальчик, кошка, собака/.

Ход игры : фигурки на полотне расставлены парами. Их положение всё время меняется. Воспитатель спрашивает: ” Кто кого обогнал?”. Дети отвечают:

- Петя обогнал Риту и т. д.

Упражнение «Кто что делает».

Наглядный материал: картинки с одушевлёнными и неодушевлёнными предметами на разных планшетах.

Ход игры : воспитатель спрашивает ребё нка: ”Что ты видишь на картинке?”. Ребё нок отвечает:

- Я вижу собаку, кошку, мальчика и т. д.

Драматизация сказки «Человек и животные».

Цель: закрепить у детей умение пользоваться простыми распространёнными предложениями, правильно употреблять форму винительного падежа; закрепить навык диалогической речи.

Наглядный материал: шапочки, изображающие головы лошади, коровы, овцы, собаки, курицы, петуха.

Ход игры : животные и птицы пришли к человеку и сказали:

- Дай нам работу.

- А что вы умеете делать? – спросил человек.

Лошадь сказала:

- Я буду возить грузы.

Овца сказала:

- Я буду давать шерсть.

Собака сказала:

- Я буду охранять дом.

Курица сказала:

- Я буду нести яйца.

Петушок сказал:

- Я буду рано всех будить.

- Хорошо, я дам вам работу, - сказал человек.

На вопросы воспитателя дети должны ответить предложением сказки с использованием существительных в винительном падеже:

- Я буду возить грузы и т. д.

Упражнение «У Заиньки День рождения».

Наглядный материал: картинки.

Ход игры : воспитатель говорит:

- У Заиньки День рождения. Он приготовил разные угощения. / показывает картинки: орехи, рыбка, мёд/. Угадайте, кому Зайка приготовил орехи?

Дети отвечают:

- Орехи – белке.

- Рыбку – лисе.

- Мёд – мишке.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ЕДИНСТВЕННОГО И МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ.

Игра «Чего не стало?».

Наглядный материал: игрушки.

Ход игры : воспитатель предлагает детям посмотреть 3 – 4 игрушки, запомнить их. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает 1 -2 игрушки и спрашивает: ” Чего не стало?”. Дети отвечают:

- Не стало мишки, куклы и т. д.

Игра «Желание».

Наглядный материал: стакан чая, воды, молока, компота.

Ход игры : воспитатель начинает фразу, дети её заканчивают:

- Я выпью … /стакан молока/.

- Я выпью … /стакан воды/и т. д.

Игра «Угадай дерево по листу».

Наглядный материал: карточки с листьями знакомых деревьев.

Ход игры : воспитатель показывает карточку одну за другой и спрашивает, какому дереву принадлежит этот лист. Даё т образец ответа:

- Этот лист / ветка/ берёзы.

- Этот лист липы и т. д.

Упражнение «Кого кормит девочка».

Наглядный материал: магнитный театр / девочка с лукошком, куры, гуси, утки/.

Ход игры : воспитатель задаё т вопросы в соответствии с ситуацией: “Кого кормит девочка?”.

Дети отвечают:

- Девочка кормит кур и т. д.

Упражнение «Теремок».

Наглядный материал: теремок, игрушки – зверята: медвежата, мышата, лисята.

Ход игры : Воспитатель говорит:

- Кого хотите видеть?

- Я хочу видеть медвежат, лисят и т. д.

Если дети правильно назвали, то зверята выходят из теремка.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В ТВОРИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ.

Упражнение «Что с чем?

Наглядный материал: картинки – ящик с яблоками; мешок с грушами.

Ход игры : воспитатель выставляет картинки на полотно и спрашивает: “ Что с чем?”. Дети отвечают.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В КОСВЕННЫХ ПАДЕЖАХ С ПРЕДЛОГАМИ

Упражнение «Что ты любишь?».

Цель: активизация в речи предлога с.

Ход игры : воспитатель начинает фразу:

- Красное платье у кого?

- У Зины.

- Синий флажок у кого?

- У Саши и т. д.

Упражнение «На чём дети катаются».

Наглядный материал: сюжетные картинки / лыжи, санки, коньки, самокат, велосипед, машина/.

Ход игры : дети по картинкам составляют предложения с союзом на.

- Мальчик катается на самокате.

- Вера едет на машине. И т. д.

Упражнение «На чём дети катаются».

Цель: активизация в речи предлога у.

Ход игры : воспитатель начинает фразу:

- Красивое платье у кого?

- У Зины.

- Синий флажок у кого?

- У Сани. И т. д.

Упражнение «Где Петрушка?».

Наглядный материал: кукольная мебель, кукла Петрушка.

Ход игры : воспитатель передвигает Петрушку в кукольной комнате: сажает на стул, на диван, за стол, прячет за шкаф, за диван. Дети объясняют, где Петрушка:

- Петрушка сидит на стуле. И т. д.

СОГЛАСОВАНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ, ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ И МЕСТОИМЕНИЯМИ В РОДЕ, ЧИСЛЕ, ПАДЕЖЕ; С ГЛАГОЛАМИ – В ЧИСЛЕ, РОДЕ.

Игра «Картинки».

Цель: упражнять детей в родовой принадлежности существительных /какой, какая, какое?/.

Наглядный материал: набор картинок /стул, карандаш, апельсин, лимон, помидор, котёнок, цыплёнок, щенок, шапочка, кастрюля, груша, колесо, большое ведро, маленькое ведро, деревце, блюдце, яблоко, пальто, молоко/.

Ход игры : воспитатель говорит:

- У меня в коробке много картинок. Вы мне будите показывать картинку, а я назову, что на ней нарисовано /большое яблоко, голубая чашка, красный помидор/. Теперь я буду показывать картинки, а вы будете их называть.

Названные картинки воспитатель откладывает на стол. Игра заканчивается, когда все картинки будут названы.

Игра «Кто с кем».

Наглядный материал: картинки – животные и их животные.

Ход игры : по мере выставления картинок воспитатель предлагает детям ответить на вопрос: “ Кто с кем вышел на полянку?

- Лиса с лисёнком.

- Зайчиха с зайчёнком и т. д.

Игра «Где мишка искал свой мяч».

Цель: привлечь внимание детей к различным вариантам пространственных отношений между предметами, активизировать их в речи, предлоги под, за, на, около, с. Учить детей изменять падежное окончание существительных при употреблении различных предлогов /на стуле, под стулом, около стула /.

Ход игры : воспитатель спрашивает, дети отвечают.

- Что делает мишка? /Мишка спит/.

- Где спит мишка? /На кровати/.

- Что сейчас делает мишка? /Мишка встал/.

- Он проснулся. Разве он уже встал с кровати? /Не встал, ещё сидит/.

- Где он сидит? / На кровати/.

Воспитатель говорит, что мишка хочет поиграть в мяч, а мяч куда-то закатился. Начинаются поиски мяча. Мишка заглядывает под кровать, под стол, под шкаф, под диван, он ищет мяч за диваном, за шкафом, за буфетом, он заглядывает в шкаф, в буфет, затем на буфет, на шкаф и, наконец, находит мяч в корзине.

По ходу игры задаются вопросы :

- Куда теперь пошёл мишка?

- Что он делает?

- Почему он наклонился?

- Где он сейчас ищет мяч?

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Служу России» Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста "Служу России"[/h4] Цель: Продолжать учить детей знакомить с родами войск В Российской.

Этапы формирования грамматического строя речи у детей с ОНР. В связи с поиском наиболее рациональных и эффективных путей коррекции недоразвития речи была разработана поэтапная система формирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 декабря 2014 в 19:26
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД